Качество образования, эффективное инструментально-модельное обеспечение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 05.08.2017

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Федорова, Л. В. Качество образования, эффективное инструментально-модельное обеспечение / Л. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12808/ (дата обращения: 19.04.2024).



Рассматриваемая проблема — оценивание, самооценка целеполагающей учебной деятельности, системный анализ соответствующей поддержки. Проблема институциональная, но и социальная, общественная, «потребительская». Рассмотрены системные аспекты эффективной организации управления, решения данной проблемы.

Приведены примеры ИКТ-поддержки качества обучения — клаудбуки.

Ключевые слова: качество, оценивание, компетенции, обучение, методическая, техническая, системная, образование

The considered problem — estimation, a self-assessment of educational activity, support of the corresponding methods. Problem not only institutional, but also social, public. System aspects of the effective organization of management, the solution of this problem are considered.

Examples of ICT support of quality of training — a cloudbook are given.

Keywords: training, education, quality, estimation, competences, methodical, technical, system

Качество образования, его базовые составляющие

Проблема эволюции образовательной системы, ее качественного функционирования актуальна в условиях новой образовательной парадигмы, базирующейся на компетентностном подходе.

Качественное образование также социально-ориентированная категория, определяемая релевантностью обучения социальным проблемам [1]. Оно формируется содержанием ФГОС, образовательных программ, технической и методической базы, профессионализма обучающих, стартовых компетенций.

Динамичность общества, основанного на знаниях, потребности рынков (труда, образовательных услуг) формируют социальные запросы.

Качество — понятие абсолютное, одновременно и относительное. Идеализируемое понятие — имиджевое, демонстрирующее целевые устремления.

Относительность категории — если образовательная продукция, ее процессы отвечают ФГОС, нормативным документам, программам («уровень ФГОС»), то, разумеется, должен удовлетворяться и потребительский спрос (т. е. спрос и со стороны рынка труда).

Для потребителей образовательной продукции — это мера удовлетворенности потребностей, отражаемая через стоимость образовательных услуг.

Эффективность образовательной среды (обучающие, обучаемые, институты, бизнес) соотносят с качеством жизни. Выше затраты государства, внимание общества для образования — выше и качество; выше качество — растут образовательные потребности общества.

Пока отсутствуют действенные критерии, меры, процедуры системного оценивания качества работы образовательных учреждений («реально на выходе»). Релевантности мешает псевдокатегории «автономность», «зависимость», «оцениваемость», «разнообразие» и др. [2, 3].

В знаниевом обществе значительна роль «внутренних» оценок информации, как и самой образовательной системы [4]. Образовательные возможности граждан, потребности бизнеса, возможности учреждений, способность самоконтроля, самосовершенствования (в условиях, особенно, открытого образования) — возрастают, расширяется «интерактивность» образования и сообщества.

Многое в этом процессе зависит от компетентности преподавателей, администраторов.

В образовании, показатели, релевантная оценка учреждения определяются неточно, сложно, стохастично, без региональных нюансов, это снижает их прогностическую «мощность».

Должен срабатывать механизм «рациональной достаточности».

При оценивании качества процессов необходима информационно-общественная открытость принимаемых решений с возможной корректировкой в СМИ оценок. Необходима система инструментального назначения по оцениванию достижений обучающихся, обсуждение результатов ее применения.

Оценочные шкалы при идентификации нормативно-критериальных оценок качества образовательного процесса, связаны с применяемой методологией, поддерживающим техническим, технологическим обеспечением.

Учитываются базовые ключевые компетенции:

1) коммуникативные;

2) инфотехнологические (интернет-среды и др.);

3) творческие и креативные;

4) природоохранные, эстетические, предпринимательские и др.

Касается сказанное принятия решения в жизненной ситуации, во время проведения самостоятельного творческого проектного исследования, его креативности, рефлексивности обучения, командно-корпоративной работы на основе деловых, симуляционных сценариев, эмерджентности подхода [5] и др.

Образовательные (или «ФГОСовские») ориентиры устойчивы (неизменны практически), в отличие от динамичных технологий, методов, технических средств достижения результатов [6, 7].

Эффективность инструментария оценивания качества

Эволюция инструментария ведет к системности требований к результативности: необходимы новые критерии, индикаторы, технологии, аналитика процессов обучения в среде.

При разработке (внедрении) таких решений потребуется системно-ориентированное обеспечение, в частности, адаптивного обучения на базе оценок характеристик обучения на каждом шаге продвижения, продуктивности обучения. Например, это прослеживаемо на таком инструментарии, как современные инструментальные оболочки тестирования, а также дистанционного обучения с использованием «облачных» технологий.

Развитие ИКТ привело к разработке эффективных систем, позволяющих реализовать индивидуальные адаптивные траектории обучения [4]. Они информативны, дают достаточно информации для анализа управляемости процесса.

Формирование качественной (релевантной) модели обучения с динамически идентифицируемыми параметрами обеспечивает оценивающую способность всей системы, продвижение на очередной продуктивный уровень.

Принимается решение на основе идентифицированных значений параметров обученности (по профилю обучаемого). Поддерживается ИКТ, техническими средствами обучения.

Актуальны поэтому инструментальные среды, способные извлечь из обучающей распределенной системы знания, усилить компетенции, поддержать индивидуальную учебную траекторию в условиях самостоятельного оттачивания компетенций (самооттачивания). Адаптивный тестовый контроль и адаптивное обучение реализуются чаше всего с помощью компьютерной системы на базе педагогического принципа индивидуализации обучения — одного из самых важных для подготовки квалифицированных специалистов.

Особенно важно иметь надежные методы при тестировании «в глубину», так как они позволяют определить, насколько велики пробелы знаний в пределах рассматриваемого распределения данных.

Эффективно выделять тенденций в системе оценки качества различных стран, учитывать их.

Важный критерий — удовлетворенность:

1) качеством образования потребителей (выпускников);

2) стартовой квалификацией обучаемых;

3) уровнем ФГОС, программ, обеспечения;

4) снижением издержек по обучению и др.

Прогноз качества, аналитика обучения, ИКТ-поддержка обеспечивает своевременно и качественно мониторинг [2], необходимый для образовательного маркетинга и менеджмента. Особенно, при недостаточности, недоопределенности (переопределенности) информации.

Основные задачи мониторинговых исследований:

1) анализ первичных оценок, причин, ведущих к снижению качества;

2) идентификация управляющих параметров образовательных процессов;

3) улучшение (модификация) мер качества (например, мотивации);

4) разработка стратегии, политики и тактики оценивания результатов.

Важно привлечь в образовательный процесс инвестиции, выполняя требования ФГОС достигать региональных предпочтений, обеспечивать конкурентоспособность, ИКТ-компетентность, экологическое мышление, мотивацию.

Пример современной ИКТ-поддержки обучения— клаудбуки

«Облака» и компьютеры, сети стали неразрывны. Без них работа становится неэффективной, особенно, корпоративная, удаленная.

В облаках найдется все: ссылки, данные, презентации, фотогалереи, музыка, фильмы, документы, много чего еще. «Отвязываетесь» виртуализацией от ненадежностей устройств — флешек, дисков и др.

Вот только «громоздкие» ноутбуки с собой таскать приходится! Решена и эта проблема: появились клаудбуки (CloudBook, облачная книга, облачный ноутбук). Точнее назвать «облактьюром».

Убрали «все лишнее», остальное оптимизировали под надежную, быстродействующую, производительную работу с облаками, хранилищами в облаках. Например, KREZ-N1402P, с 4-ядерным Intel, весом около 1 кг, тонкий, с зарядом на 10 час, памятью 32 Гб (не нужно в облачной деятельности больше, когда все данные берутся из облака).

Но есть эмерджентный «плюс» — приобретая KREZ-N1402P, получаем 100 Гб хранилища OneDrive. Стандартные Wi-Fi, Bluetooth, 2-USB, microSDHC, mini-HDMI (необходимость для презентации) также имеются.

Работает все с Windows-10, его и «поднастраивать» к хранилищу не нужно — все отражается в папке (как на рабочем столе), загрузка облачного файла по времени такова, как и открытие его в интернете на HD.

Клаудбуки выпускают известные компьютерные компании. «Не есть» альтернатива планшету, но классифицируются по-разному.

Например, у Prestigio — как Smartbook (116A: 11.6, 4-ядерный Atom, 1.83 ГГц, 2 Гб ОЗУ, Windows-10), гибрид (MultiPad Visconte-S, отсоединяемый планшет в 600 гр, с Cherry Trail (х5), 2 Гб, IPS-дисплеем FullHD), у Irbis — Yoga (экран принимает различные положения), Techno W11.6 (все вместе — планшет, книга, консоль, с поворотом на все градусы).

Клаудбук — облегченный «бук», цена — ниже полноценного «ноута»: 9–15 тыс. руб. Отличная для студентов цена.

Заключение

Для современного специалиста важны исследовательские навыки: он, кроме глубокого знания своей предметной области, должен уметь творить, иметь навыки исследовательского подхода, развивать ключевые и предметные компетентности.

Профессиональная компетентность будущего специалиста включает в себя как предметную, так и корпоративную составляющую.

Литература:

  1. Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. Введение в педагогическую деятельность. — Рязань, 2006. — 168 с.
  2. Дорошенко Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия // Университетское управление: практика и анализ, № 1, 2008, с.38–41.
  3. Зубрицкая О. М. Оценка качества высших образовательных уровней и полезность точных количественных данных // Alma Mater, № 8, 2014, с. 17–23.
  4. Кальней В. Н., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  5. Казиев В. М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. — М.: Бином. Лаборатория знаний. Интуит.ру.,207, — 288 с.
  6. Кузнецова О. В., Меркулова Н. И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования и саморазвития преподавателей // Стандарты и мониторинг в образовании, № 3, 2014, с.17–27.
  7. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю. Профессиональные стандарты — основа проектирования образовательного пространства нового поколения // Университетское управление: практика и анализ, № 2(90), 2014, с.101–108.
Основные термины (генерируются автоматически): ICT, адаптивное обучение, качество, образовательная продукция, решение.

Ключевые слова

обучение, качество, образование, компетенции, оценивание, методическая, техническая, системная

Похожие статьи

Цифровые образовательные ресурсы и адаптивное обучение

Задача обучения естественным образом формулируется как задача управления. В этом случае ученик выступает в качестве объекта управления, а учитель или устройство обучения — в качестве источника управления, то есть управляющего устройства (УУ).

Компьютерная адаптивная обучающая система для диагностики...

Этот недостаток устранен в компьютерных адаптивных системах обучения (КАСО).

- время предъявления контрольных заданий; - время, отводимое обучаемому на решение задачи.[6].

В качестве элементов выделены следующие атрибуты учебного процесса

Использование мобильных приложений для повышения...

- доступное и готовое для решения задач; - поддерживает учебные цели, и помогает студентам эффективно достигать своих целей. Компьютерная адаптивная обучающая система для диагностики... что значительно снижает эффективность обучения и, следовательно, качество...

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Компьютерное адаптивное тестирование позволяет более качественно оценивать результаты обучения в сравнении с неадаптивным тестированием, также создаёт условия для коррекции индивидуальных и групповых уровней обученности и управления качеством обучения.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Адаптивная система поддержки дистанционного обучения...

Тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений стали доступны в сети за последние годы.

Цель проекта — разработка адаптивной среды дистанционного обучения WAPE

Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Для проверки усвоения теоретического материала обычно проводится тестирование, либо решение практических ситуаций и казусов.

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс...

Современные образовательные технологии в иноязычном...

- мотивированность (повышение интереса к знаниям, совершенствование личностных качеств учащихся)

Языковой портфель в ряду современных образовательных технологий обучения иностранным языкам выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля.

Адаптированная образовательная программа начального...

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями

Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек?

Похожие статьи

Цифровые образовательные ресурсы и адаптивное обучение

Задача обучения естественным образом формулируется как задача управления. В этом случае ученик выступает в качестве объекта управления, а учитель или устройство обучения — в качестве источника управления, то есть управляющего устройства (УУ).

Компьютерная адаптивная обучающая система для диагностики...

Этот недостаток устранен в компьютерных адаптивных системах обучения (КАСО).

- время предъявления контрольных заданий; - время, отводимое обучаемому на решение задачи.[6].

В качестве элементов выделены следующие атрибуты учебного процесса

Использование мобильных приложений для повышения...

- доступное и готовое для решения задач; - поддерживает учебные цели, и помогает студентам эффективно достигать своих целей. Компьютерная адаптивная обучающая система для диагностики... что значительно снижает эффективность обучения и, следовательно, качество...

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Компьютерное адаптивное тестирование позволяет более качественно оценивать результаты обучения в сравнении с неадаптивным тестированием, также создаёт условия для коррекции индивидуальных и групповых уровней обученности и управления качеством обучения.

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Адаптивная система поддержки дистанционного обучения...

Тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений стали доступны в сети за последние годы.

Цель проекта — разработка адаптивной среды дистанционного обучения WAPE

Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению у учащихся...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

Для проверки усвоения теоретического материала обычно проводится тестирование, либо решение практических ситуаций и казусов.

модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный процесс, учебная дисциплина, управление качеством, процесс...

Современные образовательные технологии в иноязычном...

- мотивированность (повышение интереса к знаниям, совершенствование личностных качеств учащихся)

Языковой портфель в ряду современных образовательных технологий обучения иностранным языкам выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля.

Адаптированная образовательная программа начального...

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями

Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек?