Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Гладкова Н. А., Полякова М. А. Формирование компетенций учащихся через конструирование задач [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 14-16.



Актуальность темы обусловлена необходимостью компетентностного подхода при обучении решению текстовых задач, так как задача является основным звеном внутри процесса обучения. Эта тема выбрана еще и потому, что возниклипротиворечие между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками при решении задач.

В системе классных и внеклассных занятий создаем условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании рациональных методов и приемов при конструировании текстовых задач, поддерживающих интерес к предмету; развитие у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека. Применяются современные технические средства обучения: учащиеся привлекаются в создании мультимедийных проектов, памяток для придумывания своих собственных задач разных видов.

Важное направление развития мышления учащихся и стимулирования углубленного понимания школьниками изучаемой предметной области — постановка перед ними особой задачи самому придумать задачу. Самостоятельная работа учащихся по составлению задач, выполняемая ими по заданиям различного характера и разной степени трудности, содействует закреплению умений решать задачи, формированию математических понятий, развитию мышления и укреплению связи обучения математике с жизнью.

Существует, по крайней мере, три типа учебных заданий по конструированию задач.

  1. Свободные задания по конструированию задач, в которых практически не вводятся ограничения на содержание.
  2. Полуструктурированные задания по конструированию задач. Учащимся предлагают придумать задачу, которая похожа на ранее предъявленную; задачу по показанной картинке; задачи со сходными ситуациями; задачи на определенную теорему или правило.
  3. Структурированные задания по конструированию задач. Учащимся предлагается придумать другую задачу с теми же данными, что и в ранее предъявленной задаче; переделать ранее предъявленную задачу так, чтобы одно из известных (условий) стало неизвестным (перешло в разряд искомого), а неизвестное, наоборот, перешло в разряд условий и т. п. На уроках математики приходится сталкиваться с различными задачами, как «стандартными», которые включены в требования к знаниям учеников школы, так и с «нестандартными»- логического характера. Поэтому в своей педагогической деятельности стремимся сформировать у детей истинное умение решать текстовые задачи.

Для того, чтобы сознательно отбирать из известных методов и приёмов такие, которые соответствуют настоящей действительности, необходимо разобраться во всём том богатстве методов, которое накоплено. Очень важно уяснить, что именно даёт тот или иной метод. Тогда легче решать вопрос о том, какой из них будет более подходящим в каждом конкретном случае, каким методам обучения следует отдавать предпочтение в современных условиях, в каких направлениях следует искать пути совершенствования методов обучения математике в начальных классах.

Ценностно-смысловая компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения. Речь здесь идет о профориентации. Ведь именно в эти школьные годы мы способствуем выбору детьми либо гуманитарной сферы, либо сферы точных наук. Одним из приемов выявления склонности ученика к тому или иному предмету является проведение олимпиады.

Общекультурная компетенция подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики. Это совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, то есть в данном случае речь идет о самообучении. Реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Одним из способов реализации учебно-познавательной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнем устранять ошибку, тем проще перестроиться ученику под новые требования. Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако надо помнить и о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.

Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки. Главное — соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Также здесь важен и индивидуальный подход к каждому ученику. Реализация данной компетенции является возможной и на уроках математики, но после предварительной подготовки учителя и учеников.

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации, подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (дискуссия, групповая работа, работа в паре). Главным является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а также в профессиональном самоопределении. Данная компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Отличие этих двух компетенций в том, что первая направлена на функционирование личности в социуме, а вторая как на самосовершенствование личности, так и на совершенствование личностью социума.

В результате изучения теоретических основ компетентностного подхода, можно сделать вывод, что реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения нескольких образовательных компетенций, являющихся ключевыми.

Литература:

  1. Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике/И. И. Аргинская.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006.-78 с.
  2. Бунеев,Р. Н. Понятие функционально грамотной личности // Начальная школа: плюс-минус. — 2003. — № 8. — с. 34–35.
  3. Ксензова,Г. Ю. Перспективные школьные технологии/Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России. — 2000. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конструированию задач, уроках математики, текстовых задач, компетентностного подхода, решению текстовых задач, конструировании текстовых задач, Формирование компетенций учащихся, собственных задач разных, конструирование задач, решении задач, решении олимпиадных задач, процесса обучения, составлению задач, овладение учеником, обучения математике, учебно-познавательной компетенции, решение задач, необходимостью компетентностного подхода, Самостоятельная работа учащихся, сознательной деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос