Библиографическое описание:

Голдобина Е. Г., Фролова И. И. Организация воспитательного процесса по развитию жанрово-стилистического восприятия музыки старшими дошкольниками с учетом требований Федерального стандарта [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13015/ (дата обращения: 17.12.2017).



В наше время в образовании введены Федеральные государственные стандарты, которые устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию».

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставщей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Детский сад разносторонне развивает каждого ребенка. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Кто-то склонен рисовать, у кого-то хорошо развиты физические способности, а кто-то отлично поет и музицирует. Музыка — это совершенно особый путь познания разных оттенков эмоционально-чувственных переживаний человека, его настроений и состояний, который является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасной действительности, красоты и глубины человеческих чувств и взаимоотношений.

Восприятие музыкальных произведений удовлетворяет потребность людей в переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих обогащенных эмоций. Дети духовно восполняют то, что недостает им в ограниченной пространством и временем жизни, компенсируют посредством воображения множество потребностей. Современное общество привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления духовного кризиса выступает полноценное музыкальное жанрово-стилистическое воспитание подрастающего поколения, а также развития основ восприятия музыки.

ФГОС дошкольного образования направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; восприятие музыки, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Все обучение музыке должно строятся с учетом требований ФГОС и соответствовать государственным образовательным стандартам. Музыка, как одна из образовательных областей определяет адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. В ФГОС использована наиболее современная и полная типология детской деятельности. Данная образовательная область направлена на развитие музыкальной детской деятельности. При организации обучения педагог должен учитывать основополагающий принцип интеграции образовательных областей.

Требования ФГОС предусматривают применение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра — это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры — взаимоотношение между взрослыми людьми — в семье, их профессиональной деятельности и так далее.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Педагогам необходимо акцентировать внимание на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Таким образом, построение образовательного процесса посредством ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.

Образовательный процесс строится в совместной деятельности взрослого и детей — это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

‒ непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

‒ совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

‒ совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра.

Основными задачами, на музыкальном занятии являются:

‒ обучать детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; развивать основы музыкальной культуры;

‒ развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

‒ учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и так далее;

‒ формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

‒ развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Задачи эти успешно решаются при использовании подлинно художественных произведений. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

На занятиях музыки у дошкольников используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. В сюжетно-образные движения включать имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и так далее.

В основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) музыкально-ритмические упражнения;

2) танцы, пляски, хороводы;

3) музыкальные игры.

Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.

Формируя музыкальность у детей, мы стремимся к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Нами была разработана серия занятий по развитию у детей музыкальности как жанрово-стилистического воспитания.

Слушание музыки — важнейшая составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в будущем помогут ему без скуки и презрения воспринимать прекрасное.

Музыкальное восприятие мы развиваем в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушают музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т. д.) Такое слушание становится по силам даже самым непоседливым детям.

В своей работе мы используем такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включаются 2–3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Музыка, включенная в сказку должна быть, выразительной, короткой. Текст сказки — интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.

Каждое занятие должно быть пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

В то же время мы учитываем, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В связи с этим мы стараемся не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

Таким образом, организация воспитательного процесса на музыкальных занятиях в соответствии с Федеральным стандартом в ДОУ гарантирует старшим дошкольникам продуктивное освоение ООП, и как следствие, музыкальное развитие ребенка.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из наиболее важных функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Все знания и умения и навыки, все новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде. Необходимо ознакомить каждого ребенка с новыми ступенями изучения музыки, раскрывая чувства детей для жизни как можно полнее, с целью полного ощущения радости жизни. Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним ненавязчиво и игриво. Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельности детей, ходе режимных моментов, детской деятельности, детей дошкольного возраста, совместную деятельность, совместную деятельность взрослого, совместной деятельности, восприятия музыки, образовательного процесса, развития детей, образовательной деятельности детей, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей, творческой деятельности детей, процесса детей дошкольного, восприятия музыки старшими, воспитательного процесса, ФГОС дошкольного образования, развития детей дошкольного, условий развития детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос