Библиографическое описание:

Чичкарева И. Б., Денисенко М. А., Большанина Н. А., Федорова Э. М., Макарова Ю. В. Открытие творческой студии для детей раннего возраста в рамках инновационной работы ДОУ компенсирующего вида [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 149-151.

МБДОУ №40 функционирует как «Детский сад компенсирующего вида» с 1996 года для детей с тяжелыми нарушениями речи. Детям с 2-х до 7 лет оказывается высококвалифицированная психолого-медико-педагогическая помощь.

Первостепенной задачей ДОУ на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их речевого, психического и физического развития.

МБДОУ №40 посещают воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, такими как: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, дизартрия, заикание и другие. Причинами речевых нарушений являются заболевания нервной системы разной степени тяжести. Детский сад посещают дети с такими диагнозами, как ПЭП, ММД, невроз.

Личность ребенка с нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями: затруднено общение со сверстниками и взрослыми, недостаточно развита общая и тонкая моторика рук, занижена самооценка, наблюдаются проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Возросшие требования к качеству образования и недостаточность сроков комплексной коррекции детей привела к необходимости открытия в 2009 году группы ранней диагностики и коррекции, что позволило удовлетворить потребность родителей в комплексном сопровождении детей этого возраста.

Дошкольное учреждение, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех учреждений, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Как правило, педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Инновационные изыскания нашего дошкольного учреждения идут по следующим направлениям: разработка и реализация новых педагогических технологий, методик и программ.

Объектом инновационного процесса стали дети 2-3 летнего возраста, имеющие речевые нарушения.

Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей должна проводиться дифференцировано, исходя из структуры нарушений основных психо-речевых функций, выявленных при обследовании.

Одним из участников сопровождения ребенка является специалист по изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Выражение собственных эмоций через творческую и продуктивную деятельность развивает фантазию и воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития у детей пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, сенсорного развития, памяти, внимания, развивает чувственно-двигательную координацию.

Более высокие результаты в преодолении речевых нарушений возможны лишь при условии активного привлечения родителей в данный процесс.

Поэтому в ходе разработки и реализации новых педагогических технологий и программ для полноценного функционирования группы ранней речевой коррекции возникла необходимость создания единого пространства для взаимодействия детей раннего возраста, их родителей в процессе изобразительной деятельности (творческая студия).

Любой инновационный процесс имеет вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений помогло составление программы инновационного апробирования и прогнозирование ключевых результатов.

В результате реализации запланированного в ДОУ инновационного процесса уменьшается процент детей с задержкой речевого развития в возрасте 3-х лет, что позволяет более успешно подготовить детей к школьному обучению.

После того как была определена программа инновационной деятельности ДОУ, руководители инновационного процесса совместно с инициативной группой приступили к разработке комплексно-целевой программы, поэтапной организации и реализации инновации. Отработанные цели и задачи программы были согласованы во всех звеньях, одобрены большинством коллектива и адаптированы к новым условиям. В программе была определена исходная позиция деятельности каждого члена коллектива, окончательный результат деятельности и время, необходимое для достижения результатов и улучшения существующих условий.

В целях повышения профессионального мастерства педагогов по вопросам ранней речевой коррекции через вовлечение в творческую деятельность проводятся семинары-практикумы, круглые столы, консультации, тренинги, педагогические советы; методический кабинет оснащен специальной литературой по теме; педагоги направляются на курсы повышения квалификации; опытом работы делятся педагоги из других ДОУ.

С целью повышения уровня компетентности родителей по вопросам организации жизни детей с задержкой речевого развития организованы тематические встречи, обучающие семинары, родительские собрания, консультации; выпускаются тематические номера газеты «Сибирячок» для детей и родителей ДОУ.

В целях контроля (схема 1) за результативностью инновационного процесса был разработан мониторинг качества коррекционно-развивающей работы в группе ранней речевой коррекции

Схема 1

КОНТРОЛЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Реализация инновационного процесса в ДОУ привела к следующим результатам: Функционирование творческой студии для детей с 2-х до 3-х лет и их родителей на базе МБДОУ №40 «Детский сад компенсирующего вида»; Проведение тематических встреч и семинаров на базе ДОУ для педагогов города и области; Разработка программы и методических рекомендаций сопровождения детей с задержкой речевого развития; Повышение уровня компетентности родителей по вопросам организации жизни детей с задержкой речевого развития; Обобщение педагогического опыта по вопросам сопровождения детей с задержкой речевого развития в ДОУ компенсирующего вида.

Основные термины (генерируются автоматически): детей раннего возраста, задержкой речевого развития, инновационного процесса, речи детей раннего, ранней речевой коррекции, детей раннего дошкольного, ДОУ компенсирующего вида, развитию речи детей, раннего дошкольного возраста, организации жизни детей, дошкольного возраста «Говорим, нарушениями речи, сопровождения детей, тяжелыми нарушениями речи, ДОУ инновационного процесса, комплексной коррекции детей, Знакомство детей раннего, взаимодействия детей раннего, эмоционального развития детей, воспитании детей раннего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle