Открытие творческой студии для детей раннего возраста в рамках инновационной работы ДОУ компенсирующего вида
Авторы: Чичкарева Ирина Борисовна, Денисенко Марина Алексеевна, Большанина Надежда Анатольевна, Федорова Эльвира Михайловна, Макарова Юлия Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 450 раз
Библиографическое описание:
Открытие творческой студии для детей раннего возраста в рамках инновационной работы ДОУ компенсирующего вида / И. Б. Чичкарева, М. А. Денисенко, Н. А. Большанина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2157/ (дата обращения: 28.03.2024).
МБДОУ №40 функционирует как «Детский сад компенсирующего вида» с 1996 года для детей с тяжелыми нарушениями речи. Детям с 2-х до 7 лет оказывается высококвалифицированная психолого-медико-педагогическая помощь.
Первостепенной задачей ДОУ на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их речевого, психического и физического развития.
МБДОУ №40 посещают воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, такими как: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, дизартрия, заикание и другие. Причинами речевых нарушений являются заболевания нервной системы разной степени тяжести. Детский сад посещают дети с такими диагнозами, как ПЭП, ММД, невроз.
Личность ребенка с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями: затруднено общение со сверстниками и взрослыми, недостаточно развита общая и тонкая моторика рук, занижена самооценка, наблюдаются проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Возросшие требования к качеству образования и недостаточность сроков комплексной коррекции детей привела к необходимости открытия в 2009 году группы ранней диагностики и коррекции, что позволило удовлетворить потребность родителей в комплексном сопровождении детей этого возраста.
Дошкольное учреждение, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех учреждений, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Как правило, педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Инновационные изыскания нашего дошкольного учреждения идут по следующим направлениям: разработка и реализация новых педагогических технологий, методик и программ.
Объектом инновационного процесса стали дети 2-3 летнего возраста, имеющие речевые нарушения.
Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей должна проводиться дифференцировано, исходя из структуры нарушений основных психо-речевых функций, выявленных при обследовании.
Одним из участников сопровождения ребенка является специалист по изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Выражение собственных эмоций через творческую и продуктивную деятельность развивает фантазию и воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития у детей пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, сенсорного развития, памяти, внимания, развивает чувственно-двигательную координацию.
Более высокие результаты в преодолении речевых нарушений возможны лишь при условии активного привлечения родителей в данный процесс.
Поэтому в ходе разработки и реализации новых педагогических технологий и программ для полноценного функционирования группы ранней речевой коррекции возникла необходимость создания единого пространства для взаимодействия детей раннего возраста, их родителей в процессе изобразительной деятельности (творческая студия).
Любой инновационный процесс имеет вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений помогло составление программы инновационного апробирования и прогнозирование ключевых результатов.
В результате реализации запланированного в ДОУ инновационного процесса уменьшается процент детей с задержкой речевого развития в возрасте 3-х лет, что позволяет более успешно подготовить детей к школьному обучению.
После того как была определена программа инновационной деятельности ДОУ, руководители инновационного процесса совместно с инициативной группой приступили к разработке комплексно-целевой программы, поэтапной организации и реализации инновации. Отработанные цели и задачи программы были согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива и адаптированы к новым условиям. В программе была определена исходная позиция деятельности каждого члена коллектива, окончательный результат деятельности и время, необходимое для достижения результатов и улучшения существующих условий.
В целях повышения профессионального мастерства педагогов по вопросам ранней речевой коррекции через вовлечение в творческую деятельность проводятся семинары-практикумы, круглые столы, консультации, тренинги, педагогические советы; методический кабинет оснащен специальной литературой по теме; педагоги направляются на курсы повышения квалификации; опытом работы делятся педагоги из других ДОУ.
С целью повышения уровня компетентности родителей по вопросам организации жизни детей с задержкой речевого развития организованы тематические встречи, обучающие семинары, родительские собрания, консультации; выпускаются тематические номера газеты «Сибирячок» для детей и родителей ДОУ.
В целях контроля (схема 1) за результативностью инновационного процесса был разработан мониторинг качества коррекционно-развивающей работы в группе ранней речевой коррекции
Схема 1
КОНТРОЛЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Реализация инновационного процесса в ДОУ привела к следующим результатам: Функционирование творческой студии для детей с 2-х до 3-х лет и их родителей на базе МБДОУ №40 «Детский сад компенсирующего вида»; Проведение тематических встреч и семинаров на базе ДОУ для педагогов города и области; Разработка программы и методических рекомендаций сопровождения детей с задержкой речевого развития; Повышение уровня компетентности родителей по вопросам организации жизни детей с задержкой речевого развития; Обобщение педагогического опыта по вопросам сопровождения детей с задержкой речевого развития в ДОУ компенсирующего вида.
Похожие статьи
Практика коррекционно-развивающей деятельности...
) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап, ранний возраст, развитие, логопедическая работа, логопед, III, речевая деятельность, речевое...
Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...
ребенок, гаджет, тяжелое нарушение речи, дошкольное образование, компьютер, образовательный процесс, информационное общество, речевое развитие, средство обучения, персональный компьютер.
Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый
Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры.
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...
Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в
‒ Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в процессе коррекции нарушений речи и развития ВПФ.
Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции...
Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи)...
Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности. Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры и Шатурского района Московской области.
Коррекция речевых нарушений у детей в процессе...
Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов. Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного...
Проект по организации коррекционной работы на основе...
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад... Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.
Похожие статьи
Практика коррекционно-развивающей деятельности...
) В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном...
Система коррекционной работы с детьми раннего возраста
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап, ранний возраст, развитие, логопедическая работа, логопед, III, речевая деятельность, речевое...
Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...
ребенок, гаджет, тяжелое нарушение речи, дошкольное образование, компьютер, образовательный процесс, информационное общество, речевое развитие, средство обучения, персональный компьютер.
Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый
Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение речью как средством общения и культуры.
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...
Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, в том числе и в
‒ Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в процессе коррекции нарушений речи и развития ВПФ.
Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции...
Тяжелое нарушение речи (ТНР) — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи)...
Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми...
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности. Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры и Шатурского района Московской области.
Коррекция речевых нарушений у детей в процессе...
Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, комплексный подход, единое образовательное пространство, взаимодействие специалистов. Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного...
Проект по организации коррекционной работы на основе...
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад... Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.