Автор: Варданян Маринэ Вардановна

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 10.10.2017

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Варданян М. В. Поэтапное выполнение цветной линогравюры учащимися художественных школ в системе дополнительного художественного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 105-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13079/ (дата обращения: 18.12.2017).



В данной статье описаны все материалы и инструменты, необходимые для выполнения цветной линогравюры, а также представлено подробное описание этапов выполнения работы. В статье указаны возможные сложности при выполнении цветной линогравюры, и методы, пользуясь которыми можно их избежать.

Ключевые слова: цветная линогравюра, печатная графика, дополнительное художественное образование

Данная статья актуальна для занятий по печатной графике с учащимися в системе дополнительного художественного образования. Занимаясь печатной графикой в рамках программы ФГТ по станковой композиции, можно очень разнообразить арсенал возможностей для развития творческих способностей учащихся, и еще больше заинтересовать их.

Впервые гравюра как вид изобразительного искусства встречается в VI в. н. э. в Китае, в то время имевшая прикладное значение и существовавшая в качестве трафаретов для цветных тканей, а также в виде печатей, клейм буддийских храмах [1, с. 10].

Линогравюрой занимаются не только профессиональные художники, но и учащиеся художественных школ в системе дополнительного художественного образования. Занятия линогравюрой — это достаточно трудоемкий, но, и вместе с тем, очень увлекательный процесс. Возможности цветной линогравюры безграничны. Здесь можно использовать не только различный штрих, линию, пятно, но и красивые, гармоничные цветовые сочетания. Учащиеся приобщаются к графической культуре, развивают в себе чувство композиции, умение грамотно использовать различный штрих, линию, учатся использовать линию и пятно.

Так как занятия линогравюрой достаточно трудоемкий процесс, первоначальная задача преподавателя — это заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы им захотелось познакомиться с печатной графикой, и определить для себя цель — выполнить хорошие работы, добиться успеха в этой технике.

Для этого, первое что следует сделать — это провести виртуальный исторический экскурс, рассказать учащимся об истории возникновения и развития линогравюры в разных странах мира, показать работы великих мастеров. Возможно, дать им задание найти материал по линогравюре, посмотреть в соответствующей литературе и в интернет- источниках работы, выполненные в данной технике, посмотреть работы Омских мастеров печатной графики. И только после того, как учащиеся увидят уже готовые работы, они поймут каким образом выразить свои мысли на бумаге при выполнении эскиза к будущей композиции, для того чтобы добиться наибольшей выразительности. После этого следует познакомить учащихся с материалами и инструментами, которые понадобятся для работы: бумага для эскизов, фломастеры, гуашь, линолеум, копировальная бумага, канцелярские зажимы, резцы для линолеума, клей момент, типографская краска, уайт спирит, слабо пахнущий растворитель, резиновые валики, мастихины, бумага для оттисков (Не менее 10 листов), стекло, и ветошь.

Для выполнения эскиза в цвете для будущей композиции наиболее удобно использовать фломастеры. Гуашь понадобиться для того, чтобы исправить некоторые ошибки в тоне.

Существует специально разработанный линолеум для линогравюры. Преимущество этого линолеума в том, что на этом материале очень легко работать резцами для линолеума- штихелями, что позволяет вырезать рисунок аккуратно и точно. Недостаток в том, что не всегда можно найти такой линолеум нужного формата. Обычно мы используем гладкий, хозяйственный линолеум без фактуры. Необходимо правильно выбрать линолеум. Он должен быть плотный, не пористый, без тканевой основы, толщиной примерно 2- 3 мм.

Есть разного вида штихели, предназначенные для резьбы по линолеуму. Резцы можно приобрести в наборах и поштучно. Лучше приобретать резцы отдельными номерами, только те, которые понадобятся для данной работы. Нужно обязательно обратить внимание на качество штихелей, особенно на металлическую часть резца. Он должен быть хорошо заточен, из не ржавеющей стали. При покупке наборов есть вероятность того, что многие из резцов возможно не будут использованы, так как предназначены для резьбы по дереву. И качество данных резцов, как правила, уступает. Каждый вид штихеля вырезает разную по ширине линию. Обычно в линогравюре используются радиусная и уголковая виды штихелей. (Рисунок 1)

Рис.1. Виды штихелей(резцов) для линолеума

Перед тем, как начать работу со штихелями, следует провести беседу о технике безопасности. В начале необходимо выполнить маленькие упражнения на кусочке линолеума, для того чтобы понять, что такое резец, как им можно работать, какие линии и штрихи можно вырезать с помощью разных резцов. А также нужно показать учащимся, как правильно работать со штихелями, для того, чтобы не пораниться. Ни в коем случае нельзя держать левую руку перед резаком. Так как в любой момент резак может соскочить и поранить руку. Поэтому, придерживая второй рукой линолеум, нужно обязательно помнить о технике безопасности. Преподавателю всегда нужно находиться рядом и напоминать учащимся о правилах обращения с острыми штихелями.

После того, как выбран (вырезан) первый цвет- обычно это белый цвет, печатную доску- линолеум следует закрепить на лист с помощью клея момент. (Рисунок 2)

Рис. 2. Закрепление печатной доски(линолеума) на бумагу

Лист должен быть немного больше линолеума, для того, чтобы при печати на оттиске получилось небольшое паспарту. Так оттиск будет выглядеть более эстетично. Бумага для оттисков должна быть в точности того же формата, как и бумага, на которую приклеили линолеум. Это необходимо для того, чтобы при печати каждого последующего цвета не допустить смещения и искажения изображения.

При печати линогравюры наиболее подходящая краска- это типографская краска. Можно экспериментировать и с масляными красками. При работе понадобиться растворитель для того, чтобы вытирать краску с доски, перед нанесением следующего цвета, а также для того чтобы вытереть руки. Сейчас существуют современные растворители, которые практически не имеют неприятного запаха- что тоже не маловажно в работе с детьми. Очень важно создавать при работе комфортные условия для учащихся.

Краска на линолеум наносится с помощью резинового валика, шириной примерно 10 см, в зависимости от формата работы. Мастихинами и маленькими шпателями очень удобно смешивать типографскую краску для получения необходимого цвета или оттенка для последующей печати.

Данный вид цветной линогравюры так же называют гравюрой «на уничтожение», так как каждый последующий цвет (каждый последующий слой) вырезается с одной и той же печатной доски. Преимущество черно- белой линогравюры в том, что можно печатать работу большим тиражом, сохранять печатную доску и при необходимости опять ее использовать. Но в том случае, когда мы вырезаем несколько цветов с одной и той же печатной доски, то после печати последнего цвета печатная доска приходит в непригодность. Из нее практически ничего не остается. Поэтому нужно сразу печатать не меньше 5- 10 оттисков каждой работы.

Перед тем как наносить краску на линолеум, нужно предварительно раскатать ее резиновым валиком на гладкой поверхности. Стекло идеально подходит для этого.

После того, как выбрана тема будущей гравюры, можно приступить к поиску композиции. Среди множества эскизов и удачных композиционных находок мы выбираем наиболее выразительные, где можно использовать различные приемы в технике линогравюры.

Выполнение эскиза занимает много времени. Нужно не только грамотно выстроить композицию, но и решить эскиз в цвете. В случае если мы выполняем черно- белую линогравюру, то эскиз можно перенести на заранее затонированный черной тушью лист, а рисунок наносить кистью и белой гуашью. Таким образом, создается ощущение вырезания резцом на линолеуме. И можно сразу решить для себя, какая линия, и какой штрих будет наиболее подходящим на каждом участке работы. Что касается цветной линогравюры, то эскиз следует выполнить в цвете на белом листе.

При выполнении эскиза нужно учитывать, что слишком мелкие детали сложно вырезать с помощью резца, следует использовать определенную стилизацию, обобщение. Эскиз в цвете удобнее выполнить фломастерами. К примеру, если мы будем использовать в работе 4 цвета, включая белый, то нужно придерживаться только выбранных цветов, не применяя никаких дополнительных оттенков. Для учащихся художественных школ, которые привыкли выполнять живописные работы, бывает достаточно сложно себя ограничивать в оттенках, особенно, если это какой-то промежуточный тон, например серый. При выполнении эскиза фломастерами такой проблемы не возникает. А гуашь понадобиться только в том случае, если в эскизе встречаются участки сливающиеся, или спорящие по тону. В таком случае можно исправить неудачные участки гуашью.

После выполнения эскиза в цвете в натуральную величину планируемого оттиска, эскиз следует перевести на линолеум. Для этого понадобиться копировальная бумага. Так же понадобятся канцелярские зажимы для того, чтобы закрепить эскиз к линолеуму, во избежание искажения изображения. (Рисунок 3)

Рис. 3. Закрепление эскиза на линолеум с помощью копировальной бумаги и канцелярских зажимов

После того, как нанесли рисунок на линолеум, нужно еще раз обвести все линии фломастером для того чтобы рисунок на линолеуме сохранился после первой печати, только после этого начинаем работать штихелями.

Следуя эскизу, с самого начала вырезаем все участки, которые в работе должны оставаться белыми. Чтобы работа шла продуктивней и успевал отдохнуть глаз, стоит чередовать вырезание мелких, «ювелирных» деталей и выборку больших плоскостей [2, с. 66].

На линолеум с помощью валика наносим следующий по тону цвет, например, серый, или бежевый. После того, как первый цвет напечатан, печатная доска(линолеум) промываем слабо пахнущим уайт спиритом, или керосином, просушиваем и вырезаем следующий цвет. В процессе печати можно экспериментировать с цветом, для того, чтобы итоговая работа была в разных цветовых сочетаниях.

Печать ведётся или начиная с наиболее светлой краски, постепенно переходя к темным, или точно наоборот. Первым способом печатают тогда, когда используемая краска — плотная и кроющая, вторым -когда краски прозрачные, без примеси белил [3, с.55].

Поэтапное выполнение работы.

D:\Desktop\для презнтации по линогравюре\IMG_20160413_151248.jpg

Рис. 4 Эскиз в цвете

D:\Desktop\для презнтации по линогравюре\IMG_20160413_165559.jpg

Рис. 5. Перенос эскиза на линолеум

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_20160404_172426.jpg

Рис. 6. Работа штихелями

D:\Desktop\для презнтации по линогравюре\IMG_20160413_151259.jpg

Рис. 7. Печатная доска, готовая к печати по печатной доске (по линолеуму).

Заключение

В процессе работы на уроках по печатной графике в художественной школе, можно увидеть, насколько учащиеся увлекаются процессом печати. Для них — это трудоемкий, но и вместе с тем, очень увлекательный процесс. В начале, выполняя эскиз, они не совсем представляют, как может выглядеть итоговая работа, какими цветовыми сочетаниями можно будет экспериментировать в процессе печати. Они узнают новые слова для себя: оттиск, эстамп, штихели… они открывают для себя новые возможности, для того, чтобы передать выразительные образы в композиции. Из всего сказанного, следует сделать вывод: Печатная графика- помогает разнообразить арсенал изобразительных средств и возможностей учащихся художественных школ и школ искусств, тем самым, еще больше увлечь учащихся изобразительным искусством.

Литература:

  1. М. И. Флекель, От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М. И. Флекель. —М.: Искусство, 1987. —366 с. —(Искусствo: Живопись, графика, скульптура).
  2. Н. Н. Милованова, Знакомьтесь: линогравюра/ Н. Н. Милованова //Искусство в школе. —1997. —No1. С.65–68.
  3. В. В. Турова, Что такое гравюра / В. В. Турова. —3-е изд., доп. —М.: Изобразительное искусство, 1986. —159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): цветной линогравюры, системе дополнительного художественного, дополнительного художественного образования, художественных школ, выполнении эскиза, учащихся художественных школ, линолеум нужного формата, выполнении цветной линогравюры, выполнения эскиза, цветной линогравюры учащимися, выполнения цветной линогравюры, хозяйственный линолеум, цветной линогравюры безграничны, рукой линолеум, печатной графикой, печатной графике, вид цветной линогравюры, будущей композиции, копировальная бумага, типографская краска.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос