Библиографическое описание:

Глущенко А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 67-69.



Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине.

К. Д. Ушинский

Задумывались вы когда-нибудь о том, какой орган в организме самый главный? По мнению многих ученых, это, безусловно, мозг. Без мозга мы не можем существовать (кроме единичных случаев, которые составляют счастливое исключение из непреложного правила), потому что все органы в нашем организме функционируют в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды, именно благодаря мозгу. Мы являемся такими какие мы есть благодаря мириадам нейронных связей, возникающих в нашем мозгу ежеминутно. Именно поэтому людям всегда был интересен мозг, как с точки зрения анатомии, так и с точки зрения физиологии.

Девяностые годы XX в. были названы «Десятилетием мозга» неслучайно. Именно в этот период мы узнали о мозге больше, чем за все предыдущие столетия вместе взятые [1,с.7].Это, в свою очередь, привело к тому, что сегодня почти каждый день мы получаем новые поразительные знания о мозге. Эти знания накапливаются и встают на свои места, образуя целостную систему, которая впоследствии сможет ответить на все когда-либо заданные вопросы о мозге.

Благодаря накоплению такого значительного пласта знаний о мозге, была неизбежна его интеграция во многие науки. Таким образом появились: нейрохирургия, нейрофизиология, нейробиология, нейропсихология, нейрохимия, нейродизайн и многие другие. Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики — нейропедагогика, использующая данные новых открытий в деятельности мозга для создания технологий воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей [2,с.228]. Нейропедагогика учитывает знания о том, как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного ребенка во время посещения детского сада и школы, какую методику обучения письму или математике лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка [3,с.37].

Основные положения, инструментарий, задачи и цели нового направления педагогики были освещены 2001 году Москвитиным В. А. и Москвитиной Н. В. в их статье «Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии». В это же время, параллельно данное направление педагогики развивалось и США, что привело к организации крупнейшего международного проекта «Мозг и обучение» (Brain and Learning). Данный проект объединяет ученых тридцати стран мира и своей главной целью ставит популяризацию знаний о работе мозговых структур среди педагогов [4].

Для развития и оформления данной отрасли в науке необходимо провести широкий спектр исследований — от молекулярно-генетических до системных. И России только предстоит включиться в этот глобальный международный проект. Но уже сегодня в России при Современной гуманитарной академии (СГА) создан Институт когнитивной нейрологии (ИКН), который объединяет специалистов смежных областей нейронауки под флагом исследований в нейропедагогике [4]. Исследования именно ИКН СГА дают специалистам в образовании основные сведения о принципах работы мозга обучаемого и именно эти данные уже сегодня можно применять на практике. Далее будет представлены некоторые исследования ИКН СГА и описаны их возможности применения на практике педагогом.

Одним из самых интересных исследований ИКН СГА является критическое исследование модели «полного усвоения» в контексте психофизиологии. Сегодня учебные программы и планы строятся в соответствии с показателем «времени усвоения материала», то есть подразумевается, что за определенный конечный промежуток времени обучающийся полностью усвоит определенный материал. Однако серия экспериментов, в котором испытуемым предлагалось выучить 20 пар слов затратив на это конечное количество времени, указанное экспериментатором, обнаружила феномен неспособности к полному усвоению некоторых испытуемых. Данная группа испытуемых подверглась тщательному психофизиологическому анализу, в результате чего были выделены интересные особенности: плоская или низкоамплитудная ЭЭГ, видоизменение депрессии альфа-ритма. Все эти особенности ЭЭГ имеют общий нейробиологический «знаменатель»: нарушение функции активирующих систем мозга. Причиной такой дисфункции могут быть индивидуальные особенности нервной системы, функциональные расстройства и соматические заболевания. Но общий итог в любом случае — повышение тревожности, что и сопровождается расстройствами познавательной деятельности. Таким образом, нарушение полного запоминания представляет собой внешнее проявление многоуровневого, системного процесса [5,с.159–161].

Каким же образом может использовать педагог, допустим знание о дисбалансе активирующих систем мозга? При обучении лиц с данной особенностью нервной системы необходимо следовать принципу «снятие временных ограничений», особенно этот принцип будет полезен при проверке знаний. Так же значительное снижение уровня стресса будет наблюдаться при тренировочных попытках экзамена, сам же учебный процесс желательно построить с использованием логических схем, системы подсказок и повышенной структурированности материала.

И это лишь одно из множества интересных, в первую очередь для педагога- практика, исследований ИКН СГА. Ознакомится с полным перечнем исследований можно в монографии М. П. Карпенко «Телеобучение», которая посвящена описанию новой методологии обучения, подразумевающей использование информационно-коммуникационных технологий. При этом данная методика охватывает не только способы передачи информации, но и дидактику, организацию, управление учебным процессом, экономику, законодательство и множество других аспектов трансформации образования в быстро развивающемся обществе.

Где сегодня уже используется нейропедагогика и где она может использоваться? Сегодня существует такая профессия, как «нейролингвист», говоря проще, это логопед или дефектолог, использующий нейропедагогику как основной инструмент воздействия на обучаемого. Если говорить о дефектологах, как о специальных педагогах, то и сурдо-, и тифло-, и олигофренопедагоги являются нейропедагогами, поскольку они обеспечивают формирование, развитие, коррекцию и восстановление несформированных в нормативные сроки психических и прочих процессов именно по индивидуальным программам.

По статистике Минздравсоцразвития России количество детей-инвалидов за 25 лет выросло в 13 раз и составляет около 700 тыс. человек, на сегодняшний день детей, рожденных с физиологической незрелостью — 74 %, с неврологической симптоматикой — до 86 %, абсолютно здоровыми можно считать не более 10 % детей дошкольного возраста и около 4 % детей подросткового возраста [6,с.8]. Данная статистика указывает на преобладающее количество детей с ОВЗ над детьми с нормотипическим развитием и количество детей с ОВЗ лишь возрастает с каждым годом. И как следствие этого факта возникает потребность в повышении квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзии. Знания, полученные педагогами в рамках классических педагогических технологий, недостаточны для обеспечения эффективного обучения для каждого ребенка без потери качественной составляющей образования. Существует насущная необходимость для педагогов в овладения новыми знаниями в области медицины, нейролингвистики, нейропсихологии и дефектологии. В связи с эти так же существует необходимость изменения квалификационного перечня работников образования с включением туда новых должностей с приставкой нейропедагог, т. е. нейропедагог-учитель русского языка или биологии и т. д. Возможно, подобные изменения как правовом, так и квалификационном ключе могут изменить современную педагогику и вывести ее на качественно иной уровень [7,с.155].

Литература:

  1. Dr.Stephn Juan «The odd brain»/Australia/2011/669 c.
  2. Степанов В. Г., Леванова Е. А., Клемантович И. П. «Нейропедагогика и ее задачи» / Молодой ученый / 2016 /№ 7,6/ С. 155–156
  3. Москвитин В. А. и Москвитина Н. В. «Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии» / Вестик ОГУ/ Выпуск№ 4/ 2001/С.34–38
  4. Лившиц В. «На пути к нейропедагогике. Educational neuroscience»/2012 http://www.proza.ru/2012/10/11/897
  5. Карпенко М. П. «Телеобучение» / Издательство СГУ/ 2008/797 с.
  6. Краткие тезисы доклада по второму вопросу повестки заседания секции социально-демографической статистики и статистики труда научно-методологического совета Росстата по вопросу: «Информационное обеспечение доклада Российской Федерации о мерах, принимаемых для выполнения обязательств по Конвенции о правах инвалидов»/Приложение 1/глава 3/ C.35
  7. Ларина О. Д. «Нейропедагогика — реальность и проблемы современного образования» / Молодой ученый/ 2016/№ 7,6 /С. 228–230.
Основные термины (генерируются автоматически): направление педагогики, ИКН СГА, прикладное направление педагогики, исследований ИКН СГА, новейшее направление педагогики, дифференциальной психологии», научная область педагогики, нового направления педагогики, систем мозга, количество детей, работы мозга обучаемого, нервной системы, исследования ИКН СГА, точки зрения, интересных исследований ИКН, Минздравсоцразвития России количество, определенный конечный промежуток, конечное количество времени, значительного пласта знаний, новые поразительные знания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос