Библиографическое описание:

Волобуева Ю. В., Антонова Ю. Д. Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 18-21.



В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональная отзывчивость, совместная деятельность

Эмоциональная отзывчивость является отправной точкой развития гуманных чувств у ребенка, отношений между сверстниками и взрослыми. Доброта в настоящее время является дефицитом. Данное явление имеет непосредственное отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок.

Но, к сожалению, в наш технологический век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми. Ребенок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении со взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М. Теплов, Д. М. Кабалевский, Т. С. Бабаджан, О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина. В своем исследовании, на основе анализа научной литературы эмоциональную отзывчивость дошкольников мы понимаем, как способность ребенка проявлять эмоциональную реакцию и откликаться на состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать другим людям, понимать их внутреннее состояние.

Согласно данным исследований А. Д. Кошелевой, А. В. Запорожца, Я.3. Неверович, наиболее благоприятным периодом развития эмоциональной отзывчивости является старший дошкольный возраст [4,с.36]. В этом возрасте происходит становление способности воспринимать внешнее выражение эмоций и демонстрировать их через мимику, жесты, пантомимику. Важную роль в формировании эмоциональной отзывчивости у дошкольников является умение распознавать эмоциональные переживания другого человека, поэтому целесообразно развивать эмоциональную отзывчивость детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее эффективно способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как положительные взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми вызывают у ребёнка наиболее сильные эмоциональные переживания. В совместной деятельности дошкольник наблюдает за эмоциональным состоянием сверстника, понимает его интересы и потребности и откликался на них.

Актуальность данной проблемы находит отражение не только в научных исследованиях, но и в нормативных документах. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания определяется в качестве требований в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Иными словами, проблема развития эмоциональной отзывчивости и пути ее решения в настоящее время продиктована государственной политикой в области дошкольного образования и требованиями современного социума.

В связи с этим возникает необходимость разработки педагогических условий и их реализации в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности Анализ педагогической литературы позволяет выделить основные педагогические условия, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Первое условие, реализация личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. От эмоциональных реакций ребенка, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Основные способыличностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в совместной деятельности выделяет Н. Ежова [3, с.22]: сотрудничество (в игре и общении), сопереживание и поддержка, обсуждение, гибкое введение ограничений.

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развить в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость и положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.

В процессе совместной деятельности ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка. В совместной деятельности взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру.

Второе условие, обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, то задачи по развитию эмоциональной отзывчивости целесообразно решать в процессе совместной игровой деятельности педагога с детьми. В игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли. Игра способствует развитию эмоционально-личностной децентрации, что в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации.

Играя, дети раскрепощаются, становятся более контактными, как для взрослых, так и для сверстников. Игры, упражнения и занятия, предлагаемые дошкольникам, помогают им преодолевать трудности и проблемы, которые возникают у них, способствуют развитию и регуляции эмоций, у детей повышается уровень развития психических процессов, нежелательные формы поведения проявляются реже, появляется способность выполнять виды деятельности, которые ранее были им недоступны. В ходе выполнения той или иной роли в игре ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности. Соотношения с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт дошкольника [1, с.58].

Третье педагогическое условие, специально организованное эмоционально насыщенное общение ребенка со сверстниками в процессе совместной деятельности. Старшим дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. В этом возрасте ребенок более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

Особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию у ребенка. Одним из таких видов деятельности, способствующая развитию компонентов эмоциональной отзывчивости дошкольников является трудовая. В трудовой деятельности дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. В такой деятельности результат всегда внутренне содержателен и значим для личностного-эмоционального роста ребенка.

В совместной со сверстниками трудовой деятельности, детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы, для получения значимого результата деятельности. Положительные эмоции увеличивают мотивацию деятельности, а отрицательные ее уменьшают.

Четвертое условие, сотрудничество с родителями на основе их готовности к развитию эмоциональной отзывчивости в семье. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Эмоциональный опыт ребенка может быть разным, эмоциональный опыт у ребенка из большой и дружной семьи — полный и разносторонний, так как родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, диапазон эмоциональных реакций достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

В общении с родителями, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Как отмечает В. С. Вербовская [2, с.23] взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является основным условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.

При сотрудничестве детского сада с семьей у дошкольника повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции, он учится управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Таким образом, помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех видах детской деятельности, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для дошкольника открываются новые формы общения со взрослыми и сверстниками.

Но основной вид детской деятельности является все же игра. Игра — деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха, зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможность свободного самовыражения, исследования, изучения собственных чувств и переживаний.

По мере развития личности у ребенка в игровой деятельности повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции, т. е. возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что с целью развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, необходимо специально организовывать разные виды совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками. Создание в этой деятельности педагогических условий: реализация личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми; обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности; специально организованное эмоционально насыщенное общение ребенка со сверстниками в процессе совместной деятельности; сотрудничество с родителями на основе их готовности к развитию эмоциональной отзывчивости в семье, а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые для него, в которых ребенок может проявить уже приобретенный эмоциональный опыт ребенка.

Литература:

  1. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 96с.
  2. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Текст] / В. С. Вербовская //Вестник Нижневартовского государственного университета. — Народное образование. Педагогика. — 2013. — № 4. — С.20–25.
  3. Ежова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. Ежова //Дошкольное воспитание — 2003. — № 8. — С.20–27.
  4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст]/А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Академия, 2006. -85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональной отзывчивости, совместной деятельности, развития эмоциональной отзывчивости, детей дошкольного возраста, развитию эмоциональной отзывчивости, эмоциональной отзывчивости детей, отзывчивости детей дошкольного, процессе совместной деятельности, игровой деятельности, совместной деятельности педагога, проблема развития эмоциональной, развитии эмоциональной отзывчивости, эмоционального опыты ребенка, насыщенное общение ребенка, ребенка эмоциональной отзывчивости, эмоциональную отзывчивость, совместной деятельности ребенок, эмоциональной отзывчивости дошкольников, эмоциональные переживания, старшего дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос