Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Атакуллаев И. И. Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12909/ (дата обращения: 22.10.2018).



Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Урок физической культуры является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а также задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях. Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и здоровья и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры и здоровья неразрывно связаны друг с другом. Урок физической культуры и здоровья — основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры и здоровья является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. [1] Значение урока физической культуры и здоровья заключается в систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Содержание урока физической культуры и здоровья составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся. Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха. Всему этому дети учатся, прежде всего, на уроках физической культуры. Как по содержанию, так и по организации, уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры. [2]

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. На уроках физической культуры учащиеся занимаются по специально подобранным физическим упражнениям, где учитываются учителем возрастные особенности и состояние двигательной сферы занимающихся. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, эмоционально-волевой сферы детей является игровой метод. Игра как забава, удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения. Очень любят учащиеся игры с остановкой: «ни шагу дальше», «совушка-сова», «класс, смирно». Дидактические подвижные игры очень полезны для осуществления двигательной активности. «Времена года» Дидактическая задача: формирование умения согласовывать действие в группе. Содержание: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1–2 мин.), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима -катание на лыжах, коньках, лето — плавание, велосипед; футбол; весна — бег, прыжки, волейбол, футбол; осень — бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.). «Альпинисты» Двигательная задача: закрепление навыков лазания и перелезания. Содержание: вдоль границ площадки, стен зала расставлен ряд препятствий; дети, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают препятствия: влезают по гимнастической скамейке, установленной наклонно на гимнастическую стенку, проходят по ней боком; перелезают через бревно или подлезают под него; переходят по «камешкам» (кружочкам нарисованным на земле, или разложенным кирпичам) через «горный ручей», проходят по рейке гимнастической скамейки (изображающей мостик), через «ров» и т. д.; по пути все «альпинисты» собирают карточки с заданием. В конце пути на привале все усаживаются в круг и обсуждают задания, полученные в процессе игры, и ответы «Хомка» Дидактическая задача: закрепление сведений о пользе зарядки. Двигательная задача: координация движений. Содержание: дети становятся в круг. Ведущий: Хомка-хомка, хомячок. Полосатенький бочок. Хомка раненько встает. Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку. И выходит на зарядку! 1–2-3–4-5! Хомка хочет сильным стать. Дети повторяют слова за ведущим и имитируют движения хомячка. Ведущий выбирает «хомячка», который становится в центр круга и показывает движения утренней гимнастики. Все повторяют. [3]

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

Литература:

  1. Ашмарина, Б. А. Теория и методика физической культуры. — М.: «Просвещение», 1990. — 287 с.
  2. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. — 542 с.
  3. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с
  4. Сидоров, А.А., Прохорова, М.В., Синюхин, Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» — М.: «Терра — Спорт», 2000. — 272 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, физическое воспитание, ребенок, основная форма, Дидактическая задача, двигательная задача, двигательная деятельность учащихся, двигательная активность, гимнастическая скамейка.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Урокосновная форма проведения занятий по физическому...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, урок, учебная работа, физическое развитие, физическое воспитание детей, Узбекистан, защита Родины, состав учащихся, структура урока.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений. Задачи исследования. Развивать координацию движений.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие...

Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение учебного дня...

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства, физическая культура, физическая работоспособность.

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Урокосновная форма проведения занятий по физическому...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, урок, учебная работа, физическое развитие, физическое воспитание детей, Узбекистан, защита Родины, состав учащихся, структура урока.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений. Задачи исследования. Развивать координацию движений.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие...

Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение учебного дня...

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена...

двигательная активность, ребенок, движение, двигательная активность ребенка, здоровый образ жизни, ребенок возраста первого детства, физическая культура, физическая работоспособность.

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих технологий физической культуры.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Задать вопрос