Автор: Щербаков Сергей Александрович

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Щербаков С. А. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13054/ (дата обращения: 18.12.2017).



Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно. Оно включает различные направления деятельности: “Движение зеленых”, «Голубой патруль», «Экопоселения» … Экологические объединения ориентированы на обучение школьников. Они работают в основном в форме клубов по интересам, летних экологических смен в лагерях, кружков.

Так, Большереченский зоопарк создан на базе школьного кружка юннатов.

Экологическое воспитание — одно из важнейших направлений работы со школьниками. Основа экологического воспитание — это личностное и деятельностное содержание. Когда педагоги знают, что делать, а школьники желают что-то сделать — рождается продукт и результат.

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» создана в 1995г. при Центре детского творчества Большереченского района. Цель создания: привлечение школьников к природоохранной деятельности.

Основные направления деятельности экологической дружины «Юные робинзоны»:

  1. Научно-исследовательское. Включает в себя экспедиции по выявлению и сохранению местообитаний редких и занесенных в Красную Книгу видов животных, птиц и растений.
  2. Экологическое просвещение. В рамках данного направления проводятся различные конкурсы, акции и мероприятия на природоохранные темы среди школьников посёлка, района.
  3. Информационное направление. Деятельность по оповещению о работе дружины через СМИ, социальные сети и другие источники информации.

Работа экологической дружины «Юные Робинзоны» основывается на принципах:

1) Добровольности — никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца.

2) Безвозмездности — труд не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь.

3) Ответственности — добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу, принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца.

4) Законности — деятельность не может противоречить законодательству РФ.

5) Уважения — добровольцы уважают достоинство, особенности культуры народов.

6) Солидарности — проявляют солидарность с целями и принципами организации.

7) Равенства — признают равные возможности участия каждого в коллективной и социально-полезной деятельности.

8) Самосовершенствования –признают, что добровольческая деятельность способствует их личному совершенствованию, приобретению новых навыков, проявлению способностей и самореализации.

В настоящее время дружина объединяет 55 ребят. Символ дружины — зеленый галстук с голубыми кисточками. Зеленый цвет обозначает все живое и зеленое в мире, а синие кисточки — пресную воду. Руководитель объединения — Лопатина Вера Витальевна.

«Юные Робинзоны» принимают участие во Всероссийских, региональных, муниципальных и поселковых экологических акциях: «Поможем реке!», «Поможем озеру!», «Чистый берег», «Спасем Иртыш», «Голубая лента». Тематические акции проводятся с целью привлечения внимания к водным объектам. «Юные Робинзоны» выходят на улицы поселка, проводят социологические опросы, тем самым выявляют мнение населения об отношении к проблемам водных объектов. Члены экологической дружины занимаются паспортизацией малых водных объектов Большереченского района, тесно сотрудничают с экологическим Центром г.Омска. Ребятами экологического объединения проводятся беседы, экоуроки, выставки, фотовыставки, рейды, слёты, экскурсии, экологические утренники, конкурсы, тематические дни («День Земли», «День леса», «День воды», «Всемирный день охраны окружающей среды», «День экологических знаний» и др.).

Ежегодно «Юные Робинзоны» участвуют в областных экологических фестивалях («Красота спасет мир», «Эколог года», «Знатоки Омского Прииртышья»).

А также ежегодно принимают участие в археологической экспедиции на территорию национально археологического природного парка «Батаково. Целью экспедиции является знакомство подростков с историко-культурным наследием Родного края и участие в мониторинге природного парка. В экспедиции принимают участие экологические дружины Большереченского, Саргатского, Любинского и Калачинского районов. Это совместная экспедиция археологов Национального археологического природного парка Батаково и Омского государственного университета под руководством научных сотрудников — Альберта Викторовича Полеводова и Погодина Леонида Ивановича. В последние годы экспедиции стали традиционными.

За несколько лет работы в экспедициях, на территории урочища выявлено более ста археологических памятников, — стоянок, городищ, поселений, могильников курганного и грунтового типов. Археологические объекты отражают всю историю Омского прииртышья — от каменного века, до позднего средневековья. А природа этих красивых мест говорила о хорошем вкусе и выборе мест обитания наших предков.

На территории природного парка «Батаково» сохранились естественные растительные сообщества. Встречаются растения степной, лесостепной и таёжной зон. Лекарственные и охраняемые растения, включенные в Красную Книгу Омской Области — несколько десятков видов. Некоторые считаются редкими и на территории всей Сибири. Сегодня в «Батаково» растут четыре вида восхитительных орхидей. Юные исследователи описывают экологические тропы и экологические маршруты, проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу.

Территория парка «Батаково» может быть эффективно использована для проведения обзорных и тематических экскурсий.

Экологические дружины муниципальных районов встречаются довольно часто и проблемы решают серьёзные — начиная от охраны леса и заканчивая настоящими лабораторными исследованиями. Результаты работ представляют на экологических форумах г.Омска.

Подобные мероприятия способствуют повышению экологической грамотности и культуры подрастающего поколения, решению проблем патриотического воспитания; профессионального самоопределения подростков, пропагандирует опыт работы экологических объединений области. Мероприятия дают возможность пополнить багаж новыми знаниями, обменяться опытом природоохранной, экологической и археологической деятельности, поделиться впечатлениями, приобрести новых друзей, научиться работать командой.

C 2016 учебного года экологическая дружина «Юные Робинзоны» Большереченского района входит в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников».

Литература:

  1. Айкина Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: (экология на уроках; формы и методы воспитательной работы)//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.
  2. Алексеев С. В. Экологический вектор устойчивого развития современного образования//Экология в школе.–2008.–№ 1.–С.4–6.
  3. Антипина О. Ф. Воспитание в системе образования//Экология в школе.–2010.– № 3.–С.11–13.
  4. Апполонова Н. И. Прикоснись к природе сердцем: воспитание основ экологической культуры у детей школьного возраста: метод. пособие / Н. И. Апполонова, Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева. — Ульяновск: ИП Артемова, 2015. — 203 с.
  5. Захарова В. Н. Организация исследовательской деятельности в рамках летнего экологического лагеря.//Экология в школе.–2009.– № 2.–С.13–14.
  6. Литвинова Л. С. Развитие экологической культуры детей в образовательных учреждениях/ Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко//Воспитание детей и молодежи.– 2008.– № 1.–С.36–47
  7. Масловская Л. З. Формирование экологических знаний у детей школьного возраста средствами игровой деятельности / Л. З. Масловская, А. Ф. Галимова // Наука и современность. — 2016. — № 46. — С. 36–43
  8. Синчукова О. А. Программа экологического воспитания школьников//Научно-методический журнал зам. директора школы по воспитательной работе.–2005.–№ 3.–С.46–47.
  9. Хусаинов З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся//Инновации в образовании.–2005.–№ 2.–С.66–72.
Основные термины (генерируются автоматически): «Юные Робинзоны», дружина «Юные Робинзоны», природного парка, Экологическая дружина «Юные, Большереченского района, археологического природного парка, экологической культуры, экологической дружины, детей школьного возраста, экологической дружины «Юные, Красную Книгу, направления деятельности, Члены экологической дружины, «Юные Робинзоны» Большереченского, воспитание основ экологической, экологические дружины Большереченского, экологической культуры детей, природного парка «Батаково, «День экологических знаний», летних экологических смен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос