Автор: Жестерев Степан Игоревич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 06.08.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Жестерев С. И. Роль стилей руководства и педагогического общения в идеологии индивидуального образовательного маршрута [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12807/ (дата обращения: 11.12.2017).



Высшие учебные заведения требуют от педагогов умения организовывать и контролировать индивидуальные образовательные маршруты студентов. Поэтому становиться актуальным вопрос каким стилем руководства должен владеть педагог и каким должно быть педагогическое общение у современного преподавателя, чтобы оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты студентов.

Под индивидуальным образовательным маршрутом студента мы понимаем структурированную последовательность действий студента на определенном этапе обучения, во время которого разрабатываются модули дисциплины и основная образовательная программа, учитывающая карьерные планы студентов и ставящая студента в позицию субъекта выбора. На наш взгляд, оптимальное проектирование индивидуального образовательного маршрута студента является совместной деятельностью преподавателя и студента. Вслед за Л. Д. Столяренко [4,488], под педагогическим общением мы понимаем совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и студентов. Таким образом от того какой стиль руководства и какую модель педагогического общения выберет педагог будет зависеть насколько успешным будет проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Традиционно выделяют три уровня педагогического общения:

  1. Высокий уровень педагогического общения заключается во взаимопонимании между педагогом и студентами.
  2. Средний уровень педагогического общения.
  3. Низкий уровень педагогического общения заключается в отчужденности, отсутствии взаимопомощи между педагогом и студентами.

Уровень педагогического общения связан с положительным и отрицательным воздействием педагога на студентов.

Рассмотрим основные модели педагогического общения, исходя из возможностей построения индивидуального образовательного маршрута. Традиционно выделяют следующие модели педагогического общения:

  1. Модель диктаторская “Монблан” характеризуется отстраненностью педагога от студентов. При данной модели педагогического общения отсутствует психологический контакт, формируется пассивность и безынициативность студентов. При такой модели педагогического общения невозможно оптимально построить индивидуальные образовательные маршруты.
  2. Модель неконтактная “Китайская стена” характеризуется слабой обратной связью между студентами и преподавателями, информационным характером занятия, отсутствием желания педагога или студентов сотрудничать. При такой модели педагогического общения из-за слабого взаимодействия педагога и студентов невозможно оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты.
  3. Модель дифференцированного внимания “Локатор” характеризуется избирательными отношениями со студентами, ориентированность на некоторую часть учебной группы. При данной модели педагогического общения из-за фрагментарных контактов невозможно оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты.
  4. Модель гипорефлексивная “Тетерев” характеризуется замкнутостью педагога на себе. При такой модели педагогического общения из-за эмоциональной глухоты к студентам и поглощенностью своими идеями педагог не может оптимально проектировать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты студентов.
  5. Модель гиперрефлексивная “Гамлет” характеризуется острой реакцией на перемену в настроении студентов, не заботясь о содержательной стороне общения. Из-за своей обостренной социально-психологической чувствительности педагог не сможет оптимально проектировать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты.
  6. Модель негибкого реагирования “Робот” характеризуется жестко заданной программой преподавателя, не позволяющей реагировать на психологические изменения в группе студентов. Из-за того что данная модель педагогического общения не учитывает психологические, возрастные и индивидуальные особенности студентов, она делает невозможным оптимальное проектирование и коррекцию индивидуального образовательного маршрута.
  7. Модель педагогического общения “Союз” характеризуется постоянным диалогом со студентами, поощрением инициативы, быстрой реакцией на психологические изменения группы студентов. Данная модель педагогического общения позволяет совместно педагогу и студентам решать учебно-организационные и этические проблемы.

Проектирование и корректирование индивидуального образовательного маршрута студентов подразумевают наличие педагогического руководства, то необходимо рассмотреть основные стили педагогического руководства, исходя из возможностей построения индивидуального образовательного маршрута. Традиционно выделяют следующие стили педагогического руководства:

  1. Автократический стиль характеризуется последовательными требованиями и жестким контролем за их выполнением со стороны педагога и невозможностью получения обратной связи от студентов. При данном стиле руководства студенты будут пассивными исполнителями и не смогут оптимально проектировать совместно с преподавателем свои индивидуальные образовательные маршруты.
  2. Авторитарный стиль характеризуется возможностью активного участия студентов в обсуждении некоторых учебных вопросов. При данном стиле руководства студенты в большей степени остаются объектами, чем субъектами педагогического процесса. При данном стиле руководства скорей только преподаватель, а не совместно преподаватель и студент проектирует индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Демократический стиль характеризуется учетом и пониманием мнений студентов преподавателем, а также общением на равных. При данном стиле руководства преподаватель и студенты совместно проектируют индивидуальные образовательные маршруты.
  4. Игнорирующий стиль характеризуется минимальным взаимодействием со студентами. При данном стиле невозможно оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты, поскольку преподаватель не корректирует прохождение студентами своих индивидуальных образовательных маршрутов.
  5. Конформный стиль характеризуется устранением руководства преподавателя, следствием этого является полная свобода действий студентов при проектировании индивидуального образовательного маршрута. При конформном стиле руководства только студенты с высокой профессиональной направленностью могут оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты. Таким образом, данный стиль руководства не подходит для оптимального проектирования индивидуальных образовательных студентов, поскольку преподаватель не может корректировать прохождение студентами индивидуальных образовательных маршрутов.
  6. Алогичный стиль характеризуется сменой стилей руководства в зависимости от внешних обстоятельств и эмоционального состояния. При данном стиле руководства будет дезорганизовано взаимодействие педагога и студентов, вследствие чего невозможно будет оптимально проектировать индивидуальные образовательные маршруты.

Для формирования модели педагогического общения “Союз” и демократического стиля руководства педагог должен уметь общаться со студентами на равных, развивать коммуникативные способности и эмпатию, уметь преодалевать конфликты и манипуляции, а также студенты и педагоги должны накопливать и правильно обобщать информацию друг о друге.

Кроме стилей руководства и моделей педагогического общения на оптимальное проектирование и корректирование прохождение индивидуальных образовательных маршрутов студентов влияет наличие психологической установки преподавателя по отношению к студентам. Психологическая установка преподавателя по отношению к студентам оказывает влияние на студентов, определяя программу дальнейших действий студента. Традиционно выделяют негативную и позитивную установки у педагогов. Негативная установка характеризуется большим порицанием студентов, отсутствием реакции на успехи студентов. Положительная установка характеризуется поощрением студентов, корректировкой его действий.

Таким образом, модель педагогического общения “Союз” и смесь авторитарного и демократического стиля руководства и наличие позитивной установки у педагога по отношению к студентам позволяют оптимально проектировать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты студентов.

Модель педагогического общения “Союз” и смесь авторитарного и демократического стилей руководства в идеологии индивидуального образовательного маршрута предполагают наличие профессионально-личностных качеств у педагога таких как уравновешенность, уверенность в себе, постоянное профессиональное саморазвитие, доброжелательность, способность управлять своими эмоциями, способность предвидеть результат своей деятельности, отзывчивость, справедливость, требовательность, профессиональная эрудиция, грамотное изложение материала, находчивость, мгновенная реакция на изменчивую ситуацию, учет психических особенностей студентов, соотношение целей аудиторных занятий с целью прохождения индивидуального образовательного маршрута студента. Таким образом, основные требования к педагогу в идеологии индивидуального образовательного маршрута заключатся в уважении личности студента, саморазвитии педагога, умении заинтересовать студента своим предметом, использовании образовательных технологий, способных обеспечить активное участие студентов на аудиторных занятиях.

Основными рекомендациями по оптимальному проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов для преподавателей по являются следующие:

  1. Узнавайте ваших студентов. Это подразумевает не только знание фамилии, имени, отчества и группы студента, но и знание целей прохождения индивидуального образовательного маршрута, карьерных планов, житейского и профессионального опыта.
  2. Развивайте субъектную позицию студента в образовательном процессе. Основные факторы субъектности студента заключаются в самостоятельном принятии решений собственного образования, осознании значимости своей будущей профессии, способности анализировать свою деятельность.
  3. На семинарах используйте методы обучения, способные обеспечить активное участие студентов. Примерами таких методов обучения могут быть проблемное обучение, мозговой штурм, деловая игра и другие.
  4. После занятий старайтесь получить от студентов обратную связь.
  5. Объясняйте студентам для чего им необходимо изучить тот или иной модуль или тему дисциплины.
  6. Составьте график дополнительных консультаций со студентами, если у вас не так много свободного времени, то проводите дополнительные консультации с помощью электронной почты.
  7. Создайте безопасную образовательную среду. Для этого необходимо осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, выработать модель педагогического общения “Союз” и смесь авторитарного и демократического стилей руководства, разрешать конфликты конструктивными способами.
  8. Оценивайте студентов не относительно группы, а относительно его самого.

Литература:

  1. Анциферова А. Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося /А. Г. Анциферова // Электронный научно- методический журнал Омского ГАУ. — 2016. — № 3(6) URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016–2/392–00142.
  2. Медведева Е. В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза [Текст]/ Е. В. Медведева// Высшее образование в России.-2013. — № 1. –С. 82–88
  3. Соропокуд Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Сорокопуд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 542 с.
  4. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 542 с.
  5. Ткачева. Т. М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учеб. пособие [Текст]/ Т. М. Ткачева. — М.: МАДИ, 2015. — 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического общения, индивидуальные образовательные маршруты, индивидуального образовательного маршрута, модели педагогического общения, модель педагогического общения, образовательные маршруты студентов, Модель педагогического общения, уровень педагогического общения, педагогического руководства, стиле руководства, идеологии индивидуального образовательного, стилей руководства, образовательного маршрута студента, индивидуальных образовательных маршрутов, педагогического общения связан, построения индивидуального образовательного, образовательных маршрутов студентов, проектирование индивидуального образовательного, моделей педагогического общения, прохождения индивидуального образовательного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос