Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Солошенко Н. Н., Науменко Н. А. Развитие творческого потенциала учителя начальных классов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13057/ (дата обращения: 21.01.2018).



Нетрудно представить каким объемом информации должен владеть учитель в настоящее время. Для этого в Старооскольском городском округе действует «Информационно — методический центр» («ИМЦ»), который систематически отслеживает информацию о подготовке и выпуске учебников и новинок, вводимых в учебный процесс начальной школы (опережающая информация). Основными направлениями деятельности «ИМЦ» являются:

‒ обеспечение ОУ учебниками и учебно-методической литературой;

‒ прокат аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ;

‒ формирование информационной культуры;

‒ библиотечно-методический сервис,

‒ реклама.

В течение многих лет методической службой Старооскольского городского округа собиралась информация на бумажных носителях о преподавании учебных дисциплин в школах города и района. Данная информация необходима, для мониторинга внедрения новых учебно-методических комплектов, использования учебных программ, для изучения вопросов преемственности обучения. Для того, чтобы выбор учителя был более осознанным, методистами «Информационно-методический центра», «Старооскольского института развития образования» проводились следующие мероприятия.

1. Изучение состояния образовательной системы города и района:

‒ тестовые работы в 4–5 классах;

‒ социологические исследования по выявлению уровня удовлетворенности существующими и новыми учебно-методическими комплектами среди руководителей школьных методических объединений, слушателей курсов «Старооскольского института развития образования»

‒ анализ статистических данных о комплектовании первых классов.

2. Организация авторских семинаров, на которых учителя начальных классов могут знакомиться с ведущими идеями новых курсов, дидактическими принципами и приемами работы по новым учебникам.

3. Обобщение педагогического опыта

Благодаря банку данных программно-методического обеспечения, определены перспективы работы методистов начального образования «Информационно-методический центр», «Старооскольского института развития образования», в частности, исследовательской работы творческой группы «Мыслитель».

  1. Основными мероприятиями по реализации поставленных целей стали:
  2. Разработка методических рекомендаций по выбору учебно-методических комплектов.
  3. Разработка лекционного материала с целью обучения руководителей методических объединений по новым учебно-методическим комплексам.
  4. Включение в рамки повышения квалификации учителей лекционных курсов по освоению учителями начальной школы новых учебно-методических комплектов.
  5. Накопление методических материалов по освоению новых учебно-методических комплексов (разработки уроков и видеоматериалы).
  6. Работа постоянно действующих семинаров-практикумов по обмену опыта работы среди учителей- новаторов.

Традиционными формами работы методического объединения являются семинары-практикумы, творческие и педагогические мастерские, праздник «Великое русское слово», семинар-брифинг, круглый стол, научно-практические конференции, которые позволили как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Наиболее интересными признаны: праздник «Великое русское слово» (с привлечением музыкантов, художников, известных поэтов), семинар-брифинг «Воспитание в детях чувства прекрасного», семинар-практикум «Развитие самостоятельности младших школьников».

Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья детей в нашем городе. В соответствии с Законом «Об образовании» одним из приоритетных направлений деятельности органов управления образования является обеспечение комплекса мер по охране здоровья детей в общеобразовательных учреждениях, поиск резервов по оздоровлению детей внутри самой системы образования. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:

‒ созданы специализированные классы по видам заболеваний;

‒ особое внимание уделяется ранней диагностике и своевременной коррекции развития детей;

‒ в учебные планы всех школ включены учебные курсы и факультативы здоровьесберегающего направления (ритмика, танец, хореография, основы психологии;

‒ интенсивно формируется служба практической психологии образования. В образовательных учреждениях работают психологи, социальные педагоги, логопеды.

Основными задачами, реализация которых позволит сделать деятельность методического объединения адекватным современным требованиям, являются:

‒ организация внедрения научных исследований в практику;

‒ создание условий для доступности научно — педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

‒ обеспечение трансформации актуального опыта деятельности руководителей школьных методических объединений.

Результатами деятельности городского методического объединения являются:

‒ достаточно высокий уровень проведения смотров и конкурсов;

‒ повышение качества и престижа конкурсных мероприятий (увеличение числа конкурсантов «Учитель года», «Модой педагог»;

‒ обобщение и распространение передового педагогического опыта.

В отличие от прежнего, обобщенные материалы носят технологический характер, что способствует эффективному внедрению опыта в массовую практику. И здесь оправдывают себя такие формы обобщения, как создание банка педагогической информации на основе диагностики различных категорий учителей, руководителей школьных методических объединений. Между тем, есть нерешенные проблемы: хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества работы школьных методических объединений.

Учитывая вышесказанное, определена на 2017–2018 учебный год следующая цель- обеспечение благоприятных условий для непрерывного повышения и квалификации учителей начальных классов на основе организации систематизированного информационно-методического и организационно- деятельностного обслуживания.

Основное предназначение деятельности методического объединения состоит в создании условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведению ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов

Для удовлетворения информационных потребностей педагогических кадров создан банк данных достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта, включающий и обобщенные материалы актуального педагогического опыта учителей, руководителей методического объединения, базу данных по итогам аттестации, областных и городских конкурсов, творческих отчетов.

Основные термины (генерируются автоматически): методических объединений, школьных методических объединений, «Старооскольского института развития, института развития образования», руководителей школьных методических, новых учебно-методических, учебно-методических комплектов, методического объединения, новых учебно-методических комплектов, педагогического опыта, учителя начальных классов, актуального педагогического опыта, «Великое русское слово», праздник «Великое русское, руководителей методических объединений, работы школьных методических, педагогического опыта учителей, Разработка методических рекомендаций, работы методического объединения, квалификации учителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос