Автор: Федорова Людмила Владимировна

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 05.08.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Федорова Л. В. Качество образования, эффективное инструментально-модельное обеспечение [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 80-83.



Рассматриваемая проблема — оценивание, самооценка целеполагающей учебной деятельности, системный анализ соответствующей поддержки. Проблема институциональная, но и социальная, общественная, «потребительская». Рассмотрены системные аспекты эффективной организации управления, решения данной проблемы.

Приведены примеры ИКТ-поддержки качества обучения — клаудбуки.

Ключевые слова: качество, оценивание, компетенции, обучение, методическая, техническая, системная, образование

The considered problem — estimation, a self-assessment of educational activity, support of the corresponding methods. Problem not only institutional, but also social, public. System aspects of the effective organization of management, the solution of this problem are considered.

Examples of ICT support of quality of training — a cloudbook are given.

Keywords: training, education, quality, estimation, competences, methodical, technical, system

Качество образования, его базовые составляющие

Проблема эволюции образовательной системы, ее качественного функционирования актуальна в условиях новой образовательной парадигмы, базирующейся на компетентностном подходе.

Качественное образование также социально-ориентированная категория, определяемая релевантностью обучения социальным проблемам [1]. Оно формируется содержанием ФГОС, образовательных программ, технической и методической базы, профессионализма обучающих, стартовых компетенций.

Динамичность общества, основанного на знаниях, потребности рынков (труда, образовательных услуг) формируют социальные запросы.

Качество — понятие абсолютное, одновременно и относительное. Идеализируемое понятие — имиджевое, демонстрирующее целевые устремления.

Относительность категории — если образовательная продукция, ее процессы отвечают ФГОС, нормативным документам, программам («уровень ФГОС»), то, разумеется, должен удовлетворяться и потребительский спрос (т. е. спрос и со стороны рынка труда).

Для потребителей образовательной продукции — это мера удовлетворенности потребностей, отражаемая через стоимость образовательных услуг.

Эффективность образовательной среды (обучающие, обучаемые, институты, бизнес) соотносят с качеством жизни. Выше затраты государства, внимание общества для образования — выше и качество; выше качество — растут образовательные потребности общества.

Пока отсутствуют действенные критерии, меры, процедуры системного оценивания качества работы образовательных учреждений («реально на выходе»). Релевантности мешает псевдокатегории «автономность», «зависимость», «оцениваемость», «разнообразие» и др. [2, 3].

В знаниевом обществе значительна роль «внутренних» оценок информации, как и самой образовательной системы [4]. Образовательные возможности граждан, потребности бизнеса, возможности учреждений, способность самоконтроля, самосовершенствования (в условиях, особенно, открытого образования) — возрастают, расширяется «интерактивность» образования и сообщества.

Многое в этом процессе зависит от компетентности преподавателей, администраторов.

В образовании, показатели, релевантная оценка учреждения определяются неточно, сложно, стохастично, без региональных нюансов, это снижает их прогностическую «мощность».

Должен срабатывать механизм «рациональной достаточности».

При оценивании качества процессов необходима информационно-общественная открытость принимаемых решений с возможной корректировкой в СМИ оценок. Необходима система инструментального назначения по оцениванию достижений обучающихся, обсуждение результатов ее применения.

Оценочные шкалы при идентификации нормативно-критериальных оценок качества образовательного процесса, связаны с применяемой методологией, поддерживающим техническим, технологическим обеспечением.

Учитываются базовые ключевые компетенции:

1) коммуникативные;

2) инфотехнологические (интернет-среды и др.);

3) творческие и креативные;

4) природоохранные, эстетические, предпринимательские и др.

Касается сказанное принятия решения в жизненной ситуации, во время проведения самостоятельного творческого проектного исследования, его креативности, рефлексивности обучения, командно-корпоративной работы на основе деловых, симуляционных сценариев, эмерджентности подхода [5] и др.

Образовательные (или «ФГОСовские») ориентиры устойчивы (неизменны практически), в отличие от динамичных технологий, методов, технических средств достижения результатов [6, 7].

Эффективность инструментария оценивания качества

Эволюция инструментария ведет к системности требований к результативности: необходимы новые критерии, индикаторы, технологии, аналитика процессов обучения в среде.

При разработке (внедрении) таких решений потребуется системно-ориентированное обеспечение, в частности, адаптивного обучения на базе оценок характеристик обучения на каждом шаге продвижения, продуктивности обучения. Например, это прослеживаемо на таком инструментарии, как современные инструментальные оболочки тестирования, а также дистанционного обучения с использованием «облачных» технологий.

Развитие ИКТ привело к разработке эффективных систем, позволяющих реализовать индивидуальные адаптивные траектории обучения [4]. Они информативны, дают достаточно информации для анализа управляемости процесса.

Формирование качественной (релевантной) модели обучения с динамически идентифицируемыми параметрами обеспечивает оценивающую способность всей системы, продвижение на очередной продуктивный уровень.

Принимается решение на основе идентифицированных значений параметров обученности (по профилю обучаемого). Поддерживается ИКТ, техническими средствами обучения.

Актуальны поэтому инструментальные среды, способные извлечь из обучающей распределенной системы знания, усилить компетенции, поддержать индивидуальную учебную траекторию в условиях самостоятельного оттачивания компетенций (самооттачивания). Адаптивный тестовый контроль и адаптивное обучение реализуются чаше всего с помощью компьютерной системы на базе педагогического принципа индивидуализации обучения — одного из самых важных для подготовки квалифицированных специалистов.

Особенно важно иметь надежные методы при тестировании «в глубину», так как они позволяют определить, насколько велики пробелы знаний в пределах рассматриваемого распределения данных.

Эффективно выделять тенденций в системе оценки качества различных стран, учитывать их.

Важный критерий — удовлетворенность:

1) качеством образования потребителей (выпускников);

2) стартовой квалификацией обучаемых;

3) уровнем ФГОС, программ, обеспечения;

4) снижением издержек по обучению и др.

Прогноз качества, аналитика обучения, ИКТ-поддержка обеспечивает своевременно и качественно мониторинг [2], необходимый для образовательного маркетинга и менеджмента. Особенно, при недостаточности, недоопределенности (переопределенности) информации.

Основные задачи мониторинговых исследований:

1) анализ первичных оценок, причин, ведущих к снижению качества;

2) идентификация управляющих параметров образовательных процессов;

3) улучшение (модификация) мер качества (например, мотивации);

4) разработка стратегии, политики и тактики оценивания результатов.

Важно привлечь в образовательный процесс инвестиции, выполняя требования ФГОС достигать региональных предпочтений, обеспечивать конкурентоспособность, ИКТ-компетентность, экологическое мышление, мотивацию.

Пример современной ИКТ-поддержки обучения— клаудбуки

«Облака» и компьютеры, сети стали неразрывны. Без них работа становится неэффективной, особенно, корпоративная, удаленная.

В облаках найдется все: ссылки, данные, презентации, фотогалереи, музыка, фильмы, документы, много чего еще. «Отвязываетесь» виртуализацией от ненадежностей устройств — флешек, дисков и др.

Вот только «громоздкие» ноутбуки с собой таскать приходится! Решена и эта проблема: появились клаудбуки (CloudBook, облачная книга, облачный ноутбук). Точнее назвать «облактьюром».

Убрали «все лишнее», остальное оптимизировали под надежную, быстродействующую, производительную работу с облаками, хранилищами в облаках. Например, KREZ-N1402P, с 4-ядерным Intel, весом около 1 кг, тонкий, с зарядом на 10 час, памятью 32 Гб (не нужно в облачной деятельности больше, когда все данные берутся из облака).

Но есть эмерджентный «плюс» — приобретая KREZ-N1402P, получаем 100 Гб хранилища OneDrive. Стандартные Wi-Fi, Bluetooth, 2-USB, microSDHC, mini-HDMI (необходимость для презентации) также имеются.

Работает все с Windows-10, его и «поднастраивать» к хранилищу не нужно — все отражается в папке (как на рабочем столе), загрузка облачного файла по времени такова, как и открытие его в интернете на HD.

Клаудбуки выпускают известные компьютерные компании. «Не есть» альтернатива планшету, но классифицируются по-разному.

Например, у Prestigio — как Smartbook (116A: 11.6, 4-ядерный Atom, 1.83 ГГц, 2 Гб ОЗУ, Windows-10), гибрид (MultiPad Visconte-S, отсоединяемый планшет в 600 гр, с Cherry Trail (х5), 2 Гб, IPS-дисплеем FullHD), у Irbis — Yoga (экран принимает различные положения), Techno W11.6 (все вместе — планшет, книга, консоль, с поворотом на все градусы).

Клаудбук — облегченный «бук», цена — ниже полноценного «ноута»: 9–15 тыс. руб. Отличная для студентов цена.

Заключение

Для современного специалиста важны исследовательские навыки: он, кроме глубокого знания своей предметной области, должен уметь творить, иметь навыки исследовательского подхода, развивать ключевые и предметные компетентности.

Профессиональная компетентность будущего специалиста включает в себя как предметную, так и корпоративную составляющую.

Литература:

  1. Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. Введение в педагогическую деятельность. — Рязань, 2006. — 168 с.
  2. Дорошенко Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия // Университетское управление: практика и анализ, № 1, 2008, с.38–41.
  3. Зубрицкая О. М. Оценка качества высших образовательных уровней и полезность точных количественных данных // Alma Mater, № 8, 2014, с. 17–23.
  4. Кальней В. Н., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  5. Казиев В. М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. — М.: Бином. Лаборатория знаний. Интуит.ру.,207, — 288 с.
  6. Кузнецова О. В., Меркулова Н. И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования и саморазвития преподавателей // Стандарты и мониторинг в образовании, № 3, 2014, с.17–27.
  7. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю. Профессиональные стандарты — основа проектирования образовательного пространства нового поколения // Университетское управление: практика и анализ, № 2(90), 2014, с.101–108.
Основные термины (генерируются автоматически): support of, ИКТ-поддержки качества обучения, качества образования, образовательной системы, support of quality, of educational activity, System aspects of, effective organization of, Университетское управление, релевантностью обучения социальным, оценок характеристик обучения, принципа индивидуализации обучения, образовательных услуг, адаптивные траектории обучения, оценок качества образовательного, техническими средствами обучения, аналитика процессов обучения, качества работы образовательных, problem are considered, Проблема эволюции образовательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос