Библиографическое описание:

Новоселова О. А., Волкова Н. А. Тайм-менеджмент для дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13017/ (дата обращения: 12.12.2017).



Перед каждым человеком иногда стоит вопрос: как все успевать? И тут в помощь приходит тайм-менеджмент. Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент — управление временем.

Каждому современному человеку: студенту, домохозяйке, тем более работающей женщине и совмещающей семью и служебные обязанности тайм-менеджмент поможет быть эффективнее, больше успевать, меньше уставать, жить насыщенной и эффективной жизнью и управлять своими ресурсами, главный из которых — это время. Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации. Тайм-менеджмент является для многих людей стилем жизни, который позволяет им избежать постоянных стрессов. У таких людей все идет по плану, и они везде успевают. Цель тайм-менеджмента — установление определенных отношений со временем, в частности, его подчинение своим целям. В процессе осваивания тайм-менеджмента люди учатся грамотно распределять время: какому делу стоит уделить внимание, а какому не стоит.

Тайм-менеджмент не обошёл и детскую сферу жизни. Работая с дошкольниками, планировать рабочий день не сложно. Каждая минута занята. В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Но с наступлением лета, свободного времени становится больше. В июне, кажется, что лето длиться почти бесконечно — ведь три месяца впереди. Но не успеваешь оглянуться, а время ушло. Тут то и поможет технология тайм-менеджмент и объявит войну бесцельно проведённым дням.

Планировать свое время должны и мамы с папами, чтобы всё успевать. Этому должны учиться их дети. Первые учителя детей в искусстве управления временем — это родители. Еще в животе у мамы ребенок выработает свои биоритмы ориентируясь на биоритмы мамы. С рождения ребенок нуждается в организованном режиме сна и бодрствования, игр, кормления и отдыха. Организованная жизнь ребенка в семье, учет физиологических потребностей ребенка и пояснение ребенку его физического состояния (капризничаешь, потому что устал и т. д.) является началом осознанного отношения ко времени. Лето — самое лучшее время для начала работы в этом направлении, ведь столько всего хочется успеть! А гармоничное развитие ребенка предполагает системность и целенаправленность его формирования.

Как же охватить всё? Сначала ставим цель — сформировать у детей систему знаний о времени и навыки осознанного управления временем. Хотя была определена цель, выделяем конкретные обычные ежедневные дела, их последовательность и периодичность. Например, «кушаю», «играю в игрушки», «смотрю мультфильмы», «читаем книги», «гуляем».

Теперь, когда общий план действий стал понятен, делим все дела на два типа «обязательные, важные и нужные» — которые нужно всегда делать в определённое время — и «гибкие, хочется, люблю». Взрослым это выполнить легко «надо» и «хочется», но ребёнок это должен сделать самостоятельно. Можно использовать смайлики или знаки. Называя по одному делу из списка, ребенок, если это — обязательное дело, должен поднять руку с восклицательным знаком, если гибкое — то с улыбающимся смайликом. Теперь осталось расписать дни недели согласно «обязательным» и «гибким» делам.

Ежедневно, каждое утро, ребенок и взрослый определяют план на день. Проходит это в форме беседы, перед завтраком.

В ходе беседы обсуждаются основные мероприятия текущего дня: чтение книги, интересные игры на прогулке, досуговая и творческая деятельность. Взрослый по возможности прилагает ситуацию выбора: в какие игры бы хотелось поиграть, какие материалы для творчества использовать.

Как мы понимаем, дело «прочитать книгу» или «позаниматься подготовкой к школе» не поместится ни в одну графу. Огромная задача кажется ребенку непосильной. Поэтому он будет тянуть и откладывать ее до последнего. Взрослому следует помочь разделить большую сложную задачу на несколько небольших маленьких долек. Можно самостоятельно изготовить красивое недельное расписание вместе с ребенком вписывать, что и когда вы будите делать, определить сколько времени выделить на то или иное дело. Если малыш еще не умеет писать, пусть рисует! «Укладывание» дел в рамки графика ежедневника поможет систематизировать все желания и обязанности, быть психологически готовым к предстоящей работе.

Нельзя забывать, что между всеми занятиями ребенку необходима двигательная активность. Справиться с несложными, но неприятными делами помогут небольшие хитрости. Например, ребенку надо убрать игрушки. За это время малыш должен все убрать. Будет еще лучше, если родители включатся в эту игру на спор: кто раньше уберет машинки или конструктор. Можно использовать песочные часы, музыкальные таймеры и т. п. Если ребенку надо помыть посуду. Начинаем представлять себя археологами. В раковине лежат древние вазы, которые необходимо отмыть для музея или найти на них тайные письмена. Отдыхать и трудиться можно продуктивно, превращая все в игру.

Ставим жирные плюсики рядом с выполненными пунктами и в конце дня можно подвезти итог, обсудить что из-за планированного удалось сделать, что не удалось и почему. Если малыш капризничает и ленится что-то делать, всегда можно напомнить ему, зачем он выполняет то или иное задание, какую цель он перед собой поставил. И, конечно же, надо следить за достижением этих целей и не забывать хвалить.

Важно показать, что планирование — это интересное и важное занятие, которое экономить время, помогает больше успевать. Так же важно было показать детям, что бывают непредвиденные ситуации (например, конфликт между детьми, которому пришлось уделить много внимания и т. д.) и нужно уметь менять планы.

Основные термины (генерируются автоматически): управления временем, занятиями ребенку необходима, искусстве управления временем, служебные обязанности тайм-менеджмент, мамы ребенок, управление временем, гармоничное развитие ребенка, ценным временным ресурсом, процессе осваивания тайм-менеджмента, биоритмы мамы, детскую сферу жизни, физиологических потребностей ребенка, ребенку непосильной, пояснение ребенку, малыш должен, красивое недельное расписание, установление определенных отношений, Организованная жизнь ребенка, обычные ежедневные дела, людей стилем жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос