Автор: Атакуллаев Ислам Исмаилович

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Атакуллаев И. И. Пути повышения активности учащихся на уроках физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12909/ (дата обращения: 16.12.2017).



Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Урок физической культуры является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а также задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях. Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и здоровья и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры и здоровья неразрывно связаны друг с другом. Урок физической культуры и здоровья — основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры и здоровья является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. [1] Значение урока физической культуры и здоровья заключается в систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Содержание урока физической культуры и здоровья составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся. Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха. Всему этому дети учатся, прежде всего, на уроках физической культуры. Как по содержанию, так и по организации, уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры. [2]

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Игра — это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. На уроках физической культуры учащиеся занимаются по специально подобранным физическим упражнениям, где учитываются учителем возрастные особенности и состояние двигательной сферы занимающихся. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, эмоционально-волевой сферы детей является игровой метод. Игра как забава, удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения. Очень любят учащиеся игры с остановкой: «ни шагу дальше», «совушка-сова», «класс, смирно». Дидактические подвижные игры очень полезны для осуществления двигательной активности. «Времена года» Дидактическая задача: формирование умения согласовывать действие в группе. Содержание: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1–2 мин.), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима -катание на лыжах, коньках, лето — плавание, велосипед; футбол; весна — бег, прыжки, волейбол, футбол; осень — бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.). «Альпинисты» Двигательная задача: закрепление навыков лазания и перелезания. Содержание: вдоль границ площадки, стен зала расставлен ряд препятствий; дети, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают препятствия: влезают по гимнастической скамейке, установленной наклонно на гимнастическую стенку, проходят по ней боком; перелезают через бревно или подлезают под него; переходят по «камешкам» (кружочкам нарисованным на земле, или разложенным кирпичам) через «горный ручей», проходят по рейке гимнастической скамейки (изображающей мостик), через «ров» и т. д.; по пути все «альпинисты» собирают карточки с заданием. В конце пути на привале все усаживаются в круг и обсуждают задания, полученные в процессе игры, и ответы «Хомка» Дидактическая задача: закрепление сведений о пользе зарядки. Двигательная задача: координация движений. Содержание: дети становятся в круг. Ведущий: Хомка-хомка, хомячок. Полосатенький бочок. Хомка раненько встает. Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку. И выходит на зарядку! 1–2-3–4-5! Хомка хочет сильным стать. Дети повторяют слова за ведущим и имитируют движения хомячка. Ведущий выбирает «хомячка», который становится в центр круга и показывает движения утренней гимнастики. Все повторяют. [3]

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

Литература:

  1. Ашмарина, Б. А. Теория и методика физической культуры. — М.: «Просвещение», 1990. — 287 с.
  2. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. — 542 с.
  3. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с
  4. Сидоров, А.А., Прохорова, М.В., Синюхин, Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» — М.: «Терра — Спорт», 2000. — 272 с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, уроках физической культуры, урока физической культуры, Урок физической культуры, уроке физической культуры, физической культуры учащиеся, уроки физической культуры, Уроки физической культуры, уроков физической культуры, методика физической культуры, урокам физической культуры, учителя физической культуры, Содержание урока физической, задачей урока физической, Значение урока физической, физического воспитания, физической культуре, двигательной активности, подвижные игры, Двигательная задача.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос