Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ)
Автор: Садыкова Махаббат Каримовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 446 раз
Библиографическое описание:
Садыкова, М. К. Вопросы трудоустройства: планы и ожидания учащихся педагогического вуза (на материалах КазГосЖенПУ) / М. К. Садыкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2168/ (дата обращения: 16.11.2024).
Исследование по вопросам трудоустройства учащихся Казахского государственного женского педагогического университета было проведено группой преподавателей в рамках личной инициативы. В опросе приняли участие 270 учащихся старших курсов. Тематический блок анкеты состоял из пяти вопросов: каналы трудоустройства, отношение к труду, планы и перспективы трудоустройства. Последний вопрос-тест позволил измерить степень готовности выпускников к необходимости дальнейшего до- и переобучения в процессе трудовой деятельности. Данный показатель может служить индикатором уровня и качества профессиональной подготовки, полученной в процессе обучения в вузе.
Начнем с вопроса о каналах трудоустройства. Уверенные в своих профессиональных компетенциях студентки предпочитают по вопросам трудоустройства непосредственно обращаться в компании, рассылая резюме, проходя собеседование и пр. Другим, в силу тех или иных обстоятельств, удобнее и легче начинать искать первое место работы, обращаясь за помощью к родственникам и знакомым. Кроме того, по мнению опрошенных, работодатели престижных учреждений предпочитают набирать сотрудников, основываясь на принципах доверительных отношений через знакомых им людей, которые уже хорошо себя зарекомендовали.
Несовершенство механизмов взаимодействия вуза с работодателями объясняет почему опрошенные респонденты не склонны надеяться на помощь со стороны соответствующих подразделений Университета. Исследование показывает также низкий уровень востребованности кадровых агентств.
Рисунок 1
Следующий вопрос был призван показать сложившиеся представления студенток о труде, раскрыть ценностно-смысловое содержание данной категории.
Рисунок 2
Результаты опроса показали, что представление о труде формируется на основе двух паттернов: это, с одной стороны, труд, порожденный материальными потребностями и выступающий средством их удовлетворения; с другой, труд как удовольствие. Таким образом, материально-гедонистический акцент в отношении к будущей трудовой активности значительной молодежи в очередной раз подтверждается.
Подходя к вопросам будущего трудоустройства ближе, взглянем на планы и ожидания старшекурсников: немногим более половины опрошенных высказали желание работать по специальности.
Треть опрошенных будет действовать по ситуации, при этом, стараясь найти работу близкую своей специальности.
Каждая восьмая опрошенная студентка еще не определилась: продолжать обучение, начать работать или полностью посвятить себя семье. Данная позиция имеет тенденцию к усилению, несмотря на то, что относительно недавно, немедленное трудоустройство по окончанию обучения в вузе было нормой.
Уверены, что будут работать не по специальности 5% респондентов. Это связано с тем, что только половина опрошенных уверена в перспективности получаемой специальности, которая позволит добиться достаточно высокого статусного положения с надежным заработком. Вместе с тем, почти такая доля опрошенных считает, что им придется преодолевать серьезные статусно-доходные расхождения.
Образовательный уровень влияет на формирование потребностей личности в определенных видах работы, профессиональной специализации. С повышением образовательного уровня к концу обучения у студентов меняется отношение к характеру и условиям в той или иной профессиональной деятельности.
Рисунок 3
В проективных вопросах, на примере ситуации принятия на работу, студентки считают, что в первую очередь необходимо проявить предприимчивость и творческий подход. Следующее значимое для успешного трудоустройства качество – умение быстро обучаться, высокий уровень самоорганизации. На третьем месте – умение быть контактным, работать в команде.
В то же время они признают, что не владеют вариативными техниками мышления и не готовы к действиям в нестандартной ситуации. По мнению опрошенных, компенсировать этот недостаток можно, используя коммуникабельность, упорство – качества, которые начинающим специалистам не занимать.
Сложившаяся ситуация обусловлена происходящими преобразованиями социальной действительности: реструктуризация, слияния, сокращения и простои, появление сетевых и матричных структур. Происходит усиление фрагментарности деятельности и разрушением традиционных организационных структур, на смену формальным иерархическим связям, функциональной специализации и стабильных названий должностей приходят все более плоские по структуре организации. Возрастает степень автономности в ходе выполнения работ и уменьшается число руководящих указаний. Внимание акцентируется скорее на необходимости учиться и адаптироваться, а не на качествах, требующихся для простого исполнителя. Так среди множества факторов, характеризующих процессы протекающие в менеджменте организаций, человеческий фактор выступает основным конкурентным ресурсом.
Проведенный дополнительно тест «Работа и обучение» подтверждает ярко выраженную готовность выпускников к необходимости дальнейшего обучения в процессе трудовой деятельности: средний показатель составил 52 балла из 80. Мнение опрошенных респондентов склоняется в пользу высказывания о том, что «обычно на работу принимают за то, что Вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже есть». Полученные результаты по большей части служат индикатором низкой самооценки профессиональной подготовки, полученной в вузе. Проблема несоответствия полученных знаний в процессе обучения требованиям современного рынка труда до сих пор является актуальной, особенно для педагогической сферы деятельности.
Рисунок 4
Основное высказывание Противоположное высказывание
В будущем, начиная работать, я буду надеяться, что мне еще есть чему научиться |
Лучше полагаться на уже имеющиеся знания |
|
Лучше делать так, как принята в том месте, где я буду работать, пока не будет уверенности, что мой способ лучше |
Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе |
|
Обычно выполнить работу можно не единственным способом |
|
Существует только один способ правильно выполнить работу |
В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность |
|
Руководству нет дела до обучения, важна только производительность |
Задавая вопросы можно эффективно обучаться |
|
Задавая вопросы я буду лишь раздражать коллег и выглядеть глупо |
Высказывая желание учиться, я демонстрирую правильное отношение к работе |
|
Высказывая желание учиться, я демонстрирую собственную беспомощность |
Признать, что мне нужна помощь лучше, чем наделать ошибок |
Признать, что мне нужна помощь, означает расписаться в своей несостоятельности |
|
Обычно принимают на работу за то, что вы можете обучаться, а не за те знания, которые уже есть |
|
На работу принимают прежде всего для выполнения определенной деятельности, а не для обучения |
В заключении отметим, что перспективы успешного трудоустройства и дальнейшего профессионального роста являются одним из важных факторов профессионального становления будущего преподавателя. Профессиональный путь преподавателя представляет собой сложный процесс поэтапного включения в систему профессиональных отношений, связанных с профессиональной самореализацией и самоутверждением.
Наиболее значимыми личностно-профессиональными качествами преподавателя вуза являются: творческое отношение к педагогической и научно-исследовательской деятельности, высокий уровень профессиональной и социально-психологической компетентности. Индикаторами профессиональной компетентности будущих преподавателей могут служить качество проводимых занятий, характер испытываемых ими трудностей, их отношение к учебно-воспитательной, методической, научной деятельности, инициативность, самокритичность, уровень развития педагогической техники и, в целом, педагогической культуры.