Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 07.07.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Шкитина Н. С. Общие и специфические закономерности эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 94-97. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12760/ (дата обращения: 21.08.2018).



В рамках данного исследования нами выделяются внешние и внутренние закономерности. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образованности. К внутренним закономерностям относятся связи между его компонентами: целями, задачами, содержанием, методами, средствами, формами, то есть зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Рассматривая эмпатийно-партисипативную подготовку с позиций педагогического процесса, теории дидактики и теории воспитания, а также учитывая ее специфические особенности, из общих закономерностей целостного педагогического процесса для нашего исследования важна закономерность развитияличности: темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, учебной среды, включенности в учебно-воспитательный процесс и применяемых средств и способов педагогического воздействия. Не менее значимы для эмпатийно-партисипативной подготовки следующие закономерности: закономерность управления — эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратной связи между педагогами и воспитуемыми; закономерность единства чувственного, логического и практического — интенсивность и качество чувственного восприятия, логическое осмысление воспринятого, практическое применение осмысленного.

Что касается закономерностей, относящихся к процессу обучения, для эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя особый интерес представляет закономерность динамики: величина всех последовательных изменений зависит от величины изменений на предыдущих этапах. Это значит, что процесс обучения как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми носит постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Из закономерностей, относящихся к процессу воспитания, мы выделим следующие: действие объективных и субъективных условий; интенсивность процесса воспитания и самовоспитания; интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника; интенсивность и качество общения между воспитанниками.

Кроме того, в процессе эмпатийно-партиспативной подготовки мы учитываем общие принципы: целенаправленности, системности, плановости, непрерывности, научности и др. В трактовку сущности данных принципов мы не вносим нового содержания и рассматриваем их в традиционном для педагогики понимании. Так, например, принцип научности состоит в построении процесса эмпатийно-партисипативной подготовки на основе современных научных требований к профессиональной подготовке будущего учителя; принцип целенаправленности заключается в ориентации всех компонентов процесса подготовки на достижение необходимого результата, а именно формирования эмпатийно-партисипативной компетентности; принцип плановости требует регламаентации эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя как постепенного выполнения запланированных задач по достижению поставленной цели.

В нашем исследовании мы выделили специфические закономерности, вытекающие из особенностей эмпатийно-партисипативной подготовки и из особенностей методологических подходов — системного, деятельностного и коммуникативно-партисипативного [1].

Раскрывая содержание эмпатийно-партисипативной подготовки и используя подход, предложенный Е. В. Яковлевым [2], мы выделяем атрибутивную закономерность, которая отражает природные качества исследуемого объекта, закономерность обусловленностиилиорганизационно-педагогическую, раскрывающую причинно-следственные связи изучаемого явления с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми, и закономерность эффективности, связанную с совершенствованием эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя и повышением ее эффективности.

Рассмотрим содержание выявленных нами закономерностей и соответствующих им принципов на примере атрибутивной закономерности более подробно.

Атрибутивная закономерность. Эффективное развертывание внутренних механизмов педагогической эмпатии и партиспативности зависит от внешних воздействий, характеризующихся наличием субъект-субъектных отношений и внутренним осознанием студентами саморегуляции собственной деятельности.

Согласно данной закономерности эмпатийная и партисипативная компетенции будут характеризоваться восприимчивостью к воздействиям по их совершенствованию, то есть их развитие, прежде всего, обеспечивается целенаправленными влияниями, объединяющими различные направления и виды эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя.

Кроме того, эмпатийно-партисипативная компетентность будущего учителя обусловливается интеграционными образовательными процессами. При этом внутривузовские интеграционные процессы предполагают междисциплинарное и межпредметное взаимодействие, установление связей между предметами гуманитарного цикла, а интеграционные процессы вне вуза — сотрудничество с социальными институтами, учреждениями, общественными организациями, а также интеграцию будущего учителя в сферу профессиональной деятельности.

Педагогическая эмпатия и партисипативность имеют непосредственное отношение к общечеловеческим ценностям и реализуются в рамках гуманистического направления современной культурно-исторической парадигмы. Следовательно, с данной атрибутивной закономерностью непосредственно связаны принципы гуманизации, природособразности и рефлексивности.

Принцип гуманизации базируется на постулатах гуманистической педагогики и психологии, в основе его лежит не только приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, но и признается, что основная цель человеческого существования — самоактуализация. Современная образовательная парадигма основывается на отказе от авторитарности, директивности, предполагает смену субъект-объектных отношений субъект-субъектными.

С учетом вышеизложенного принцип гуманизации в рамках исследования реализуется в следующих положениях:

‒ направленность эмпатийно-партисипативной подготовки на выявление у студентов способностей и задатков, необходимых для формирования эмпатийно-партисипативной компетентности, создание условий для ее эффективного развития;

‒ создание психологически комфортной среды формирования эмпатийно-партисипативной компетентности;

‒ направленность эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя на развитие толерантности, альтруизма, сострадания, приоритет общечеловеческих ценностей;

‒ добровольность и заинтересованность в общении, которые основываются на том, что содержание общения представлено в виде предметов обсуждения, предметов интереса человека; только в этом случае возникают мотивы общения, потребности в учебном общении; партнеры по общению должны быть индивидуальностями, личностями, обменивающимися мыслями, идеями, интересами, чувствами, так как только при такой организации общения присутствует истинный продукт общения — интерпретация информации;

‒ свобода выбора — уважение прав и свобод личности обучаемого, уважение права человека быть собой, индивидуальностью, признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям; роль педагога заключается в развертывании перед обучаемым веера разнообразных жизненныхвыборов, а также в том, чтобы научить производить свободный осознанный выбор, за который обучаемый в дальнейшем будет нести ответственность, разумеется, у данного выбора существуют границы, очерченные культурой и определяемые ориентацией на общечеловеческие ценности и др.

Принцип природосообразности в рамках нашего исследования означает:

‒ создание максимально благоприятных условий для развертывания механизмов саморазвития и самосовершенствования будущего учителя, в том числе и в сфере его педагогической эмпатии и партисипативности;

‒ диалогизация общения, в основе которой лежит концепция диалогичного характера человеческой жизни, из которой следует, что необходимо усилить диалогичность в современном образовательном процессе, частью которого является эмпатийно-партисипативная подготовка будущего учителя, что, в свою очередь, предполагает: усиление диалогичности между всеми участниками эмпатийно-партисипативной подготовки; развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя; усиление диалогичности, критичности в постижении окружающего мира, который мы изучаем посредством включенности в какую-либо совместную деятельность с другими; формирование во время диалога не готовых знаний, умений и навыков, а культуры их формирования, изменения, трансформации и преобразования;

‒ суггестивность, характеризующаяся правильно организованным воспитательным внушением, отсутствием психологических барьеров, раскрытием психических резервов человека путем создания благоприятной психологической обстановки, способствующей повышенной активности личности и др.

Принцип рефлексивности. Трактуя в своем исследовании рефлексию как сложное интегративное качество личности, предопределяющее поиск оснований собственной деятельности в процессе профессионального становления, мы выделяем следующие положения рефлексивного принципа:

‒ направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии при организации эмпатийно-партисипативной подготовки;

‒ создание ситуаций при организации эмпатийно-партисипативной подготовки, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию;

‒ фасилитация процесса развития рефлексии в ходе эмаптийно-партисипативной подготовки;

‒ актуализация субъектного опыта, что предполагает определение содержания эмпатийно-партисипативной подготовки исходя из предшествующего субъектного опыта студента (ценностно-смысловая часть) и предусмотрение возможности его преобразования; специальную педагогическую инструментовку содержания эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, позволяющую обучающимся обнаруживать личностные смыслы получаемого знания; организацию эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя как совместной целенаправленной деятельности преподавателей и студентов на основании взаимообогащающего диалога, в основе которого — процесс актуализации субъектного и коллективного опыта;

‒ проективность, которая означает гибкое планирование своей собственной образовательной перспективы при организации эмпатийно-партисипативной подготовки, утверждение своей профессиональной позиции в данной деятельности; педагогическое содействие формулированию стратегических целей формирования эмпатийно-партисипативной компетентности на основе общечеловеческих ценностей и др.

Таким образом, учет как общих, так и специфическим закономерностей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя сделает этот процесс более эффективным.

Литература:

  1. Шкитина Н. С. Коммуникативно-партисипативный подход к процессу социализации будущих учителей // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ и Министерство образования и науки Челябинской области. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. — С. 137–140.
  2. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, подготовка, закономерность, атрибутивная закономерность, педагогическая эмпатия, педагогическое воздействие, собственная деятельность, процесс обучения, компетентность, принцип.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Компетентный преподавательпедагог-мастер

...информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, задача, преподаватель, современный учитель...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование компетентности в области педагогического...

· Компетентность будущих педагогов профессионального обучения в области педагогического менеджмента. · Профессиональное соответствие личности требованиям сферы активной профессиональной деятельности, сформированность...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения...

Психолого-педагогические факторы формирования...

Повышение профессиональной компетенции педагогов... Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс, профессиональная подготовка...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями...

Система формирования профессиональной компетентности...

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Компетентный преподавательпедагог-мастер

...информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические

Основные термины (генерируются автоматически): активный метод обучения, учебный процесс, задача, преподаватель, современный учитель...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Формирование компетентности в области педагогического...

· Компетентность будущих педагогов профессионального обучения в области педагогического менеджмента. · Профессиональное соответствие личности требованиям сферы активной профессиональной деятельности, сформированность...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения...

Психолого-педагогические факторы формирования...

Повышение профессиональной компетенции педагогов... Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс, профессиональная подготовка...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями...

Система формирования профессиональной компетентности...

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход...

Задать вопрос