Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей — одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал учреждения. Родители также принимают активное участие в проводимых в ДОУ мероприятиях. Внимание коллектива сотрудников ДОУ, привлечение родителей к проблеме формирования и укрепления здоровья детей дает результаты: снижение заболеваемости, возрастание мотивации, формирование привычек к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
В этой связи внимание педагогов-практиков привлекает нестандартная методика проведения физкультурных занятий, выражающая идею гармоничного развития личности, предложенная в авторской программе Л. Д. Глазыриной «Физическая культура — дошкольникам». Программа обеспечивает интегрированный подход к оздоровлению, воспитанию, образованию дошкольников средствами физической культуры на основе принципов фасцинации (очарования), синкретичности (соединения, объединения), творческой направленности. Эти принципы в полной мере раскрываются новыми формами организации и проведения физкультурных занятий, максимально приближенных к природным явлениям, явлениям социальной жизни, учитывающих психологические особенности детского возраста, направленных на разностороннее развитие ребенка.
Возникновение идеи педагогического опыта связано с трудностями формирования компетентности детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности. На поисковом этапе опыта нами были продиагностированы двигательные навыки и умения детей, а также выявлены уровни сформированности их компетентности в области здоровьесбережения и определено соотношение различных мотивов и уровней сформированности мотивационной сферы к занятиям физической культурой как одного из условий повышения уровня компетентности к физкультурно-оздоровительной деятельности.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровых детей и подростков. Около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии.
Самая острая и требующая срочного решения проблема — низкая физическая подготовленность детей. Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды, здорового образа жизни и ценностей физической культуры. Традиционными причинами низкого уровня физического воспитания детей, несоответствия его современным требованиям общества являются: недостаточная разработанность теоретических и методических основ начального, физкультурного образования с учетом новой социально-политической и экономической обстановки в стране.
В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детских образовательных учреждениях (ДОУ) ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком. Это негативно сказывается как на состоянии здоровья детей, так и на качестве воспитательно-образовательного процесса.
Разрыв между двигательной и другими видами деятельности дошкольников также является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем образования. Основная причина такого положения заключается в отсутствии механизмов, которые обуславливают интеграцию познавательной и двигательной деятельности в ходе обучения. Поиск путей повышения уровня интеграции в воспитательно-образовательном процессе дошкольников является актуальным направлением научного исследования.
Смысл интеграции познавательной и двигательной деятельности заключается в формировании системы, обладающей большим образовательным, оздоровительным и экономическим эффектом.
Анализ психолого-педагогических исследований (Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Петленко, Г. М. Соловьев и др.) позволяет выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, уровень культуры здорового образа жизни детей. При этом нельзя не согласиться с мнением В. П. Петленко, который отмечает, что именно недостаточный уровень сформированности ценностей и мотивов здорового образа жизни — один из самых негативных факторов, непосредственно определяющих низкий уровень здоровья ребенка.
Современные тенденции развития системы дошкольного образования в России далеко не в последнюю очередь связаны с созданием здоровьесберегающих технологий, важнейшей частью которых являются занятия физической культурой. Именно занятия, по-прежнему, остаются приоритетной, наиболее часто используемой в ДОУ формой физического воспитания. В этой связи актуализируется необходимость повышения у дошкольников мотивации к занятиям физической культурой.
Ориентиром для повышения компетентности детей к здоровому образу жизни является «портрет выпускника». Достижение такого результата возможно, если:
− будет идти поиск оптимальных путей эффективного физического развития детей;
− будут использоваться не только занятия, но и другие формы организации образовательного процесса;
− будет идти целенаправленная подготовка детей к школьным нагрузкам и жизни в целом.
Таким образом, возникают противоречия между:
− необходимостью приобщения дошкольников среднего дошкольного возраста и дошкольников старшей и подготовительной группы к занятиям физической культурой и недостаточной разработанностью особенностей методики формирования мотивации этих дошкольников к занятиям физической культурой, укрепление здоровья, формированием привычек здорового образа жизни;
− недостаточной компетентностью детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности и требованиями общества к сохранению и укреплению здоровья;
− недостаточной методической обеспеченностью и необходимостью поиска эффективных подходов к повышению компетентности детей к здоровому образу жизни;
− старой парадигмой предметного подхода к улучшению здоровья и оздоровлению и требованиями времени к мастерству педагогов;
− необходимостью преемственности ДОУ и рост в области физкультурно-оздоровительной деятельности и слабой ее эффективностью.
Теоретической основой предложенного нами в рамках опытного исследования подхода — применения интегрированных занятий по физической культуре в образовательном процессе детей дошкольного возраста — являются идеи античных философов о телесном и духовном в воспитании ребенка; взгляды на физкультурную деятельность как фактор гармонизации телесного и духовного на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического В. Г. Алямовской, О. П. Бауэр, Л. Д. Глазыриной, М. Д. Маханевой, В. Н. Шебеко, О. Федоровской.
Проблемам педагогической интеграции в последнее время уделяется значительное внимание. Согласно анализу научно-методической литературы ученые, педагоги-практики ищут адекватные, обоснованные, эффективные пути применения интегрированных технологий на различных этапах всей системы образования от детского сада до вуза.
С. О. Филипповой (2001 г.), А. П. Щербак (2009 г.), Л. В. Яковлевой (2003 г.), Ю. Е. Антоновым (2001 г.) отмечена возможность сочетания занятий физическими упражнениями со знаниями на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста.
В основу практико-методологической стороны педагогической деятельности положены пособия: Ю. Е. Антонов. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века; Гигиена детей и подростков / Под ред. В. И. Кардотенко; Л. Д. Глазырина. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста; Г. В. Каштанова. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников; А. В. Кенеман. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста; М. Д. Маханева. Воспитание здорового ребенка; Л. В. Яковлева. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет.
Однако исследований, посвященных применению интегрированной технологии, базирующейся на использовании физических упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной работы, недостаточно. Нет обоснований применения интегрированной технологии двигательной и познавательной деятельности ребенка, дозированности материала в зависимости от физического состояния дошкольника, его умственного развития и физической подготовленности, времени, отводимого на нагрузку и отдых в рамках интегрированных занятий, форм и методов организации группы детей на основе интеграции и т. д.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность — единственный предмет в дошкольных программах, который напрямую связан со здоровьем дошкольников. Это вовсе не означает, что от занятий физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья с учетом группы здоровья.
Литература:
- Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2001. — 199 с.
- Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в ДОУ: Методическое пособие / Л. П. Банникова. — М.: СФЕРА, 2007. — 48 с.
- Бауэр О. П. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении / О. П. Бауэр, Т. В. Калина, О. В. Марченко, Н. Л. Петренкина // Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие. — СПб.: Белл, 2004. — С. 168–188.
- Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкина. — М.: Сфера, 2005. — 135 с.
- Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам / Л. Д. Глазырина // Программа и программные требования. — М.: Сфера, 2005. — 277 с.
- Ермак Н. Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Н. Н. Ермак. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 194 с.
- Исакова Е. Возлюби ближнего как самого себя: Формирование у детей навыков здорового образа жизни / Е. Исакова, Т. Смородина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С. 13–17.
- Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения / А. П. Щербак. — М.: Академия Развития, 2009. — 228 с.