Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Газимов А. Х., Асадуллина Т. С. Применение творческих заданий в учебном процессе [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 62-63.



Активность студентов на занятиях может быть обеспечена при условии, если в тесном взаимосвязанном единстве будут реализованы содержательный, процессуальный и мотивационный аспекты обучения. Для этого необходимо:

‒ осмысление и закрепление важнейших вопросов теории;

‒ осуществление практической подготовки, формирование у них системы умений и навыков;

‒ воспитание любви к профессии и качеств характера, необходимых в условиях образовательной организации.

План занятия отражает содержание и последовательность учебно-познавательной деятельности студентов, определяет характер дидактического единства преподавания, регламентирует время по каждому вопросу занятия.

Дидактическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов преподаватель осуществляет, исходя из конкретных целей и задач учебного процесса, уровня обученности студентов, возможностей учебного материала. Он намечает сочетание методов обучения, систему ТСО, источники информации по теории вопроса, определяет характер и степень трудности практических заданий [1].

Практическая часть занятий представлена набором методов и определенной последовательностью выполнения практических заданий по формированию профессиональных умений и навыков. Выполнение практических операций протекает в следующей последовательности: от теории к практике, от овладения способностью наблюдать и анализировать к умению моделировать абстрактные ситуации и затем к реальному воспроизведению элементов учебного процесса. Практические задания по степени трудности и характеру ориентационной основы делятся на три группы. К репродуктивным заданиям относятся те, которые имеют полную ориентационную основу деятельности, образец действия, исходные данные, конечный результат; к конструктивным — с неполной ориентационной основой; к творческим — с единой ориентационной основой.

Задания репродуктивного характера, предполагающие простое воспроизведение материала, формируется в соответствии с указанной ориентационной основой деятельности, и могут иметь следующие содержания:

  1. Составить терминологический словарь к теме предполагаемого занятия, дать научные определения каждому понятию.
  2. Составить план устного ответа по рассматриваемому вопросу темы.
  3. Ответить на вопрос, какой документ лежит в основе проверки знаний студентов за каждый год обучения?
  4. Решить задачу.

Названный вид заданий имеет прикладную направленность, стимулирует воспроизводящую деятельность студентов.

Второй тип заданий предполагает выявление существенных свойств предмета, причинно-следственных связей, осуществление систематизации, обобщения, моделирования; аргументированной оценки факторов и формулировку выводов. При этом осуществляется процесс формирования аналитических и конструктивных умений и навыков.

Задания конструктивного характера могут иметь следующие содержания:

  1. Провести наблюдения занятия по всему предмету, проанализировать эффективность проверки и оценки знаний, умений и навыков в процессе обучения.
  2. Определить конкретное содержание самостоятельной работы студентов по определенной теме в процессе объяснения материла.
  3. Проанализировать объяснительную записку учебной программы по своему предмету, сформулировать главные задачи, выдвигаемые перед данным курсом, по одной из учебных тем выявить систему понятий и умений, которые должны усвоить студенты.
  4. Составить карточки проверочных заданий с элементами программированного контроля для индивидуальной работы на занятии в процессе опроса.

Этот тип заданий помогает овладевать опытом практической деятельности на теоретическом уровне, формирует у студентов умение моделировать явления в идеальных и реальных конкретных ситуациях учебного процесса, развивает способность проектировать конечный результат, учит определять средства его достижения, повышает мобильность и динамичность знаний и умений студентов.

Третий тип заданий придает деятельности студентов творческий характер, повышает удельный вес ориентировочно-исследовательских и контрольно-оценочных операций. Студент поставлен в условия эффективного использования приемов переноса и методов научного исследования, проявления интеллектуальной активности, творческой направленности труда. Здесь идет интенсивный процесс осмысления материала и перевода его из объекта познания в средство нового познания.

Задания творческого характера представлены следующим содержанием:

  1. Определить по теме предполагаемого занятия конкретные цели, задачи, предмет, средства, результат учебно-познавательной деятельности.
  2. Выявить в теме курса те затруднения, с которыми могут встретиться студенты при изучении данного материала.
  3. Продемонстрировать, опираясь на принцип дидактики, процесс объяснения нового материала методом устного рассказа, активизировать внимание и интерес слушателей.
  4. Подготовить и провести в своей группе комбинированное занятие, осуществить реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения на всех этапах занятия.
  5. Составить психолого-педагогическую характеристику на себя, указать, какие из качеств будущего педагога вам надо сформировать.

Этот тип заданий позволяет овладеть методами и приемами педагогического исследования, способствует развитию творческого воображения, воспитанию социальных мотивов интеллектуального труда, учит анализировать педагогическую практику с точки зрения определения перспектив развития объекта и путей совершенствования учебного процесса, воспитывает способность управлять объектами педагогической деятельности.

Гармоничное сочетание репродуктивных, конструктивных и творческих заданий в обучении обеспечивает устойчивый процесс формирования дидактических умений, оказывает стимулирующее влияние на учебную деятельность, создает условия для дифференцированного подхода в формировании творческих способностей.

Литература:

  1. Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Дидактические игры в структуре активного обучения студентов медицинских вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 119–121.
Основные термины (генерируются автоматически): тип заданий, учебного процесса, деятельности студентов, учебно-познавательной деятельности студентов, творческих заданий, практических заданий, теме предполагаемого занятия, ориентационной основой, Применение творческих заданий, трудности практических заданий, умений студентов, выполнения практических заданий, Второй тип заданий, Третий тип заданий, формированию профессиональных умений, деятельности студентов преподаватель, формирования дидактических умений, карточки проверочных заданий, конструктивных умений, конечный результат.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос