Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подоляк, Д. О. Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе / Д. О. Подоляк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2123/ (дата обращения: 24.04.2024).

Важнейшими задачами обучения в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность обучения в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения предметных задач; создание психолого-педагогических условий для личностного прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сферах саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Проблемой века Д. Б. Богоявленская объявляет творчество, которое противостоит избыточной информации, являясь конфликтом времени. Разрушенный эмоциональный баланс рождает неспособность ребенка слышать и чувствовать прекрасное. Только «слово как деятельность познания выводит ум за пределы объективности и соприкасается с миром <…> Будучи психофизиологическим, слово не дымом разлетается в мире, но сводит нас лицом к лицу с реальностью и, следовательно, прикасаясь к самому предмету, оно столь же может быть к его, предмета, откровению в нас, как и нас – ему и перед ним». Об идее посреднической функции слова (знака) между человеком и миром, субъектом и объектом пишут многие ученые, характеризуя пространство событий, где «организм и мир встречаются в знаке». Обращенность к личности – главная черта современных образовательных систем, которые, по образному выражению Л. А. Степашко, «ветвятся», «перешагивают» границы, обеспечивая развитие набирающих силу тенденций непрерывного образования. С этих позиций курс «Окружающий мир» в начальной школе в качестве главной цели ставит формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой [4, с. 182]..

В педагогической науке и практике получила признание концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования в условиях метапредметного подхода. Благоприятный контекст в этом плане представляет учебный предмет «Окружающий мир». «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоенного социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» (А. Г. Асмолов).

Решение этой задачи ставит вопрос о готовности студентов как будущих учителей начальной школы к проектированию универсальных творческих действий младших школьников на основе выработки собственной системы творческой деятельности.

Рассматривая вопрос универсальных творческих действий, в первую очередь хотелось бы ознакомится с определениями универсальности и творчества. По мнению М. Эпштейна, универсальность – это категория, обозначающая многосторонность, присущую отдельному явлению, способность единичного поворачиваться разными гранями. Это не общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету.

Творчество, само по себе – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Современному человеку не нужен статичный, «замороженный» мир. Люди должны с уверенностью смотреть в завтрашний день, в лицо грядущим переменам и уметь жить импровизируя [1, с.123]. Мысль человека объединяет прошлое, настоящее и будущее, свободно перемещаясь между ними.

В наше время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей каждого ученика.

В общем значении творческий человек – это созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.

В связи с этим можно сказать, что универсальные творческие действия – это действия, выходящие за границу требований ситуации. Говоря об универсальных творческих действиях, мы имеем ввиду то, что ребенок будет уметь применять и преобразовывать свои знания, и вносить что-то новое, свое.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу все отношения учащихся с внешним миром определяется его новой позицией – позицией школьника. Именно в это время учитель должен научить ребенка смотреть на мир творчески, не ограничиваясь заданной ситуацией, уметь получать новые знания доступными ему способами, никогда не переставать учиться и всегда пополнять багаж знаний. Младший школьный возраст – это возраст, когда дети готовы к открытию мира. Они хотят учиться активно, интересно. Учитель, в свою очередь, должен стремиться создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.

По мнению специалистов в образовании и философов-мыслителей, современная школа должна формировать, в частности, следующие свойства: адаптивность к вызовам сегодняшнего времени, бесстрашие к ответственности выбора, самодвижение (в условиях команды), креативность в решении задач, обретение системы ценностей (в том числе в диалогическом общении с другими культурами и взглядами), смыслопонимание, эмоциональную развитость, воображение и умение самостоятельно судить о фактах, явлениях, событиях; готовность к смене ролей в ситуациях приоритета социальных целей и т.д.

Между тем констатируется следующее: не создана система постоянного совершенствования творческого опыта младших школьников. Не создана сколько-нибудь внятная организационно-педагогическая система становления и совершенствования опыта творческой деятельности младших школьников. Хотя, начальная школа – это наиболее благоприятное время для развития творческого потенциала учащихся.

Педагоги привыкли ориентироваться на возрастные особенности детей разных ступеней образования. Но практика показывает, что характеристика детей одного возраста неодинаковы. И эта разница создает отрицательный опыт образования. В то же время все дети от природы творческие (творчество – родовое качество человека). И элементы творческого опыта каждого ребенка могут служить тем объединяющим началом, которое предотвратит возможное «выпадение» ребенка из общей системы. Итак, это общее – обращенность к творчеству, пусть на разных уровнях. Это основа, на которой может быть выстроена система моделирования совершенствования творческого опыта [2, с. 166-171.].

Все это определяет важность выделения именно универсальных творческих действий. На наш взгляд, это могут быть следующие действия:

    • действия в зоне творческого развития как самостоятельный выход ученика за пределы «зоны ближайшего развития»;

    • действия «творческого подражания» и «подражательного творчества»;

    • действия по «переносу» идей в собственное творческо-смысловое пространство;

    • исследовательские действия;

    • действия становления творческого начала в образовательном пространстве как «полюс возрастного движения», в котором выращивается субъект (И. Д. Фрумин);

    • действия саморазвития и самообразования, направленные на постоянное пополнение знаний в условиях творческого поиска;

    • действия по самоорганизации образовательного творческого процесса в рамках индивидуальной траектории собственного движения;

    • действия, направленные на «освобождение» ученика от заданных правил и образцов деятельности;

    • действия, направленные на поиск и выделение необходимой информации из всего информационного пространства;

    • действия поиска наиболее эффективных и творческих способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • действия самостоятельного создания алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    • действия, направленные на учет и предвидение разных возможностей мнения других.

Таким образом, можно сказать, что универсальные действия мобильны, креативны, ориентированы на преодоление фрагментарных знаний в силу метапредметного характера, что позволяет в условиях личного пространства принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Личное пространство – это пространство, где, согласно Мартину Буберу, личность говорит «Я есть индивидуальность», «Я таков». Все основные педагогические подходы, как свидетельствуют исследования, ориентированы на движение субъекта в образовательном пространстве. Поиски своего «места» в системе человеческих отношений и действий направлены на выделение своего личного пространства, на «необходимость найти свою нишу», которая позволила бы адекватно раскрыть и реализовать индивидуальные способности и устремления (Н. Чанилова, В. Шкель) [2, с. 166-171.].


Раскрывая вопрос о сфере проявления педагогического творчества студентов, будущих учителей начальных классов, мы исходим из того, что педагог – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств. Подтверждением этому является многообразие функций учителя, стремящегося сделать свою деятельность творческой:

  • проведение уроков в школе;

  • владение разнообразными профессионально-необходимыми практическими навыками;

  • организационно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности, включающие разработку практических, контрольно-оценочных заданий и т.д.;

  • поиск и разработки новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

  • умение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;

  • индивидуальная работа с учащимися;

  • работа с родителями учеников;

  • реализация воспитательных функций в процессе индивидуальной и групповой работы с учащимися, а также неформальное общение с ними;

  • непрерывное профессиональное и личностное развитие, включающее повышение своего общекультурного уровня и умение управлять своим психическим состоянием;

  • повышение педагогической компетентности и профессиональности;

  • применение ранее созданного педагогического опыта в новых условиях;

  • совершенствование известного в соответствии с новыми задачами;

  • умение видеть ближнюю и дальнюю перспективы;

Однако, говоря о многообразии сферы применения творчества в деятельности учителя начальных классов целесообразно выделить и индивидуальные признаки проявления творчества, такие как:

  • вариативность мышления – умение развивать идею и видеть набор вариантов в ее решении;

  • аналитические умения педагога – умения выявлять ранее не познанные закономерности обучения и воспитания;

  • методологическая культура педагога – умение вести экспериментальную, исследовательскую работу;

  • умение обосновывать интуитивные и заранее подготовленные решения [3, с.18-19].

Делая вывод можно сказать, что переход на новые стандарты образования, где ключевыми аспектами является развитие универсальных учебных действий (действий личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) не может обойтись без универсальных творческих действий. В работе над курсом «Окружающий мир» очень важно уделять внимание развитию творческого потенциала учащихся, готовить их быстро развивающемуся будущему, ожидающего людей креативных, мобильных, творческих, не боящихся перемен.


Литература:

  1. Ахметова М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск: Наука, 2005. 308 с.

  2. Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников // Сибирский педагогический журнал, 2009 - №3. с. 166-171.

  3. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России, 2007. 192с.

  4. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 317с. – (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): Окружающий мир, действие, начальная школа, личное пространство, творческий опыт, мир, предмет, ребенок, творческая деятельность, творческий потенциал учащихся.

Похожие статьи

Универсальные творческие действия в начальной школе

Окружающий мир, начальная школа, действие, личное пространство, творческий опыт, предмет, мир, творческий потенциал учащихся, творческая деятельность, ребенок.

Проявление творческого потенциала младших школьников на...

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

начальная школа, Окружающий мир, ребенок, развитие, Растение, стандарт образования, изучение раздела, звук природы, творческий опыт, учитель.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

...вкус, творческий потенциал личности, творческая активность, креативность, расширяются коммуникативные умения, навык работы.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках... творческая деятельность, творческая личность, кадет, способность, класс, фото...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Развитие творческих способностей младших школьников

младший школьный возраст, задача, способность, ребенок, развитие, развивающее обучение, начальная школа, творческая деятельность, творческий рассказ, творческое мышление.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

творческая деятельность, учебная деятельность, развитие, способность, трудовое обучение, творческое мышление, творческий потенциал, творческая способность учащихся, творческая личность, знание. Развитие самостоятельного и творческого...

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках...

Развитие познавательной активности младших... окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Похожие статьи

Универсальные творческие действия в начальной школе

Окружающий мир, начальная школа, действие, личное пространство, творческий опыт, предмет, мир, творческий потенциал учащихся, творческая деятельность, ребенок.

Проявление творческого потенциала младших школьников на...

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

начальная школа, Окружающий мир, ребенок, развитие, Растение, стандарт образования, изучение раздела, звук природы, творческий опыт, учитель.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

...вкус, творческий потенциал личности, творческая активность, креативность, расширяются коммуникативные умения, навык работы.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках... творческая деятельность, творческая личность, кадет, способность, класс, фото...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Развитие творческих способностей младших школьников

младший школьный возраст, задача, способность, ребенок, развитие, развивающее обучение, начальная школа, творческая деятельность, творческий рассказ, творческое мышление.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

творческая деятельность, учебная деятельность, развитие, способность, трудовое обучение, творческое мышление, творческий потенциал, творческая способность учащихся, творческая личность, знание. Развитие самостоятельного и творческого...

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках...

Развитие познавательной активности младших... окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.