Автор: Мармарьян Ольга Владимировна

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 10.10.2017

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мармарьян О. В. Выбор профессии — сложный шаг [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.

Препринт статьи



Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Апшерони А.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. выбрать профессию, свой жизненный путь.

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родственников, когда кто-то становится «учителем, как мама» или «врачом, как папа».

Опираясь на профессии родителей, подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько эта профессия, соответствует его собственным интересам и склонностям делает выбор. Но с другой стороны, он хорошо представляет суть данной профессии и отдаёт себе отчет в том, какие качества, навыки и усилия для неё требуются.

Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей — что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, почему и что им движет.

В некоторых семьях именно родители решают, кем станет их ребенок. Родители просто настаивают и ставят ультиматум в выборе образовательного учреждения и будущей профессии ребенка. Такой подход психологи считают неправильным, так как выбор родителей часто мотивирован нереализованными амбициями или желанием того, чтобы ребенок шел по их стопам.

С самого раннего детства у ребенка проявляются те или иные способности, пристрастия, увлечения. Дети очень увлекающиеся и самое главное для родителей, стараться увидеть и услышать своих детей. Способствовать тому, чтобы эти интересы не прошли, а наоборот только возрастали.

Сегодня большое значение придается дополнительному образованию детей. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Существует огромное количество секций, школ, кружков разной направленности, где ребенок сможет найти себя, раскрыть свои таланты в мире спорта, искусства и т. д.

На современном этапе к общеобразовательной школе определены не только основные требования обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа должна подготовить учеников к созидательной деятельности, помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии, чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда. В связи с этим перед школой встала задача качественной и своевременной профориентационной работы во всех возрастных группах.

Профориентация — комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Основные задачи профориентационной работы — этополучить данные о возможностях, склонностях и предпочтениях учащихся. Это системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. В течение года осуществляется профессиональное информирование школьников о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность. Информацию учащиеся могут получить на классных часах, встречах с представителями учебных заведений и организаций. Один из важных компонентов профориентации являются экскурсии в учебные заведения и организации. Данный вид работы осуществляется завучем и классными руководителями. Они работают в тесном сотрудничестве с родителями.

Главную позицию в профориентационной работе занимает психологическое сопровождение ученика. Нужно учитывать его индивидуальные особенности на протяжении всего периода обучения, что позволяет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

Организация работы с родителями учащихся — одна из важных задач профориентации. Родители принимают активное участие в определении профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников не всегда совпадают. Все это ведет к необходимости организации специальной работы с родителями, которая направлена на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль — это большая, важная работа семьи и школы. Это создания условий для поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, определения возможностей в освоении той или иной профессии, адаптации на рынке труда.

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос