Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кучерова А. А. Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13124/ (дата обращения: 24.06.2018).



Врожденные ОВЗ, по нашему мнению, не представляют собой такую же опасность для адекватного формирования личности ребенка, как в случае появления ограниченных возможностей по здоровью в более позднем возрастном периоде, например, в период обучения в старших классах школы. Именно новоприобретенные, а не врожденные или ранние ОВЗ могут оказать сильное влияние на формирование нравственной воспитанности у старшеклассника. В любом случае результат процесса нравственного воспитания будет обусловлен педагогической и психологической компетенцией педагогов, родителей, социальных работников, врачей, на плечи которых ляжет обязанность не только по физической, но и психологической, а также нравственной реабилитации ребенка. Отметим также, что такому старшекласснику, перед которым в скором времени должна была открыться дорога в новую учебную или профессиональную жизнь, безусловно, понадобится помощь в объективном планировании будущей жизнедеятельности.

Как известно, именно на старшеклассников, которые являются наиболее мобильной социальной группой, оказывается негативное влияние с целью использования их в своих интересах со стороны недобросовестных заинтересованных в этом сторон, таких как дестабилизирующие общественные деятели, криминальные структуры, нелегальные секты и т. п. Необходимо отметить, что молодежь зачастую являются легкодоступным средством для достижения недобросовестных целей отдельных людей. Отсутствие сформированной системы ценностей и нравственной воспитанности среди личностных качеств молодого поколения может привести к тому, что их легко можно будет сбить с правомерного пути, привить им мнимые ценности и идеалы, следовательно, проблема формирования нравственной воспитанности именно у обучающейся молодежи в настоящее время становится с каждым днем все более актуальной.

Именно на юношеский период выпадает период интенсивного жизненного, в первую очередь нравственного развития молодежи, когда молодые люди начинают вступать во взаимодействие с новым миром сложных взрослых отношений и больше всего нуждаются в истинных, нравственных ориентирах.

По нашему мнению, источником успеха на пути формирования нравственной воспитанности у старшеклассника с ОВЗ должна стать реорганизация семейных отношений. В ситуации, когда семья начинает адаптироваться к возникшему стрессу, осуществляется модификация семейных взаимоотношений, которая характеризуется переоценкой ценностей, изменением жизненных целей и смысловых установок, способов взаимодействия в семье, при этом может возникнуть опасность дисфункции в семье, что может негативно влиять на формирование нравственной воспитанности у старшеклассника с ОВЗ.

Вместе с тем, существуют и противоположные ситуации, когда аналогичные проблемы объединяют семью. Анализ литературы, посвященный семейным ценностям [5, с. 100] показал, что семьи, опирающиеся поддержку различных социальных институтов, более толерантны по отношению к своим детям с ОВЗ.

Так, семьи, в которых есть дети подросткового и юношеского возраста с возникшими в этом возрасте ОВЗ, нуждаются в проведении общих встреч, организации круглых столов, создании групп взаимопомощи или волонтерских инициатив, с обязательным включением в них специалистов — социального педагога, школьного психолога и др., которые оказывали бы помощь в реализации той или иной формы педагогической поддержки. На сегодняшний день существуют предпосылки создания новаторских социальных общностей родителей старшеклассников с приобретенными ОВЗ, идущими по пути интеграции. Однако сегодня в российских школах и семьях существует недостаток информации по проблеме формирования нравственной воспитанности у детей с ОВЗ, не определены социальные приоритеты в отношении таких детей, что проявляется в нечетких ориентирах социальной политики государства, а, следовательно, и на практике.

Только семья и школа с их нереализованным собственным потенциалом могут стать мощным механизмом процесса не только реабилитации старшеклассника с приобретенными ОВЗ, но и формирования нравственной воспитанности у него, так как воспитание должно учитывать удовлетворение как общих нравственных, так и особых потребностей, обусловленных характером ограничения возможностей их здоровья [2]. Направленность семьи и школы на неиспользованные резервы будет способствовать эффективности концепции самопомощи, которая на сегодняшний день становится одной из генеральных концепций в воспитательной работе со старшеклассниками с ОВЗ [4, С. 66].

Педагогизация данного процесса и должна стать базой для комплексной поддержки семьи, воспитывающей старшеклассника с ОВЗ, реализуя различные возможности психологов, врачей, социальных педагогов, учителей. Понятие «педагогизация» [1] предполагает выполнение некоторых условий воспитательной среды, которые должны учитывать следующее:

– воплощение идей доступности и честности данной среды, в которой участие старшеклассников с ОВЗ в ее деятельности осуществляется на основе свободы выбора ее содержания и нравственных ценностей, пропагандируемых в ней;

– наличие возможности для старшеклассника модифицировать содержание воспитательной деятельности, установить для себя иную траекторию, адаптированную к собственным возможностям, обосновать соответствующий уровень формирования нравственной воспитанности;

– возможность индивидуального самовыражения посредством собственного выбора форм и способов деятельности;

– возможность реализации таких взаимоотношений между участниками процесса формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ, когда интересы всех субъектов данного процесса не противоречат друг другу;

– адекватность педагогизации данного процесса принципам профессиональной аксиологии, социальной направленности.

Отметим также, что важным является не только то, насколько ориентирован старшеклассник с ОВЗ в своей учебной и внеучебной активности на нормы морали и нравственные ценности, но и насколько при этом он следует своим эгоистичным мотивам. Показательными в этом плане являются результаты опроса молодежи РФ, проведенного 18 мая 2016 года среди 53 субъектов РФ, в 104 населенных пунктов у 1500 респондентов. Интервью проводилось по месту жительства в рамках исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ) [3].

Так, по мнению молодых людей, современная молодежь сильно отличается от тех, кто на 10–15 лет старше. По их словам, «нынешняя молодежь имеет эгоистичные взгляды и традиции». В целом результаты опроса показали, что проблемы, затрагиваемые молодежью, носят комплексный характер: немалое место среди них отводится проблемам, связанным с качественным образованием, нравственными качествами молодых людей, мешающими им добиваться самореализации в профессиональной области и личной жизни.

Таким образом, специфика образовательного процесса школы в условиях педагогизации семьи детей с ОВЗ дает возможность говорить о необходимости реализации таких педагогических условий, которые способствовали бы повышению уровня нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ: моделирование процесса воспитания на основе аксиологического подхода; интеграция внеучебной и учебной деятельности на основе сотрудничества как ведущей инновационной технологии воспитания; формирование области социальной ответственности посредством включения старшеклассников с ОВЗ в создание и реализацию социальных программ; становление и развитие содружества учителей и школьников с ОВЗ, ориентированного на эффективность жизнедеятельности школы.

Данные педагогические условия могут быть реализованы комплексно, что может выразиться в следующем:

– в переосмыслении и корректировке планов учебно-воспитательной работы в части наполнения содержания образования и воспитания профессионально и социально ориентированными спецкурсами, семинарскими занятиями, введении бинарных уроков, вовлечении для преподавания избранных тем и разделов преподавателей вузов или потенциальных работодателей; реализации спецкурса «Нравственная воспитанность как основа социальных коммуникаций в будущей профессиональной среде»; внедрении в учебно-воспитательный процесс школы различных деловых тренингов, таких как «Коммуникации в организации», «Коммуникация как общение», «Публичное выступление» и пр.; использовании ситуационных игр по осуществлению учебных, социальных или профессиональных решений в качестве будущего специалиста; реализации системы психологических тренингов («Барьеры коммуникации», «Ориентировочные основы самопрезентации», «Снижение эмоционального напряжения у собеседника», «Избегание учебного сгорания» и др.);

– в создании научного школьно-учительского сообщества, сферой интереса которого стали духовно-нравственные, патриотические, социально-культурные преобразования молодежной политики региона, способы их улучшения;

– в создании модели старшеклассника с ОВЗ, владеющего способами деятельностного взаимодействия с окружающими людьми, выстроенного на основе присвоенных нравственных ценностей и норм морали, мотивированного на социально активное и ответственное поведение, реализацию ответственных действий, требующих осознанного выбора линии поведения, принятия решений и оценивания их последствий, за счет организации учебного и внеучебного взаимодействия, сотрудничества и диалога;

– в исследовании общественного мнения обучающейся молодежи с ОВЗ о перспективах обучения, рынка труда, причинах низкой социальной активности молодых людей и др.

Литература:

  1. Летняя страна детства для юных граждан России: Методологические основы организации деятельности летних детских оздоровительно образовательных учреждений: Пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей / Под ред. Г. П. Будановой. — М.: НИИ семьи, 1997.
  2. Малофеев H. H. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С.3–10.
  3. Молодежь о молодежи // Fom.ru URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/12832 (дата обращения: 09.10.2017).
  4. Морова Н. С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов / Н. С. Морова. — Йошкар-Ола, 1997. — 200 с.
  5. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка / Е. Р. Смирнова. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственная воспитанность, семья, старшеклассник, норма морали, обучающаяся молодежь, проблема формирования, ценность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос