Автор: Пищик Елена Васильевна

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 18.07.2017

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Пищик Е. В. Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 68-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12780/ (дата обращения: 16.12.2017).



В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение дефиниции «коммуникативная культура руководителя».

Ключевые слова: коммуникативная культура, профессиональная культура, содержание и структура коммуникативной культуры, руководители учебных заведений

Повышение требований к профессиональному уровню современного специалиста актуализируют проблемы профессиональной подготовки, которые отражены в государственных национальных программах «Концепции воспитания личности в условиях развития украинской государственности», «Концепции воспитания гуманистических ценностей» и тому подобное.

Прогресс, который происходят сейчас в отрасли, образования требует от современного руководителя этой отрасли овладение высоким уровнем коммуникативной культуры, от которой неотъемлемо зависит оценка его как квалифицированного специалиста.

Сейчас в обществе усиливается внимание по повышению не только профессиональных качеств руководителей учебных заведений, но и в частности, формирование у них коммуникативной культуры, которая является необходимой компетенцией личностной самореализации и самосовершенствования. Поэтому отношения-руководителя-подчиненного требуют не только знаний менеджмента, но и высокого уровня коммуникативной культуры руководителя, которая формируется в процессе психолого-педагогической подготовки управленца, и является сущностной характеристикой личности специалиста, как один из показателей уровня его профессиональной подготовки.

В связи с этим внимание к проблеме формирования коммуникативной культуры руководителей учебных заведений приобретает чрезвычайно актуальное значение в современной социокультурной среде.

Для нашего исследования особенно ценно современные научные достижения по формированию коммуникативной подготовки специалистов в высших учебных заведениях (Г. Балл, В. Моляко, А. Дубасенюк, А. Капская, С. Сарновского, А. Сысоева, Л. Савенкова, Т. Шепеленко).

Нами установлено, что формирование коммуникативной культуры современного специалиста зависит от вербального взаимодействия руководителя и коллег, педагогических работников, студентов (В. Кан-Калик, А. Леонтьев, С. Мусатов, Т. Нетчинов, А. Реан, А. Хараш), а также от эффективности внедрения инновационных пелагических технологий в учебно-воспитательный процесс вузов по формированию коммуникативной культуры (А. Пехота, И. Подласый, А. Сысоева).

Несмотря на то, что коммуникативная культура руководителя является сложным, многоаспектным и интегративным образованием, которое состоит из взаимосвязанных компонентов, а потому и требует системного подхода к ее формированию. Процесс формирования коммуникативной культуры происходит в рамках системы профессиональной подготовки управленцев, то есть включается как подсистема в общую систему профессиональной подготовки руководителей в учебных заведениях последипломного образования.

Нам импонирует мнение И. Тимченко, что продуктом культуры является сам человек, который одновременно является создателем культуры; главный источник культуры — деятельность человека. Культура содержит способы и результаты деятельности человека [7, с. 2]. Специфика управленской деятельности определяет необходимость постоянного совершенствования организационно-методических условий формирования коммуникативной культуры руководителей, что обусловлено общими закономерностями учебно-воспитательного процесса и содержанию профессиональной подготовки.

Опираясь на результаты исследования ученых А. Куренной, Г. Мясоед, И. Тимченко, А. Уваркина, Т. Шепеленко по определению дефиниций «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность», «социально-коммуникативная культура», нами было установлено, что в составляющие коммуникативной культуры входят такие понятия как: гуманность, толерантность, отзывчивость, эмпатия, аттракция, взаимопонимание, человеколюбие. Нами также было установлено, что коммуникативную культуру руководителей учебных заведений характеризуют следующие показатели: умение слушать, наличие социально-перцептивной, рефлексивной и эмпатийной способности, способность ясно мыслить в условиях стрессовой ситуации, личная проницательность, наблюдательность, творческое вдохновение, настойчивость в достижении цели, нацеленность на самообразование, умение убеждать, а также органическая мимика, жесты, внешний вид, общее впечатление, способность к взаимопониманию в разных условиях обмена информацией.

В своем исследовании А. Уваркиной доказано, что совершенную профессиональную деятельности специалиста нельзя рассматривать отдельно от его личностных качеств, общепринятых норм поведения, знания психолого-педагогических основ, этики, деонтологии и «субъект-субъектных» отношений общения в системе «человек-человек» [8, с. 4].

Основательными для нашего исследования является научные труды по коммуникативной компетенции, которая анализируется с точки зрения взаимодействия профессиональной и общей культуры (Т. Е. Исаева, Е. А. Соколовская А. М. Новикова и др.).

Коммуникативная компетентность руководителя многомерное явление. Она отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений и межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность позволяет ориентироваться в любой ситуации, адекватно её оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей и развивать профессиональное мастерство.

А. Савенков рассматривает управленческое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности.

Таким образом, профессиональное мастерство руководителей учебных заведений начинается с гуманистической позиции и общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует образовательный процесс, развивая при этом коммуникативную культуру.

По мнению ученого А. Корнияк, «коммуникативная культура» морально-ориентированное средство общения, направленное на аффективно-информационный обмен между людьми, который опосредует их взаимовлияние и взаимодействие, делает межличностное восприятие и взаимопонимания [3]. По мнению исследователя, коммуникативная культура — это завершена готовность и способность личности к общению с окружением [4].

Несколько иной точки зрения придерживается исследователь Ю. Емельянов, по определению коммуникативной культуры. В своем исследовании «Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов» он предлагает рассматривать коммуникативную культуру как сложную личностную характеристику, включая психологические знания, коммуникативные способности, умения, навыки и определенные свойства личности (характер, темперамент, эмоциональное состояние), которые оказываются во время общения с людьми [2, с. 72].

Достаточно интересно научный подход С. Знаменской по определение понятия «коммуникативная культура», согласно которому оно рассматривается как специфический способ организации общения. Культура коммуникации характеризуется наличием собственных коммуникативных способностей, отношением к собеседнику как к ценности, изучением его индивидуальных особенностей, умением владеть коммуникативной ситуацией и наличием системы коммуникативных норм и правил [3, с. 31].

В контексте проведенного исследования считаем необходимым выделить структуру коммуникативной культуры руководителей учебных заведений, опираясь на научные труды И. Зязюн, который включает следующие основные составляющие [5]:

1) индивидуально-личностные, компонентами которой являются индивидуальные особенности личности (темперамент, характер, способности, интеллектуально-познавательная сфера, экстравертированность, интровертованисть и др.) и ее прижизненные достижения (идеалы, установки, ценности, моральные качества, этические нормы);

2) мотивационно-волевые, которые охватывают потребностно-мотивационные (потребности в познании и самопознании, в оценке других людей, в общении, самоутверждении, самосовершенствовании, самовыражении; мотивация достижения успеха и избегания неудач; направленность личности на свое «Я», на коммуникативный контакт, дело) и эмоционально-волевые компоненты (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, эмоциональная культура (культура проявления эмоций), умение избегать конфликта или эффективно выходить из него);

3) социально-коммуникативные, которые включают социально-психологические составляющие (эмпатия, рефлексивность) и индивидуально-коммуникативные компоненты (взаимосвязь, взаимопонимание, умение устанавливать и поддерживать контакт, обратная связь; языковая компетентность, культура мышления и речи, речевая активность; коммуникативные знания, умения и навыки) [6, с. 75–77].

Таким образом, указанные составляющие структуры взаимодополняют друг друга и влияют на качество коммуникативной культуры руководителя. Отметим, что для успешной самореализации личности в профессиональной сфере коммуникативная культура должна быть присуща специалистам всех профилей (гуманитарного, технического и т. д.).

По убеждению А. Корнияк, ошибочным является мнение, что человек высокой культуры одновременно владеет и профессиональной педагогической культурой. Каждая из них имеет свои типичные признаки и структурные элементы. Коммуникативная культура личности является неотъемлемой составной частью профессиональной культуры и культуры личности в частности, представляет собой степень усвоения коммуникативного опыта в виде знаний, умений, навыков [4, с. 234–236].

Итак, на основе обобщающего психолого-педагогического анализа в нашем исследования коммуникативная культура, как одна из составляющих общей культуры личности, обусловлено трансформационными процессами и новыми требованиями к современному руководителю учебного заведения. Все это дало нам возможность определить коммуникативную культуру руководителей как интегративное личностное образование, включающее знания про этикетные нормы и умение общения, регулирующего неконфликтные отношения с педколлективом, учениками, их родственниками и со своими коллегами-руководителями в процессе межличностного общения.

Таким образом, анализ психолого-педагогических источников убедительно свидетельствуют, что повышение уровня сформированности коммуникативной культуры руководителей учебных заведений зависит не только от успешного использования инновационных подходов, но и от существенной перестройки традиционно существующих средств организации учебно-воспитательного процесса в заведениях последипломного образования в современной социокультурной среде.

Литература:

  1. Головин Б. М. Основы культуры речи / Б. М. Головин. — М.,1980. — 186 с.
  2. Емельянов Ю. В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов / Ю. В. Емельянов // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. — С. 69–73.
  3. Знаменская С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовке в вузе: дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.06 / Стояна Васильевна Знаменская. — Ставрополь, 2004. — 169 с.
  4. Корнияка О. М. Психология коммуникативной культуры школьника: [монография] / О. М. Корнияка. — К.: Миллениум, 2006. — 336 с.
  5. Кравченко Е. В. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условия гуманизации образования: дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Вячеславовна Кравченко. — Саратов, 2004. — 183 с.
  6. Педагогическое мастерство: [учебник] / И. А. Зязюн, Л. Крамущенко, И. Ф. Кривонос и др.; под ред. И. А. Зязюна. — [2-е изд., Доп. и перераб.]. — М.: шк., 2004. — 422 с.
  7. Тимченко И. И. Формирование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Харьковский гос. ун-т им. Сковороды. — Х., 2001. — 20 с.
  8. Уваркина А. В. Профессионально-педагогическая составляющая гуманитарной подготовки будущих врачей // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: Сб. наук. пр. — М.: Вид.центр КНЛУ, НМАУ. — 2002. — Вып. 19. — С. 161–164.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной культуры, коммуникативной культуры руководителей, формирования коммуникативной культуры, руководителей учебных заведений, коммуникативной культуры руководителя, коммуникативная культура, культуры руководителей учебных, коммуникативной культуры студентов, коммуникативную культуру, формированию коммуникативной, профессиональной подготовки, коммуникативной культуры современного, формированию коммуникативной культуры, структура коммуникативной культуры, уровня коммуникативной культуры, уровнем коммуникативной культуры, определению коммуникативной культуры, коммуникативной культуры школьника, структуру коммуникативной культуры, коммуникативной культуры учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос