Культурно-образовательное событие – одна из форм включения обучающихся в информационно-просветительскую кампанию «Здоровье – путь к успеху» (из опыта работы МБОУ «Большереченская СОШ»). | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. Я. Культурно-образовательное событие – одна из форм включения обучающихся в информационно-просветительскую кампанию «Здоровье – путь к успеху» (из опыта работы МБОУ «Большереченская СОШ»). / Е. Я. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13056/ (дата обращения: 25.04.2024).



В реализацию идей здоровьесбережения в Омской области огромный вклад вносит региональная инновационная площадка (РИП) — инновационный комплекс (ИнКО) «Школа — территория здоровья». С 2012г МБОУ «Большереченская СОШ» является участником РИП — ИнКО «Школа — территория здоровья», а с 2016 года — региональным консультационным центром по теме «Подготовка и проведение сетевой информационно-просветительской кампания «Здоровье — путь к успеху!».

При проведении кампании в МБОУ «Большереченская СОШ» используются различные формы работы: информационно-познавательные программы, игры-тренинги, конкурсы спортивных танцев и комплекса утренней зарядки, спортивные и танцевальные марафоны, игры по станциям, групповые проекты, уроки здоровья и безопасности. Ведущая роль отводится культурно-образовательным событиям. Это «Безопасная дорога», «Не шути с огнём», «Я — спасатель». «Спорт. Молодость. Успех», «Россия. Спорт. ГТО».

Событие предполагает значимое, творческое действие людей. Академик Л. И. Новикова сравнивает событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности.

Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»:

событие — это способ жизнетворчества человека;

событие — это то, что развивает и то, что развивается;

событие — это значимое творческое действие;

событие — это открытие смысла происходящего для каждого участника;

событие — это уникально, его нельзя повторить;

событие — это то, что вместе создается, но индивидуально понимается;

это ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая (поворотная) в его собственном образовании.

Определены основные признаки событийной общности:

целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;

принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;

открытый тип отношений, равенство, диалог;

индивидуальная и групповая рефлексия.

Цель культурно-образовательных событий: усвоение учебных знаний через внеурочную деятельность.

Образовательные события осуществляются в 5 этапов:

1 этап— определение тематики образовательных событий.

Метод «Мозговой штурм». Название — краткое, броское, легко запоминающееся, по возможности оригинальное, отражающее суть КОС.

2 этап— определение целей изадач предстоящего культурно- образовательного события, планирование этапов подготовки.

Здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями, классным руководителем), также планируется их совместная деятельность.

3 этап— подготовка кобразовательному событию.

Это творческий процесс и совместная деятельность педагога, обучающихся, родителей, где каждый находит себе место. В процессе подготовки к образовательному событию обучающие получают знания, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, на которых изготавливаются атрибуты и реквизит к празднику. Готовится отличительная форма, название, девиз, кричалки. Выбирается капитан.

Организуется самообразование обучающихся — изучают тематические материалы, ребята готовят творческие работы. Оформляется место проведения события согласно тематике — яркая наглядность (выставки творческих работ).

4 этап— проведение образовательного события.

Сам сценарий события разрабатывается педагогом. Ведущим может быть сам педагог или подготовленные ученики. Приглашаются сотрудники организаций (пожарные, инспектор ГИБДД, МЧС, ГИМС, медицинские работники) для работы в жюри и для проведения конкурсов или эстафет.

Рассмотрим на примере КОС «Спорт. Россия. ГТО». Участниками стали обучающиеся 5–7 классов. Данное КОС проводится по типу игры по станциям. Построение проходит в актовом зале. Перед началом игры каждой команде выдается маршрутный лист, на котором указаны названия станций и маршрут передвижения. На каждой станции находится взрослый (педагог), он оценивает ответ, отмечает в маршрутном листе баллы. Все команды начинают маршрут одновременно по общему сигналу. Станции –

«Спортивный танец».

«Тест ГТО».

Синквейн «ЗДОРОВЬЕ».

Собери эмблему «Олимпийские кольца», «ЗОЖ».

«Сдай норматив».

После того как команда прибывает на финиш, капитан сдает маршрутный лист для подведения итогов. Поводятся итоги. Награждение.

5 этап— рефлексия образовательного события.

*По итогам образовательного события проводится анкетирование участников (ребят, родителей, педагогов) или устный обмен мнением об участии в событии, делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. Возможен вариант — голосование жетоном. И учащимся и педагогам предложено выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Ответить на вопросы:

Понравилось?

Не понравилось?

Стоит ли проводить такие мероприятия?

*Используется прием «Забор откровений».

Культурно-образовательное событие даёт возможность обучающимся проявить свои знания, умения в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими, научиться работать в команде.

События помогают создать такую среду, в которой школьникам комфортно и интересно существовать, изучать, придумывать, т. е. быть в деятельности.

В образовательном событии представлена целостная картина личностных качеств ребенка — это работоспособность, настойчивость, исполнительность, а также качества межличностного общения — это контактность, творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем — усиление этого действия через рефлексию. Культурно-образовательное событие является источником развития его участников.

Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой цели. КОС проводятся как на базе одного класса, так и на возрастной параллели, возможно объединение всех обучающихся начальной школы, среднего звена.

Культурно- образовательные события прочно вошли в деятельность нашей образовательной организации и на вопрос: «Нужны ли культурно-образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении», педагоги школы, классные руководители говорят однозначно «да», потому что:

есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;

приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;

это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;

ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;

ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;

каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

К организации и проведению культурно-образовательных событий привлекаются специалисты ГИБДД МО МВД «Большереченский», МЧС, ЦРБ, волонтерский отряд «ЖЗЛ».

Проведение данной кампании в МБОУ «Большереченская СОШ» освещалось на сайте ОУ; мини-сайте старшей вожатой; сайте РИП — ИнКО «Школа — территория здоровья».

Литература:

  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 176 с.
  2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики / / Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7, № 1. С. 78–82.
  3. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8 (86). С. 54–58.
  4. Прозументова Г. Н., Малкова И. Ю. Проблема субъекта совместной деятельности в образовательном проектировании / / Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 170–174.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное событие, событие, маршрутный лист, культурно-образовательное событие, педагог, проведение, россия, совместная деятельность, совместная деятельность педагога, станция.

Похожие статьи

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

7. Михеенко И. В. Образовательное событие — форма организации совместной деятельности педагогов и обучающихся [электронный ресурс] — raduga86.ucoz.ru/kopilka/obrazovatelnoe_sobytie-i.v-mikheenko.doc (дата обращения: 10.05.2014).

Проектирование события индивидуального образовательного...

образовательное событие, событие, маршрутный лист, культурно-образовательное событие, станция, совместная деятельность педагога, россия, педагог, проведение, совместная деятельность.

Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в соответствие с планом школы и расписанием организует внеурочную деятельность во второй половине дня.

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Элемент — образовательная и досуговая деятельность, партнеры в образовательном кластере — сотрудники МРЦ, педагоги группы, воспитанники и их родители.

Совместное проведение различных мероприятий (на базе МРЦ, ДОУ)

образовательное событие, ребенок, родитель...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Одним из инновационных методов организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ, с нашей точки зрения, является научно-образовательный проект «Дети и наука».

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности: небольшие методические подсказки для молодого педагога дошкольной образовательной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента. Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов.

Похожие статьи

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

7. Михеенко И. В. Образовательное событие — форма организации совместной деятельности педагогов и обучающихся [электронный ресурс] — raduga86.ucoz.ru/kopilka/obrazovatelnoe_sobytie-i.v-mikheenko.doc (дата обращения: 10.05.2014).

Проектирование события индивидуального образовательного...

образовательное событие, событие, маршрутный лист, культурно-образовательное событие, станция, совместная деятельность педагога, россия, педагог, проведение, совместная деятельность.

Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в соответствие с планом школы и расписанием организует внеурочную деятельность во второй половине дня.

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Элемент — образовательная и досуговая деятельность, партнеры в образовательном кластере — сотрудники МРЦ, педагоги группы, воспитанники и их родители.

Совместное проведение различных мероприятий (на базе МРЦ, ДОУ)

образовательное событие, ребенок, родитель...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

Одним из инновационных методов организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ, с нашей точки зрения, является научно-образовательный проект «Дети и наука».

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности: небольшие методические подсказки для молодого педагога дошкольной образовательной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ...

Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента. Влияние траектории образовательного маршрута на психологические особенности студентов.