Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Тимошенко И. И., Хощенко Г. В. Дыхательная гимнастика для дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 68-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13118/ (дата обращения: 22.06.2018).



Возрастные особенности детей дошкольного возраста позволяют выделить ряд аргументов в пользу раннего обучения иностранному языку. Сдвиг начала обучения иностранному языку на дошкольный возраст обусловлен тем, что дети уже с четырех лет отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. У детей четырех-пяти лет появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят, а в дальнейшем эти благоприятные факторы ослабевают. Кроме того, использование ведущей для этого возраста деятельности — игры — позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы.

Следовательно, изучение иностранного языка в данном возрасте создает благоприятную исходную базу для овладения языком, т. к. стимулирует речевое и общее развитие детей, способствует расширению границ и возможностей возраста, приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание.

Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения.

Все, кто изучал в школе английский язык, помнят, как трудно было произносить некоторые слова и звуки (например, межзубные, регулировать долготу и краткость звуков и т. д.).

Очень важно для развития речи правильное дыхание, так называемое «речевое дыхание», характеризующееся коротким вдохом и удлиненным выдохом. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием. Есть упражнения для выработки диафрагмального дыхания, но следует учитывать, что каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания. Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям — укрепляются губы, кончик языка и движения корня языка, необходимо уметь широко открыть рот; вытягивать и растягивать губы; приподнимать верхнюю губу до десны; опускать нижнюю губу до десны; поднимать язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю; поднимать язык на верхние зубы и опускать на нижние; крестообразно двигать языком по губам (вверх, вниз, вправо, влево).

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходима влажная уборка помещения, его проветривание.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного приема пищи. Необходим хотя бы часовой интервал, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, не стесняющей движений.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений мышцы рук, шеи, груди были расслаблены.

Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых, поэтому применяются разнообразные игровые приемы.

Упражнения дыхательной гимнастики

  1. Скоро зима.

Ребенку дует на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превращает обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Щеки при выполнении этого упражнения не надуваются.

  1. Морской бой.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу. Очень хорошо для этих целей использовать легкие пластмассовые предметы.

  1. Футбол.

Из подручного материала соорудите «ворота», возьмите любой легкий шарик и поиграйте с ребенком в футбол. Необходимо дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно устроить соревнование, проверив «Кто быстрее?".

  1. «Бульканье».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, а в другой — чуть-чуть. Используя трубочки для коктейля, дуем через трубочку в стаканчик, где много воды, слабо, а в стаканчик, где мало воды — сильно. Необходимо следить, чтобы вода не проливалась. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Если использовать разноцветные стаканчики и трубочки, то можно повторить и закрепить названия цветов.

  1. Мыльные пузыри

Ребенок выдувает пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри взрослый, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

  1. «Дайвер».

Ребенок представляет себя ныряющим с аквалангом и задерживает дыхание. «Погружения» сначала делать совсем короткими, удлиняя постепенно.

  1. Губная гармошка.

Используется губная гармошка, ребенок вдыхает и выдыхает через нее воздух.

  1. Цветочный магазин.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для подарка маме или бабушке.

Выполняя упражнения для дыхания, не следует забывать и о звукопроизносительной стороне речи.

Торт со свечками.

Пусть ребенок представит себе праздничный торт со свечками. Попросите его «погасить свечи» на звуке [p]. Данный звук произносится с придыханием. При выполнении этого упражнения дайте ребенку небольшой лист бумаги. Попросите ребенка поднести лист близко к лицу и произнести звук [p]. Если звук произнести достаточно энергично, быстро сомкнув и разомкнув губы, листочек должен отклониться. Угол отклонения листка при произношении данного звука свидетельствует о том, насколько хорошо данное упражнение выполняется ребенком.

Греем ручки

Предложите малышу погреть ручки или выдохнуть на зеркальце или очки [h]. Если звук произнесен правильно, то руки почувствуют тепло, а стекла запотеют. Следите, чтобы у ребенка получился практически бесшумный английский звук [h] и не было призвука, характерного для русского [х], когда в ротовой полости задняя часть языка прижимается к мягкому небу.

Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок. Проводить гимнастику нужно ежедневно для закрепления вырабатываемых навыков у детей. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям более 2–3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя.– М., Просвещение, 1989. — 160с.
  2. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителей. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, иностранный язык, верхняя губа, губная гармошка, звук.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос