Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую значимость. Российской системе образования принадлежит главная роль в гражданском становлении молодежи, в воспитании любви к родине, преданности своему Отечеству.
Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в РФ. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны.
Мощный обогащающий фактор детского развития — социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Согласно содержанию ФГОС ДО система дошкольного образования Российской Федерации должна обеспечить воспитание достойных патриотов России, граждан правового и демократического государства. Молодое поколение должно уважать права и свободы личности, обладать высокой нравственностью. С формированием патриотических чувств неразрывно связано понятие народной культуры. Культура, в широком смысле, это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В узком смысле — это сфера духовной жизни людей.
Сейчас остро стоит вопрос о возрождении народной культуры, исторических корней нации в обществе. И начинать это необходимо уже в дошкольном возрасте перед поступлением в школу. Дошкольный возраст — это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания патриотических чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим, культурным традициям, фольклору.
За последнее время активно в методической и психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу, селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.).
Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
Но представленные исследователями разработки и идеи, касающиеся аспекта патриотического воспитания дошкольников, носят разрозненный характер. Это можно проследить даже на различиях (пусть и небольших) в трактовке самого понятия «патриотическое воспитание дошкольников».
Например, по мнению доктора педагогических наук и профессора С. А. Козловой, «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» [5].
Доктор педагогических наук Л. Е. Никонова дает следующее определение патриотическому воспитанию: «это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек» [7].
Н. В. Ипполитова трактует патриотическое воспитание как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [3].
Такое расхождение в трактовках и недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников сказывается на практике работы и результатах деятельности самих воспитателей.
Таким образом, сделаем краткий вывод о том, что патриотическое воспитание дошкольников — это одна из приоритетных задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам и воспитателям необходимо владеть соответствующими методиками и организационными формами и методами работы.
В своей педагогической практике придерживаюсь мысли, что чувства патриотизма и гражданственности необходимо воспитывать у детей с самого раннего возраста. За период дошкольного детства дети должны получить начальные представления о:
− возникновении Государства Российского, его первых князьях;
− богатырской славе и верности народа своему Отечеству;
− богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков.
Это обогащает их любовь к Отчизне, вызывает стремление быть похожими на наших великих предков, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.
Белгородчина по праву считается жемчужиной Черноземья. Богатство и самобытность музыкального и обрядового фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов обусловлены органичным слиянием национальных культур пограничных южнорусских народов: русского и украинского.
Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух, воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма. Именно на этом постулате построена система работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, осуществляемой на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85 «Красная шапочка» г. Белгорода.
Система работы включает в себя авторскую разработку перспективного планирования, конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев праздников и развлечений и т. д.
Так, в рамках работы в апреле 2017 года в средней группе № 14 «Мишутки» детского сада был реализован проект «Моя родословная» на родительском собрании. Цель проекта — сбор исторического материала о своих родственниках за последние 3–4 поколения и создание генеалогического древа.
В преддверии празднования Дня Победы воспитанники средней группы № 14 «Мишутки» приняли участие в акции выпуска именных воздушных шаров. Под руководством педагогов Г. И. Фатеевой и Н. П. Чеботаревой ребята изготовили полоски с именами родственников-ветеранов и прикрепили к воздушным шарам, и 05 мая 2017 г. Организованно выпустили их в весеннее небо.
Немаловажную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников играет предметно-развивающая среда. Так, в средней группе № 14 «Мишутки» оформлен «Уголок краеведения», «Полочка красоты» (где представлены образцы декоративно-прикладного искусства Белгородской области), составлены картотеки пословиц о Родине, пословиц и поговорок о русских богатырях, собран материал по геральдике России и Белгорода, подобрана мини-библиотека о былинных богатырях, русских полководцах (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. Суворов, М. Кутузов), известных людях Белгородчины (Иоасаф Белгородский) и т. д.
Вместе с воспитателями дошкольники посетили библиотеку-филиал № 20 Централизованной библиотечной системы г. Белгорода, где познакомились с известными людьми Белгородчины, узнали об историческом прошлом русского народа и принимали участие в различных конкурсах и викторинах исторической тематики.
Активно привлекается и ближайшее социальное окружение дошкольников — родители и близкие родственники. В рамках этого направления родители привлекались для реализации проекта «Моя родословная», принимали участие в анкетировании, рисовали совместно с детьми изображение богатырской кольчуги и другие задания.
Таким образом, используя исторические сведения о Белгородском крае, образцы фольклора и декоративно-прикладного искусства южнорусского региона, приобщая дошкольников к изучению своего исторического прошлого на примере составления собственной родословной, генеалогического древа, удалось повысить уровень сформированности патриотических чувств у детей, приобщить их к истории русского народа, воспитать гордость за свою большую и малую Родину.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 1998. — 175 с.
- Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н. В. Ипполитова. — Челябинск: Факел, 1997. — 216 с.
- Козакова И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. — 2003. — № 6. — С.8–12.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С. А. Куликова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
- Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208 с.
- Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. — Минск: Народная асвета, 1991. — 112 с.

