Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр
Автор: Боробова Елена Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 182 раза
Библиографическое описание:
Боробова, Е. В. Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр / Е. В. Боробова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13027/ (дата обращения: 06.10.2024).
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.
В игре удаётся привлечь детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание никак не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной форме для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребёнка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребёнка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для ребёнка переход к серьёзной учебной работе.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.
Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных заданий.
Для развития познавательного интереса к знаниям мною используются разнообразные методы и приёмы обучения, применяется наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному процессу является дидактическая игра.
Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребёнку игр, чем старше ребёнок, тем этих элементов становится меньше.
Учитель привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребёнка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках в младших классах, можно добиться более прочных знаний, умений и навыков.
Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.
Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она доступна и понятна.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность детей, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы, одноклассников, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребёнка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребёнка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребёнок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.
Игра рассматривается как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть, расширяя сферу игры, ребёнок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия. При обучении игра рассматривается как метод наряду с другими методами и приёмами.
В моей практике наибольший интерес проявляют учащиеся к играм с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы окружающей действительности и игры, содержащие элемент ожидания или неожиданности, например «Что изменилось?», «Который по счёту?».
Учащиеся под моим руководством изготавливают детали для дидактических игр и учатся пользоваться ими как на уроках, так и в свободное от учебных занятий время. Игры на развитие пространственных представлений, о форме, величине, цвете предметов используются нами на многих уроках, во внеклассных мероприятиях, на переменах.
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «Школа», «На прогулке» и т. п. В этих играх они «играют» определённые роли. Роль увлекает их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи. Младших школьников больше увлекает в игре её результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Вначале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками класса. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только личных успех или неудачу, но успех или неудачу своей команды, или своего друга.
Планируя урок, я заранее подбираю дидактические игры, учитывая то, чтобы задание отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Обучающиеся с у/о имеют нарушения речи, слабую память, часто не сдерживают свои эмоции: то раздражительны, то не могут сосредоточиться, поэтому для них большое значение имеет настрой на урок- психологическая установка на работу.
Я говорю: «Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте поудобнее, закройте глаза».
Под тихую мелодию дети повторяют за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Я хочу учиться, очень хочу учиться.
Я готов к работе. Я работаю.
(Слова могут меняться)
К урокам математики я готовлю таблицы для устного счета, подбираю задачи-шутки, которые применяю в начале урока и в середине — с целью восстановления работоспособности.
На уроках русского языка и чтения проводится мною артикуляционная гимнастика с обязательным проговариванием слов. Каждый урок чтения при заполнении календаря погоды я читаю стихотворение, отражающие погодные условия (времена года, явления природы — дождь, снег, град, изменения в живой и неживой природе).
На уроке чтения готовлю карточки с труднопроизносимыми словами или словами, требующими объяснения смысла для обогащения словарного запаса детей. Нередко провожу уроки с элементами кукольного театра.
Дифференциация обучения находит признание в школьной практике. Дети имеют умственные, психические, физические различия и задания часто могут быть индивидуальными или групповыми. Мною практикуются задания усложненные и задания попроще для различных групп детей.
На уроках труда приучаю детей работать в группах, помогаю ориентироваться в выборе «главного» в группе, дети учатся коллективному труду, умению слушать, подчинять свои требования и умения коллективным.
Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности учащихся: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему.
Игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь о том.
В методике руководство изобразительной деятельностью учащихся важно сохранить игровой способ, так как он даёт возможность решать специфические задачи изобразительной деятельности. Опыт, приобретённый учащимися в играх и упражнениях, поможет им на уроках изобразительного искусства.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Дети должны свободно ориентироваться в цветах. Они должны знать основные геометрические фигуры, уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы. Знание такого признака предмета, как величина выражается в том, что дети могут выбрать из предложенных одинаковых предметов самый большой, самый меньший и расположить их в степени уменьшения или увеличения.
Есть игры, направленные на развитие внимания.
Основные свойства внимания — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь.
Хорошо в работе с детьми применять игры, развивающие память, мышление, творческие способности. Также одной из главных задач дидактических игр и упражнений — эстетическое воспитание учащихся. Достигается оно путём развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета.
Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создаёт все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством для активизации этого вопроса.
Большое значение в развитии художественного творчества имеют уроки декоративного рисования. Но творчество учащихся без знаний, умений и навыков, полученных на уроках рисования с натуры, было бы неполным. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитие графических умений и навыков.
Слабые графические навыки сдерживают творческую активность детей. Длительность одной игры или упражнения 5–7 минут. Объяснение содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным.
Все дидактические игры и упражнения должны быть согласованы с содержанием плана уроков.
Литература:
- Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.
- Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1991.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.- М.: Владос, 2001