Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения химии в средней школе
Автор: Тарханова Татьяна Ильинична
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 509 раз
Библиографическое описание:
Тарханова, Т. И. Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения химии в средней школе / Т. И. Тарханова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2203/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблемы здоровья населения России, и в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течении которого происходит ухудшение состояния его здоровья, при том что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни – это значит оформить у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию
Основные принципы концепции образования, формирующего здоровье учащихся
Принцип целостности (комплексности) понятия «здоровье» и интегративности (взаимодополняемости) всех существующих подходов к решению данной проблемы предполагает создание на межведомственном уровне как муниципальных образований, так и для отдельных образовательных учреждений единой программы формирования здоровья детей и подростков как целостного медико-психолого-педагогического явлению. На уровне отдельного образовательного учреждения комплексность может быть реализована только при объединении усилий различных специалистов в единую медико-психолого-педагогическую службу (центр «Здоровье»), рассматривающую создание формирующего здоровье образовательного пространства как основную цель своего существования и стратегическую задачу функционирования образовательного учреждения в целом, его миссию.
Принцип дифференцированности предполагает дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном всеобщем охвате всех обучающихся. Дифференциация должна проходить с учетом возраста и степени сформированности здоровья как целостного психофизиологического и социально-личностного состояния школьников.
Принцип аксеологичности (ценностной ориентации) требует формирования у детей и молодежи устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений, уважения к человеку, которые должны стать ориентирами и регуляторами их повседневного поведения. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без общей целостной системы воспитания конкретного образовательного учреждения.
Принцип многоаспектности реализуется в сочетании различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья. Ее ведущими аспектами являются: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок детей и подростков, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизиологических явлений.
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что цели и задачи построения формирующего здоровье образования должны быть разделены на общие стратегические и частные (то есть они не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой компании), и на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач поддерживается соответствующим целевым ресурсным обеспечением.
Создание культурологического пространства
Образование, формирующее здоровье, невозможно без создания культурологического пространства школы, а именно:
создания системы дополнительного образования (широкая сеть кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления на уровне класса и школы; системы социального воспитания подрастающего поколения;
оздоровления эмоционально-поведенческого пространства школы (его характеристики: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; особенности эмоционально-психологического климата в школе в целом, в каждом классе и педагогическом коллективе; стиль поведения учащихся и учителя на уроке и на перемене; степень проявления заботы учащихся и педагогов о психических последствиях своего общения ит.д.);
Продуманной организации интерьера школы в целом и каждого класса в отдельности с учетом влияния на психику учащихся и педагогов зрительных образов «среды обитания» и ее эмоционально-психическое обогащение.
Критериями общего (физического) здоровья являются: структурная и функциональная сохранность органов и систем; свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде; сохранность привычного позитивного самочувствия.
Критериями душевного и социального здоровья человека являются: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; позитивная критичность к себе и к собственной психической деятельности и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами, к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этих планов; к изменению способа поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
Принципы здоровьесберегаюшей педагогики.
Принцип не нанесения вреда. «No nocere!» – одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно – воспитательной работе непосредственно.
Принцип субъект – субъективного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное действие педагогов, психолога и врача является условием достижения намеченных результатов.
Принцип медико–психологической компетентности учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший педагог.
Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших педагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счет снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемой образовательным.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Отсутствие у ребёнка, подростка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.
Ограничения в работе педагогов, связанные со здоровьесберегающими образовательными технологиями (8 «НЕ»)
Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие к их состоянию переутомления.
Не допускать «школьные стрессы».
Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.
Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.
Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»). Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.
Не «забалтывать « проблемы здоровья учащихся.
Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения курса химии средней школы.
Учителя химии активно участвуют в инновационной деятельности. Цель работы: воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, умеющей адаптироваться в различных жизненных условиях. Главным при этом считаю сохранение здоровья учащихся, т.е. стараюсь использовать такие методы и приемы в обучении, которые помогают сохранять не только физическое, но, главным образом, психическое здоровье учащихся.
Использование содержание образования и различные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, чтобы создать при обучении психологический комфорт, создать ситуацию, которую можно назвать «Я могу».
Широкое применение разноуровневых форм обучения: базовое, профильное и углубленныое преподаванием предмета.
Адаптивная технология. Применяется на начальных этапах изучения химии, основной упор делается на использование знаний, которые уже имеются у учащихся из ранее изученных предметов, а также из собственной практической жизни. Эта технология является здоровье сберегающей, позволяет учащимся с уверенностью и даже удовольствием начать изучение нового для них предмета. Учитель использует опыт детей, интерпретирует его в соответствии с познавательно-воспитательными задачами.
В современной школе как средства активизации и интенсификации учебного процесса используются игровые приемы, ролевые и деловые игры, мозговая атака, игровой тренинг, игровые импровизации . Ученик во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха.
Большое внимание уделяется интегрированным урокам, на которых обычно создается хороший психологический климат, решается вопрос мотивации обучения.
Применение на всех этапах обучения дифференциации как внутри параллели, так и внутри класса.
В классах профильного и углубленного изучения химии широко используется лекционно-семинарская система, блочно-модульная технология, технологию проектов – для смены видов деятельности, целесообразности, для лучшего усвоения учебного материала.
Особое внимание уделяется проектно-исследовательским методам обучения, направленным на развитие творческих способностей учащихся. У учащихся происходят позитивные изменения в интеллектуальной сфере (умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи ит.д.), в мотивационно-потребностной сфере (возрастает творческая активность, желание работать), в нравственно-эмоциональной сфере (появляется собственная позиция, ответственность, критичность).Происходит воспитание успешной личности, получающей удовлетворение от своей деятельности. Возникает атмосфера творчества, сотрудничества( умение работать в коллективе, группах)
Широко использование информационно-коммуникационные технологии обучения. Компьютер применяется как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. При работе учащиеся выполняют содержательную часть задач (поиск идеи, различных вариантов решения, взаимосвязей с другими задачами), техническую (поиск необходимой информации, расчеты, построения, преобразования) : все это значительно экономит время учебного процесса. Но при этом необходимо строго соблюдать дозировку учебной нагрузки, проводить различные мероприятия по охране зрения.
В рамках элективных курсов, а также и на уроках при изучении отдельных тем учащиеся выполняют в зависимости от желания различные виды проектов, темы которых лежат в области самоопределения учащихся. В настоящее время 57% учащихся лицея в той или иной степени занимаются проектной деятельностью.
Вывод: Совместное и целенаправленное использование ИКТ, адаптивной, блочно-модульной и проектной технологий, которые дополняют и обогащают друг друга, позволяет подчинить учебно-воспитательный процесс одной из главных задач школы – подготовка ученика к жизни, к труду. Современное содержание образования, применение современных образовательных технологий позволяют решать проблему мотивации учения школьников, обеспечивает учащихся достаточно высокой степенью познавательной самостоятельности. Все это позволит успеху в обучении и воспитании конкретного ученика, если выйдет из школы здоровым и физически и психически.