Библиографическое описание:

Кошевая О. Г., Куриленко В. И., Панкова О. М., Елисеева М. Н., Скокова Л. В., Сыровацкий А. А. Родительский контроль как приоритетное направление в оценке качества образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.

Препринт статьи



Главнейшей проблемой, которая требует решения от школы является проблема повышения качества образовательных услуг. Эту цель преследуют все инновационные образовательные процессы, в том числе и модернизированные подходы к управлению образованием. Инновации в сфере образования предполагают активное привлечение родителей к оценке работы образовательной организации. Родительский контроль, наряду с государственным более объективно производить анализ учебного процесса и делаеть образовательную среду открытой, доступной и прозрачной.

Повышение качества образовательных услуг- это глобальная проблема, которая разными средствами решается во всем мире. В развитых странах повышение качества образования является государственной приоритетной задачей, так как неотлаженная образовательная среда порождает более серьезные государственные проблемы. Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, глобальными запросами человечества, прогрессирующими изменениями жизни, высокими требованиями к выпускнику образовательных учреждений.

Большое влияние на актуальность проблемы повышения качества образования оказывает смена приоритета механического труда интеллектуальным, появление понятия «образовательная услуга», рост информационных технологий.

Под качеством образования современный человек подразумевает не только соответствие знаний, умений и навыков федеральным государственным образовательным стандартам, но и продуктивное функционирование учебного заведения, а также результативную деятельность педагогов, психологов и администрации школы в направлении повышения качественной образовательной среды.

В последние несколько лет активно разрабатываются различные подходы к качественной оценке образования осуществляется посредством системы федерального, регионального, муниципального, школьного и международного мониторинга оценки качества образования, в рамках проведения ОГЭ и ЕГЭ, а также с помощью инновационных разработок, внедряемых на государственном уровне. В трудах ученого сообщества последнего времени отражен мировой опыт по разработке различных инструментов мониторинга результатов обучения школьников, включая тестирование и различные способы обработки результатов, основанные на инновационных теориях педагогических измерений.

Также родительский контроль считают необходимым применять в системе оценки качества учебных пособий для учащихся. Предполагается проведение экспертиз по фактам обращения с жалобой по качеству учебников. Впоследствии вопрос должен быть решен или в пользу аннулирования данного учебного пособия, или отправления его на доработку. Опросы общественного мнения показывают, что родители школьников высказывают недовольство уровнем современных учебников и качеством образования в целом. «Народный контроль» –это прямая связь с министерством образования, с авторами-составителями учебных пособий, с госчиновниками. Конструктивная работа по улучшению качества образовательных услуг просто необходима.

В последние годы отрабатываются различные модели (варианты) новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений. Отработан механизм проведения Единого государственного экзамена выпускников 11 классов. В настоящее время стандартизируется база измерительных и диагностических материалов; активно прорабатывается технология проведения аккредитации общеобразовательных учреждений, системы проведения и оценивания готовности детей к обучению в начальной и основной школе [1].

Скоординированная деятельность, которая направлена на гибкость и усовершенствование образовательных систем муниципалитетов Российской Федерации (приоритетный национальный проект «Образование») ведется насыщенная система деятельности по созданию и введению в работу различных видов региональных систем качественной оценки образования в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07. № 825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Одновременно с данными изменениями можно говорить о том, что еще не сформировано единая концепция по пониманию решения проблем качества образования и подходов к измерению их масштабов. Часто бывает так, что в работе используется инструментарий, не прошедший апробацию и стандартизацию. Деятельность организаций, которые занимаются проблемами повышения качества образования, неотлажена и нескоординирована. Это вызвано отсутствием достаточного научно-методического обеспечения, с помощью которого сбор информации будет объективным и достоверным, а также ощущается нехватка квалифицированных специалистов в данной отрасли. Не отлажена нормативно-правовая база системы оценки качества образования [2].

Оценка качества образования заключается в оценке достижений обучающихся в области образования, в оценке качества образовательных программ, факторов, влияющих на реализацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, функционирования всей образовательной российской образовательной системы и ее региональных подразделений.

Любое образовательное учреждение, в настоящее время, призвано решать проблему повышения качества образования. Любая инновационная разработка в области образования взаимосвязана с решением этой проблемы, для этого разрабатываются новые подходы к управлению образованием.

В чем заключается суть новых подходов? Они направлены на включение родительской общественности в систему оценки работы школы. Участие родительской общественности в купе государством в оценивании качества образования способствует более глубокому анализу учебной деятельности и способствует открытости, доступности и прозрачности системы образования.

Наиболее часто применяемой и отработанной формой привлечения родительской общественности к содействию в управлении образовательным учреждением в последнее время является создание родительских советов образовательных учреждений, которые наделены полномочиями управления наряду с администрацией школы. Такую форму организации называют Управляющими Советами. Существует принципиальное отличие традиционных советов образовательного учреждения от управляющих советов, которое состоит в том, что Управляющие Советы обладают конкретными полномочиями: решение вопросов, заявленных в Уставе и Положение о совете. Администрация образовательного учреждения обязана выполнять решения, принятые Управляющим советом, в рамках его компетенции, Таким образом решения Управляющего совета носят инструктивный характер, аналогично приказам директора школы, изданные согласно его полномочиям.

Управляющие советы — это орган, осуществляющий управление с помощью учительско-административной общественности. В случае присоединения к нему родительской общественности характер Управляющего совета меняется на более демократический. Управляющий совет- это практическое использование родительского контроля [2.с.34].

Сейчас в состав управляющего совета входят не только родители, учителя и администрация школы, но еще учащиеся и спонсоры. Данная структура управляющего совета делает орган более полноценным и равноправным для всех его членов. Это своеобразная переговорная площадка, объединяющая всех членов данной организации. В управляющем совете полноценно реализуются все стратегически важные для школы планы и цели.

Также управляющий совет с готовностью согласовывает спорные вопросы и рассматривает жалобы. Также данный орган привлекает внебюджетные средства для улучшения условий функционирования образовательной организации.

При этом конечная цель всех усилий — содействие улучшению качества образования.

Таким образом можно сделать вывод, что школа не должна самостоятельно, без помощи государства решать собственные проблемы. Участие родителей, общественности в жизни школы просто необходимо. Решающей задачей Управляющего совета является объединение всего педагогического сообщества, учеников и родительской общественности. Необходимость данного шага заключается в понимании и осознании нужности и важности каждого звена этой цепочки. Чтобы проблемы учебного заведения не ложились только на плечи директора школы, администрации и педагогов. Правильно это или неправильно, но факт остается фактом: школа, зачастую самофинансирующееся заведении, в автономном статусе. Родительское сообщество еще не до конца осознало этот факт. И роль Управляющего совета в этом процессе трудно переоценить. Надеюсь, со временем общество поймет и примет как аксиому: школа — наша общая забота. И если родители хотят, чтобы их ребенок учился в хороших условиях, надо эти условия создать.

Новые способы по управлению образованием активное участие родителей в оценке деятельности школы. Ранее участие родителей в жизни школы заключалось в их присутствии на классном или общешкольном родительском собрании. Самая активная функция по контролю за жизнью и деятельностью классного коллектива отводилась классному руководителю. На данный формы активизации родителей в школьной жизни, активного участия в оценке качества образования школьников, стали более разнообразными. Можно выделить такие как: общественное самоуправление в виде попечительских советов, управляющих советов и другие советов, образованных по усмотрению администрации образовательного учреждения [1.с.46].

В разнообразных формах родительского контроля за образовательной средой школы заинтересованы обе стороны образовательного процесса. Управляющие и попечительские советы позволяют привлечь внимание родителей к проблемам школы, повысить родительскую управленческую грамотность, сделать образовательную среду школы более открытым и объективным. Кроме того, участие родителей в управляющем совете дает возможность им участвовать в разработке основных и дополнительных критериев для оценки качества образования школьников.

Литература:

  1. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования
  2. Н. Ф. Ефремова//Педагогика.-2006.-№ 1.-С.22–31
  3. Беркалиев Т. Н. Инновации и качество школьного образования: науч. — метод. пособие для педагогов инновац.шк./Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. — СПб.: КАРО,2007.-136 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос