Автор: Грецкая Юлия Петровна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13052/ (дата обращения: 12.12.2017).



Николаева С. Н. считает, что первоначально в основе экологической работы с детьми должна стать передача знаний, информации о природе.

А в качестве завершающего этапа в экологической работе с детьми данный автор ставит формирование и закрепление у ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического).

Согласно ее мнению, то, как человек стал в практической жизни, относится к природе, является индикатором экологической образованности и воспитанности.

Фундаментом для экологического образования дошкольников является традиционная система знакомства детей с природой.

Николаева С. Н. в содержание экологического воспитания вкладывает два момента: передачу знаний в плане экологии и их модификацию в отношение.

По ее мнению, знания лежат в основе процесса формирования начала экологической культуры, а уже отношение — конечным его продуктом.

Только истинные знания в данной области формируют осознанное отношение и дают начало сознанию в плане экологии.

Николаева С. Н. считает, что, подходя к вопросам экологического образования, сначала в центр выходит все внимание на природу и, что человек является ее частью, а затем уже выдвигаются предпосылки в плане необходимости изучения закономерностей, которые существуют в самой природе.

Только четкое их понимание даст понять человеку всю полноту и правильность взаимодействия с природой и жить с ней по ее законам. Модификация знаний происходит в том случае, если педагог приводит свои ориентиры при работе с детьми. А когда происходит проявление субъективного отношения к природе, здесь можно говорить уже о самостоятельной деятельности.

В качестве носителя экологической культуры является воспитатель в детском саду, и он является решающим звеном в экологическом воспитании детей. Если воспитатель понимает экологические проблемы и причины, которые их породили, если педагог ощущает ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится, обладает готовностью изменить ее в лучшую сторону, обладает профессионализмом и мастерством, владея методиками экологического воспитания дошкольников, осознает цели и задачи своей деятельности, регулярно осуществляет применение различных технологий развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми, если ориентирован в практической деятельности новой гуманистической моделью экологического воспитания, которая заключается в создании благоприятной атмосферы нахождения детей в детском саду, проявляет заботу об их физическом и психическом здоровье, использует в своей работе личностные и ориентированные методы, то в таком контексте можно говорить о том, что дети начали свой путь в правильном направлении и обретении начальных знаний экологической культуры.

Далее выделим следующие группы методов, которые позволяют комплексно использовать их, что приводит в практической деятельности к повышению уровня экологической воспитанности детей, а также развитию экологической направленности их личности:

1) воспитатель и ребенок должны создавать и поддерживать необходимые условия жизни для живых существ в рамках совместной работы — данный метод стоит признать главным в экологическом воспитании.

2) наблюдение является методом чувственного познания природы. Данный метод позволяет осуществить прямой контакт с природой, живыми существами, окружающей средой.

3) метод моделирования играет существенную роль в системе экологического воспитания.

4) словесно-литературный метод является самостоятельным методом, поскольку весьма специфичен из-за речевой деятельности.

Концепции Николаевой С. Н. в плане экологического воспитания берут за основу материалы из сферы образования, которые имеют непосредственное для нее значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989 год) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994 год).

Концепция дошкольного воспитания позволяет консолидировать самые передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.

Концепция общего среднего экологического образования становится вектором, который позволяет найти ответы на вопросы, которые касаются содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду, что дает возможность обеспечить преемственность и взаимосвязь 2-х звеньев в системе непрерывного экологического образования.

Являясь начальным этапом экологического воспитания детей дошкольного возраста несет важную социальную роль для общества в целом, закладывая фундамент экологической культуры в детской личности, давая предпосылки к тому, что через этот факт происходит приобщение к этому процессу взрослое население общества — сотрудники области дошкольного воспитания, родители детей, что является положительным моментом в экологизации сознания и мышления.

Концепция экологического воспитания показывает, что фундаментом ее лежит возможность адаптивности школьного возраста и ведущих идей экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Целью такого воспитания согласно концепции, является начальное формирование экологической культуры и всех ее базисных компонентов, что вместе с Концепцией общего среднего экологического образования позволяет присваивать человеку практический и духовный опыт взаимодействия человека и природы, что позволит человеку не только выжить, но и развиваться.

В задачи экологического воспитания входит создание и осуществление воспитательно-образовательной модели, в рамках которой достигается эффект — явные проявления начал экологической культуры у детей, которые готовятся поступать в школу.

Далее перечислим эти задачи:

‒ формирование внутри педагогического коллектива понимания и значимости экологических проблем и то, что данное направление является приоритетным в плане экологического воспитания;

‒ организация в дошкольном учреждении условий, которые бы обеспечивали и способствовали педагогическому процессу экологического воспитания;

‒ повышение квалификации педагогического персонала на постоянной основе: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

‒ реализация постоянной работы с детьми с использованием различных технологий, постоянное ее совершенствование;

‒ выявление уровня экологической культуры, который достиг тот или иной ребенок при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценкой своей личности и деятельности — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах.

Дошкольный возраст является хорошим периодом, когда можно и нужно изучать законы природы в рамках экологического воспитания, при этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

‒ связь растительных и животных организмов со средой обитания;

‒ многообразие живых организмов, их экологическое единство;

‒ сообщества живых организмов;

‒ человек как живое существо, среда его обитания, которая обеспечивает здоровье и нормальную, качественную жизнедеятельность;

‒ использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды;

‒ охрана и восстановление природных богатств;

‒ «отношение» — конечный результат.

Согласно, позиции данного автора первоначальным этапом в выработке правильного отношения к природе является передача экологических знаний, а их изменение происходит тогда, когда педагог вкладывает свои ориентиры при использовании методов в работе с детьми.

Если ребенок участвует в деятельности, то это является яркой формой проявления.

Если в деятельности присутствуют показатели отношения к природе, людям, к себе, то значит, ребенок овладел элементами экологической информации.

Процесс экологического воспитания может включать в себя следующие виды деятельности:

‒ сюжетно-ролевые игры, которые отражают многообразные события в природе или деятельность взрослых, направленную на созидание природы;

‒ практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых существ в зеленой зоне детского учреждения (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

‒ создание изопродукции в рамках впечатлений, полученных от общения с природой или деятельности людей в природе;

‒ общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, которая включает наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);

‒ реализация экспериментов: практическая познавательная деятельность с объектами природы, которая сопровождается наблюдением, высказываниями. Положительный эффект от такого эксперимента с живыми существами (объектами) может быть только в том случае, если все действия учитывают потребности живых объектов и не наносят им вред.

‒ речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

‒ наблюдение, что является автономной, самостоятельной познавательной деятельностью, что обеспечивается получением информации о природе и деятельности людей в природе;

‒ просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Концепции определяют, что воспитатель является главной педагогической фигурой не только в педагогическом процессе, но в процессе экологического воспитания.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог». М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 5. — С. 14–18.
  5. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. / Серебрякова Татьяна Александровна. — 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — С. 208.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического воспитания, экологического образования, экологической культуры, плане экологического воспитания, среднего экологического образования, общего среднего экологического, дошкольного воспитания, Концепции экологического воспитания, экологического воспитания дошкольников, содержание экологического воспитания, экологического воспитания детей, моделью экологического воспитания, системе экологического воспитания, Концепция экологического воспитания, задачи экологического воспитания, связь экологического воспитания, процессу экологического воспитания, рамках экологического воспитания, методами экологического воспитания, Процесс экологического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос