Развитие творческого потенциала учителя начальных классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Развитие творческого потенциала учителя начальных классов / В. Н. Хаустова, Н. Н. Солошенко, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13057/ (дата обращения: 16.04.2024).



Нетрудно представить каким объемом информации должен владеть учитель в настоящее время. Для этого в Старооскольском городском округе действует «Информационно — методический центр» («ИМЦ»), который систематически отслеживает информацию о подготовке и выпуске учебников и новинок, вводимых в учебный процесс начальной школы (опережающая информация). Основными направлениями деятельности «ИМЦ» являются:

‒ обеспечение ОУ учебниками и учебно-методической литературой;

‒ прокат аудио- и видеоматериалов, компьютерных программ;

‒ формирование информационной культуры;

‒ библиотечно-методический сервис,

‒ реклама.

В течение многих лет методической службой Старооскольского городского округа собиралась информация на бумажных носителях о преподавании учебных дисциплин в школах города и района. Данная информация необходима, для мониторинга внедрения новых учебно-методических комплектов, использования учебных программ, для изучения вопросов преемственности обучения. Для того, чтобы выбор учителя был более осознанным, методистами «Информационно-методический центра», «Старооскольского института развития образования» проводились следующие мероприятия.

1. Изучение состояния образовательной системы города и района:

‒ тестовые работы в 4–5 классах;

‒ социологические исследования по выявлению уровня удовлетворенности существующими и новыми учебно-методическими комплектами среди руководителей школьных методических объединений, слушателей курсов «Старооскольского института развития образования»

‒ анализ статистических данных о комплектовании первых классов.

2. Организация авторских семинаров, на которых учителя начальных классов могут знакомиться с ведущими идеями новых курсов, дидактическими принципами и приемами работы по новым учебникам.

3. Обобщение педагогического опыта

Благодаря банку данных программно-методического обеспечения, определены перспективы работы методистов начального образования «Информационно-методический центр», «Старооскольского института развития образования», в частности, исследовательской работы творческой группы «Мыслитель».

  1. Основными мероприятиями по реализации поставленных целей стали:
  2. Разработка методических рекомендаций по выбору учебно-методических комплектов.
  3. Разработка лекционного материала с целью обучения руководителей методических объединений по новым учебно-методическим комплексам.
  4. Включение в рамки повышения квалификации учителей лекционных курсов по освоению учителями начальной школы новых учебно-методических комплектов.
  5. Накопление методических материалов по освоению новых учебно-методических комплексов (разработки уроков и видеоматериалы).
  6. Работа постоянно действующих семинаров-практикумов по обмену опыта работы среди учителей- новаторов.

Традиционными формами работы методического объединения являются семинары-практикумы, творческие и педагогические мастерские, праздник «Великое русское слово», семинар-брифинг, круглый стол, научно-практические конференции, которые позволили как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Наиболее интересными признаны: праздник «Великое русское слово» (с привлечением музыкантов, художников, известных поэтов), семинар-брифинг «Воспитание в детях чувства прекрасного», семинар-практикум «Развитие самостоятельности младших школьников».

Серьезную озабоченность вызывает состояние здоровья детей в нашем городе. В соответствии с Законом «Об образовании» одним из приоритетных направлений деятельности органов управления образования является обеспечение комплекса мер по охране здоровья детей в общеобразовательных учреждениях, поиск резервов по оздоровлению детей внутри самой системы образования. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:

‒ созданы специализированные классы по видам заболеваний;

‒ особое внимание уделяется ранней диагностике и своевременной коррекции развития детей;

‒ в учебные планы всех школ включены учебные курсы и факультативы здоровьесберегающего направления (ритмика, танец, хореография, основы психологии;

‒ интенсивно формируется служба практической психологии образования. В образовательных учреждениях работают психологи, социальные педагоги, логопеды.

Основными задачами, реализация которых позволит сделать деятельность методического объединения адекватным современным требованиям, являются:

‒ организация внедрения научных исследований в практику;

‒ создание условий для доступности научно — педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

‒ обеспечение трансформации актуального опыта деятельности руководителей школьных методических объединений.

Результатами деятельности городского методического объединения являются:

‒ достаточно высокий уровень проведения смотров и конкурсов;

‒ повышение качества и престижа конкурсных мероприятий (увеличение числа конкурсантов «Учитель года», «Модой педагог»;

‒ обобщение и распространение передового педагогического опыта.

В отличие от прежнего, обобщенные материалы носят технологический характер, что способствует эффективному внедрению опыта в массовую практику. И здесь оправдывают себя такие формы обобщения, как создание банка педагогической информации на основе диагностики различных категорий учителей, руководителей школьных методических объединений. Между тем, есть нерешенные проблемы: хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества работы школьных методических объединений.

Учитывая вышесказанное, определена на 2017–2018 учебный год следующая цель- обеспечение благоприятных условий для непрерывного повышения и квалификации учителей начальных классов на основе организации систематизированного информационно-методического и организационно- деятельностного обслуживания.

Основное предназначение деятельности методического объединения состоит в создании условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведению ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов

Для удовлетворения информационных потребностей педагогических кадров создан банк данных достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта, включающий и обобщенные материалы актуального педагогического опыта учителей, руководителей методического объединения, базу данных по итогам аттестации, областных и городских конкурсов, творческих отчетов.

Основные термины (генерируются автоматически): методическое объединение, актуальный педагогический опыт, объединение, педагогическая информация, создание условий, Старооскольский городской округ, учитель.

Похожие статьи

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Поэтому наша цель — создание условий для роста профессионального мастерства педагога.

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями.

Инновационные формы работы школьного методического...

Важнейшим условием для внедрения инновационного опыта в педагогический коллектив является создание благоприятных условий для творческой

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, учитель, методическое объединение, школа, Шаг...

Методическое объединение как одна из форм...

Опыт многолетней работы методических объединений в Доме творчества позволяет утверждать о важной роли методического объединения как одной из форм профессиональной адаптации педагогических работников...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ... Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.  получение новых знаний, опыта, рекомендаций и отзывов от коллег.

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Творческий отчет — форма работы, предусматривающая отчет о работе конкретного педагога или методического объединения. Методические оперативки — своевременное ознакомление педагогов с новыми достижениями в науке, с передовым педагогическим опытом и...

Способы управления творческой деятельностью учителя как...

Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей. ‒ Координация работы школьных творческих групп. ‒ Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

Особенности информационно-методической поддержки...

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары.

Лаковщикова Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие / Е. К. Лаковщикова. — М.:ТЦ Сфера, 2009.

Проектная деятельность как инновационная форма организации...

Вопросы проектирования в педагогической деятельности рассматриваются в настоящее время, как правило, в контексте прогрессивных

Таким образом, можно говорить об эффективности заявленной формы организации методического объединения учителей-логопедов.

Системное управление качеством образования | Статья в сборнике...

 на заседании методического объединения учителей;  на педагогическом совете.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: 2008г. Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления.

Похожие статьи

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Поэтому наша цель — создание условий для роста профессионального мастерства педагога.

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями.

Инновационные формы работы школьного методического...

Важнейшим условием для внедрения инновационного опыта в педагогический коллектив является создание благоприятных условий для творческой

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, учитель, методическое объединение, школа, Шаг...

Методическое объединение как одна из форм...

Опыт многолетней работы методических объединений в Доме творчества позволяет утверждать о важной роли методического объединения как одной из форм профессиональной адаптации педагогических работников...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ... Сетевые сообщества или объединения учителей — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.  получение новых знаний, опыта, рекомендаций и отзывов от коллег.

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Творческий отчет — форма работы, предусматривающая отчет о работе конкретного педагога или методического объединения. Методические оперативки — своевременное ознакомление педагогов с новыми достижениями в науке, с передовым педагогическим опытом и...

Способы управления творческой деятельностью учителя как...

Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей. ‒ Координация работы школьных творческих групп. ‒ Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

Особенности информационно-методической поддержки...

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары.

Лаковщикова Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие / Е. К. Лаковщикова. — М.:ТЦ Сфера, 2009.

Проектная деятельность как инновационная форма организации...

Вопросы проектирования в педагогической деятельности рассматриваются в настоящее время, как правило, в контексте прогрессивных

Таким образом, можно говорить об эффективности заявленной формы организации методического объединения учителей-логопедов.

Системное управление качеством образования | Статья в сборнике...

 на заседании методического объединения учителей;  на педагогическом совете.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: 2008г. Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления.