Применение творческих заданий в учебном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Газимов А. Х., Асадуллина Т. С. Применение творческих заданий в учебном процессе [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 62-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12604/ (дата обращения: 23.06.2018).



Активность студентов на занятиях может быть обеспечена при условии, если в тесном взаимосвязанном единстве будут реализованы содержательный, процессуальный и мотивационный аспекты обучения. Для этого необходимо:

‒ осмысление и закрепление важнейших вопросов теории;

‒ осуществление практической подготовки, формирование у них системы умений и навыков;

‒ воспитание любви к профессии и качеств характера, необходимых в условиях образовательной организации.

План занятия отражает содержание и последовательность учебно-познавательной деятельности студентов, определяет характер дидактического единства преподавания, регламентирует время по каждому вопросу занятия.

Дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов преподаватель осуществляет, исходя из конкретных целей и задач учебного процесса, уровня обученности студентов, возможностей учебного материала. Он намечает сочетание методов обучения, систему ТСО, источники информации по теории вопроса, определяет характер и степень трудности практических заданий [1].

Практическая часть занятий представлена набором методов и определенной последовательностью выполнения практических заданий по формированию профессиональных умений и навыков. Выполнение практических операций протекает в следующей последовательности: от теории к практике, от овладения способностью наблюдать и анализировать к умению моделировать абстрактные ситуации и затем к реальному воспроизведению элементов учебного процесса. Практические задания по степени трудности и характеру ориентационной основы делятся на три группы. К репродуктивным заданиям относятся те, которые имеют полную ориентационную основу деятельности, образец действия, исходные данные, конечный результат; к конструктивным — с неполной ориентационной основой; к творческим — с единой ориентационной основой.

Задания репродуктивного характера, предполагающие простое воспроизведение материала, формируется в соответствии с указанной ориентационной основой деятельности, и могут иметь следующие содержания:

  1. Составить терминологический словарь к теме предполагаемого занятия, дать научные определения каждому понятию.
  2. Составить план устного ответа по рассматриваемому вопросу темы.
  3. Ответить на вопрос, какой документ лежит в основе проверки знаний студентов за каждый год обучения?
  4. Решить задачу.

Названный вид заданий имеет прикладную направленность, стимулирует воспроизводящую деятельность студентов.

Второй тип заданий предполагает выявление существенных свойств предмета, причинно-следственных связей, осуществление систематизации, обобщения, моделирования; аргументированной оценки факторов и формулировку выводов. При этом осуществляется процесс формирования аналитических и конструктивных умений и навыков.

Задания конструктивного характера могут иметь следующие содержания:

  1. Провести наблюдения занятия по всему предмету, проанализировать эффективность проверки и оценки знаний, умений и навыков в процессе обучения.
  2. Определить конкретное содержание самостоятельной работы студентов по определенной теме в процессе объяснения материла.
  3. Проанализировать объяснительную записку учебной программы по своему предмету, сформулировать главные задачи, выдвигаемые перед данным курсом, по одной из учебных тем выявить систему понятий и умений, которые должны усвоить студенты.
  4. Составить карточки проверочных заданий с элементами программированного контроля для индивидуальной работы на занятии в процессе опроса.

Этот тип заданий помогает овладевать опытом практической деятельности на теоретическом уровне, формирует у студентов умение моделировать явления в идеальных и реальных конкретных ситуациях учебного процесса, развивает способность проектировать конечный результат, учит определять средства его достижения, повышает мобильность и динамичность знаний и умений студентов.

Третий тип заданий придает деятельности студентов творческий характер, повышает удельный вес ориентировочно-исследовательских и контрольно-оценочных операций. Студент поставлен в условия эффективного использования приемов переноса и методов научного исследования, проявления интеллектуальной активности, творческой направленности труда. Здесь идет интенсивный процесс осмысления материала и перевода его из объекта познания в средство нового познания.

Задания творческого характера представлены следующим содержанием:

  1. Определить по теме предполагаемого занятия конкретные цели, задачи, предмет, средства, результат учебно-познавательной деятельности.
  2. Выявить в теме курса те затруднения, с которыми могут встретиться студенты при изучении данного материала.
  3. Продемонстрировать, опираясь на принцип дидактики, процесс объяснения нового материала методом устного рассказа, активизировать внимание и интерес слушателей.
  4. Подготовить и провести в своей группе комбинированное занятие, осуществить реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения на всех этапах занятия.
  5. Составить психолого-педагогическую характеристику на себя, указать, какие из качеств будущего педагога вам надо сформировать.

Этот тип заданий позволяет овладеть методами и приемами педагогического исследования, способствует развитию творческого воображения, воспитанию социальных мотивов интеллектуального труда, учит анализировать педагогическую практику с точки зрения определения перспектив развития объекта и путей совершенствования учебного процесса, воспитывает способность управлять объектами педагогической деятельности.

Гармоничное сочетание репродуктивных, конструктивных и творческих заданий в обучении обеспечивает устойчивый процесс формирования дидактических умений, оказывает стимулирующее влияние на учебную деятельность, создает условия для дифференцированного подхода в формировании творческих способностей.

Литература:

  1. Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Дидактические игры в структуре активного обучения студентов медицинских вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 119–121.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, тип заданий, задание, содержание, студент, предполагаемое занятие, конечный результат, умение, учебно-познавательная деятельность студентов, творческий характер.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос