Методы и приемы стимулирования мышления на уроках математики в начальных классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Куриленко В. И., Полякова М. А. Методы и приемы стимулирования мышления на уроках математики в начальных классах [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 94-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13074/ (дата обращения: 10.12.2018).



Учителя очень часто употребляют словесные методы, но порой реализация метода в приёме шаблона не вызывает интерес у учащихся, что тормозит у них активность мышления.

Рассмотрим пример. Во втором классе изучается тема: «Обозначение буквами точек и отрезков». Конечно, можно было бы сказать, что отрезки и точки обозначаются большими буквами, но мне хотелось, чтобы ребята сами пришли к определённому выводу. Основываясь на том, что дети в этом возрасте очень любят сказки, решили построить объяснение материала следующим образом:

«В некотором царстве, в некотором государстве жили — были 3 точки и 2 отрезка. Когда точки гуляли по улице, они заметили, что у всех мальчиков и девочек есть имена, у всех собак и кошек есть клички. Тогда они попросили у маленького гномика — волшебника, чтобы он дал им имена. Но т. к. точки были маленькие, то гномик и дал им маленькие имена, состоящие из одной буквы. И стали они называться: точка А, точка В, точка С и т. д. Зазнались точки и перестали разговаривать с отрезками. Обиделись отрезки и попросили волшебника, чтобы он дал им тоже имена. Чтобы проучить зазнаек, волшебник дал отрезкам имена, состоящие из двух букв: отрезок КМ, отрезок ОР и т. д.».

Далее, опираясь на то, что дети знают, как пишутся собственные имена, учитель спрашивает: «Скажите, ребята, как пишутся имена людей, клички животных?» (С большой буквы) — «Значит. Как мы будем писать имена точек и отрезков» (С большой буквы). Затем сказали, что обозначаются названия точек и отрезков латинскими буквами. Далее продолжила работу по закреплению изученного материала.

При изучении темы: «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» в учебниках расположено много таблиц вида:

Таблица 1

Уменьшаемое

10

11

12

Вычитаемое

1

9

4

Разность

2

4

Используя тот же словесный метод, и немного изменённую таблицу вызываем интерес у ребят

Таблица 2

Уменьшаемое

12

+

17

12

Вычитаемое

9

8

+

+

Разность

+

5

8

7

Можно, закрыв левую часть, повторить названия компонентов:

— Как называется число, из которого вычитают? Которое вычитают? Которое осталось?

— Назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность.

— На таблице вы видите пустые окошки, там спрятались числа, но если вы правильно произведёте вычисления, то они откроются. (Посредине разрезано по вертикали и скреплено ниткой. После того, как ученик нашёл правильный ответ, он разрезает ножницами нитку). Для запоминания правила на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, разности; слагаемых, суммы; делимого, делителя, частного; множителей, произведения. Используем следующую таблицу:

Рис. 1

Рис. 2

Например, чтобы найти неизвестное слагаемое (закрываем слово слагаемое рукой), надо из суммы вычесть слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое (закрываем слово уменьшаемое рукой), надо к вычитаемому прибавить разность.

Для запоминания таблицы умножения используем «ленту умножения»- 4 6 8 9 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 28 30 32 36 40 42 45 49 54 56 63 64 72 81

Каждый урок начинаем с повторения таблицы умножения. Звучит это так:

2 2 4, 2 3 6, 2 4 8, 3 3 9, 2 5 10, 2 6 12, 3 4 12 и т. д.

Эта лента может использоваться на протяжении всего изучения таблицы.

— Произведение каких чисел равно 27, 30?

Также, видя табличные случаи умножения, детям легче решать примеры на деление с остатком.

Прочному запоминанию табличных случаев умножения способствует работа с сорбонками. Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения для усвоения иностранных слов, формул и т. д. Сорбонки для усвоения таблицы умножения — это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы. Например, 7*8, на другой 56 (ответ). Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5*6=30. Угадал, карточка ложится в одну сторону. 7*6… Забыл, карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки только с неусвоенными элементами таблицы. С ними и тренируется ученик по 3–5 минут несколько раз в день. Высокая эффективность применения сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

‒ Концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены;

‒ Увеличение частоты тренировок;

‒ Раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает лёгкое запоминание.

Для работы над таблицей используем игру «Живая математика». У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает пример 3*2, выходит тот ученик, у кого на груди табличка с цифрой 6. Лучше давать примеры на деление, т. к. в ответах получаются однозначные числа. Если в ответе получается двузначное число, то встают два ученика.

При всех благоприятных условиях, созданных для пробуждения активности мышления у ребят, решающую роль в этом процессе принадлежит учителю, если он своей личностью на уроках приносит атмосферу инициативности, доброжелательности. Без этих компонентов любое занятие теряет большую часть своего влияния на активность мышления ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): отрезок, буква, вычитаемое, имя, разность, таблица, табличный случай умножения, уменьшаемое, ученик.

Похожие статьи

Интересные способы быстрого счета

- Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.

Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень.

Ликвидация пробелов в знаниях при изучении темы...

– соотнести компоненты умножения и деления со сторонами и площадью прямоугольника

– использовать таблицы для представления результатов выполнения задания

3)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Конструируя – обучаемся. Сложение и вычитание натуральных...

Третье число назвали остатком или разностью между уменьшаемым и вычитаемым.

Выбираем случай, когда цифра старшего разряда уменьшаемого меньше самого вычитаемого.

Во втором классе изучается тема: «Обозначение буквами точек и отрезков».

Технология дифференцированного обучения на уроках...

При изучении таблицы умножения: произведение чисел 2 и 8; 6 увеличить в 7 раз; уменьшаемое 28, вычитаемое 9. Найди разность; сумму чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз.

В этом случае используются иллюстрации-слайды.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал.

Преподаватель пишет на доске общее число детей, принявших в игре участие, и вычитает из него один, например: 15–1=14.

Надо заниматься не учением во имя математической науки, а...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

а) Разность (уменьшаемое, слагаемое, сумма, равенство, минус, вычитаемое, делимое, частное).

3.2. Назовите лишнюю фигуру: квадрат, круг, отрезок, длина, треугольник.

4.2. Заполните таблицу, пользуясь в каждом случае нужной формулой, сформулируйте каждую...

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

этого хочется и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем.

На картинках вы видите символ сильных математических знаков (умножение, деление) в виде бегемота со штангой, а слабых действий (вычитание, сложение)...

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

При умножении на двухзначное число, умножая на десятки, учащиеся теряются, где

Нарисуй такую же таблицу и заполни ее всеми возможными решениями следующих примеров.

3 Какие два целых числа до 15 при вычитании. друг из друга дают разность: (а) 3?

Разработка способа представления длинных чисел в памяти...

Частный случай — арифметика произвольной точности — относится к арифметике, в которой длина чисел ограничена только объёмом доступной памяти.

Над числами могут производиться все базовые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интересные способы быстрого счета

- Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.

Существуют способы быстрого сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень.

Ликвидация пробелов в знаниях при изучении темы...

– соотнести компоненты умножения и деления со сторонами и площадью прямоугольника

– использовать таблицы для представления результатов выполнения задания

3)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Конструируя – обучаемся. Сложение и вычитание натуральных...

Третье число назвали остатком или разностью между уменьшаемым и вычитаемым.

Выбираем случай, когда цифра старшего разряда уменьшаемого меньше самого вычитаемого.

Во втором классе изучается тема: «Обозначение буквами точек и отрезков».

Технология дифференцированного обучения на уроках...

При изучении таблицы умножения: произведение чисел 2 и 8; 6 увеличить в 7 раз; уменьшаемое 28, вычитаемое 9. Найди разность; сумму чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз.

В этом случае используются иллюстрации-слайды.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики...

Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал.

Преподаватель пишет на доске общее число детей, принявших в игре участие, и вычитает из него один, например: 15–1=14.

Надо заниматься не учением во имя математической науки, а...

Формирование универсальных учебных действий на уроках...

а) Разность (уменьшаемое, слагаемое, сумма, равенство, минус, вычитаемое, делимое, частное).

3.2. Назовите лишнюю фигуру: квадрат, круг, отрезок, длина, треугольник.

4.2. Заполните таблицу, пользуясь в каждом случае нужной формулой, сформулируйте каждую...

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

этого хочется и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем.

На картинках вы видите символ сильных математических знаков (умножение, деление) в виде бегемота со штангой, а слабых действий (вычитание, сложение)...

Некоторые примеры и методы активизации мыслительной...

При умножении на двухзначное число, умножая на десятки, учащиеся теряются, где

Нарисуй такую же таблицу и заполни ее всеми возможными решениями следующих примеров.

3 Какие два целых числа до 15 при вычитании. друг из друга дают разность: (а) 3?

Разработка способа представления длинных чисел в памяти...

Частный случай — арифметика произвольной точности — относится к арифметике, в которой длина чисел ограничена только объёмом доступной памяти.

Над числами могут производиться все базовые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление...

Задать вопрос