Библиографическое описание:

Зинякова А. А. Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 41-44.



Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

Констатирующий этап;

Формирующий этап;

Контрольный этап;

Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной МБОУ «СОШ № 7» города Абакана.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся младших классов, по 15 человек в каждой группе. В экспериментальную группу входили дети с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР III уровня с билингвизмом, в контрольную — дети с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР III уровня.

В общеобразовательной школе № 7 города Абакана наряду с русскоязычными обучаются дети таких национальностей, как хакасы, таджики, узбеки.

Для анализа письма использовались контрольные письменные работы: диктанты, списывание; тетради контрольных работ.

Состояние устной речи детей оценивалось по речевым картам.

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы — выявить типичные ошибки письма у детей младшего школьного возраста c билингвизмом.

Диагностика выявление типичных ошибок проводилось с помощью методики Садовниковой И. Н. нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников [1]. Ставилась задача выявить детей, имеющих нарушения процесса письма.

Инструкция даётся словесно. В случае затруднений в выполнении заданий, ребёнку необходимо оказать помощь. Чаще всего она связана с уточнением понимания инструкции. Материал для обследования письма отвечает следующим требованиям:

Содержание материала соответствуют знаниям ребенка и доступны ему. Задания небольшие по объему. Детям были предложены следующие задания, выявляющие типичные ошибки письма:

Для первого класса (конец учебного года):

Записать под диктовку строчные и прописные буквы;

§ Диктант слогов;

§ Диктант слов различной структуры;

§ Записать после однократного прослушивания предложение;

Для второго, третьего и четвертого классов слуховые диктанты

‒ высокий уровень (3 балла) — выполнение работы без ошибок;

‒ средний уровень (2 балла) — выполнение работы с 1–5 ошибками;

‒ низкий уровень (1 балл) — выполнение работы с 6 и более ошибками.

‒ не справились с заданиями (0 баллов)

Анализ результатов исследования. В процессе выполнения заданий ребенком, отмечалось количество ошибок и затруднений, испытываемые ребенком при выполнении задания.

В ходе обследования было выявлено, что дети ЭГ допускали ошибки в заданиях. Ни один ребенок не имеет высокого уровня. Средний уровень преобладает у 2 детей, что составляет 13 %. На данном уровне дети допускают небольшое количество ошибок. Низкий уровень — у 13 детей — 87 %. Эти дети справились с заданиями, допустив большое количество ошибок.

Проведя такое же исследование в контрольной группе, которую составили дети с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР III уровня, было выявлено, что без ошибок не написал ни один ребенок. Средний уровень письма показали 7 детей — это 47 %. 8 детей, что составляет 53 % от общего количества, имеют низкий уровень письма. Результаты отображены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Уровень выявления типичных ошибок письма контрольной иэкспериментальной групп на констатирующем этапе экспериментальной работы

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

0

0

0

0

Средний

2

13

7

47

Низкий

13

87

8

53

Рис. 1. Результат выявления типичных ошибок письма у детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе экспериментальной работы

Качественный анализ выполнения заданий в экспериментальной группе показал, что без ошибок не пишет ни один ребенок.

Дети, имеющие средний уровень допускали ошибки почти во всех заданиях. При записи строчных и прописных букв под диктовку пропускали их, либо заменяли (ш-щ, Ф-ф); также пропускали слоги при записи предложения после однократного прослушивания (пустый — пушистый).

Дети, имеющие низкий уровень писали с большим количеством ошибок. Они не справились с заданиями вообще, такими как, диктант слогов, диктант слов, запись предложения после однократного прослушивания. Заменяли буквы по принципу оптического сходства (д-б, ш-щ), пропускали слова и предлоги в предложениях.

Также почти все дети пропускали в словах мягкий знак и писали предложение слитно (собралис — собрались, ночю — ночью; уеолкпушсыхвст — У ёлки пушистый зайчик).

Проанализировав работы детей таджикской национальности, можно увидеть ошибки, которые они допускают в работах, соответствующих своему языку. Что касается согласных, то характерными для их речи являются неразличение категорий твердости и мягкости, оглушения и озвончения согласных. Например, мы можем увидеть это в заменах звонких согласных на глухой в конце слова. Так же в таджикском не допускается стечение согласных в начале и середине слова. Так, в речи таких детей между согласными появляется гласный «и» (м [и]не, к [и]люч). Еще у таджиков отсутствует гласный «ы», согласные «ц», «х,хь».

У узбеков наиболее важной специфической чертой морфологической системы является отсутствие у имен существительных морфологической категории рода. Поэтому у них отсутствует различение существительных по категории рода (девочка пришел). Ошибки письма у таких детей проявляются в сочетаниях имен существительных с прилагательными («летныйканекули» — «летние каникулы»). Так как наречия у узбеков немногочисленны, то проявляется смешение прилагательных и наречий: «В чера мне».

В хакасском языке 17 гласных и 24 согласные. Мягкость и твёрдость согласных в коренных хакасских словах зависят от гласного: с гласными заднего ряда согласуются всегда твёрдые, с гласными переднего ряда — мягкие. Мягкость и твёрдость согласных не фонематичны, поэтому на письме они никак не отражаются. Ударение экспираторное, обычно фиксируется на последнем слоге.

Зная особенности данных языков, можно судить о том, какие факторы и причины в большей или меньшей степени влияют на возникновение ошибок, что дает возможность предупредить появление в речи разного рода ошибок или уменьшить их количество.

В контрольной группе детей с высоким результатом так же нет.

Дети, имеющие средний уровень письма, допускали небольшое количество ошибок. Заменяли «л» на «р», «ш» на «ж», «ч» на «ц» (пужистый — пушистый, крадут — кладут, умцались — умчались, делали ошибки в написании частей слова — «по крыл — покрыл, с пасут –спасут, к ругом –кругом», пропускали мягкий знак в словах (декабр–декабрь, умчалис –умчались,)

Дети, показавшие низкий уровень, имеют большое количество ошибок на письме. Делали ошибки и по всем видам дисграфии, пропускали буквы, слоги, слова; писали слитно несколько слов в предложении, границы предложений не соблюдают, начинают писать с маленькой буквы; заменяют слова синонимами — «кладут –ложат».

По итогам эксперимента мы видим, что у учащихся младших классов проявляются разнообразные специфические ошибки письма как у экспериментальной, так и у контрольной группы: ошибки звукового анализа, перестановки, пропуски, вставки; смешение букв, аграмматизмы, персеверации.

Кроме того, анализируя работы школьников, было выявлено, что в письменных работах детей-билингвов были ошибки разного характера, неспецифические, характерные для дисграфий и специфические для билингвизма. Эти ошибки в количественном отношении превышают ошибки у детей-монолингвов с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР.

Обобщив результаты исследования, можно сказать, что процесс письма у детей младшего школьного возраста развит хуже, чем у детей монолингвов.

Таким образом, из написанного выше следует то, что формирование процесса письма достаточно не лёгкий процесс, и у детей билингвов он имеет свои особенности и отличается от формирования у детей монолингвов. Это видно из полученных нами результатов.

Литература:

  1. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 2013. — 192 с.
  2. Хаскельберг М Г. Билингвизм / / Теоретические и прикладные аспекты. — М., 2007. — с. 63–67.
Основные термины (генерируются автоматически): количество ошибок, ошибки письма, детей младшего школьного, низкий уровень, типичные ошибки письма, обусловленное ОНР, младшего школьного возраста, нарушением чтения, уровень письма, небольшое количество ошибок, типичных ошибок письма, процесса письма, низкий уровень письма, специфические ошибки письма, Средний уровень письма, средний уровень письма, нарушения процесса письма, твёрдость согласных, детей монолингвов, обследования письма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос