Библиографическое описание:

Степанова Е. Ю., Воротягина И. Г., Антипова Е. Н., Дрегля Г. К., Зевакина Н. Н. Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12728/ (дата обращения: 11.12.2017).



Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

На наш взгляд, личность в первую очередь должна развиваться полноценно и именно с детского сада ребенка должны приучить мыслить самостоятельно, развивать творческий потенциал и научить его общаться со своими сверстниками и со старшим поколением. За счет полноценного развития в детских садах, а не заучивания знаний к школе, ребенку будет интересно посещать занятия, и ходить в дошкольное учреждение за порцией новых впечатлений. ФГОС ДО, основное внимание уделяет тому, что у ребенка не должны отнимать детство, а наоборот, направлять его потенциал на развитие индивидуальных качеств.

Кроме того, необходимость организации личностно — ориентированного, развивающего воспитательного процесса, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, а дети, как известно, развиваются не синхронно и то, что для одного ребенка на данном этапе — есть достижением, для другого, уже пройденный этап. Как организовать свою деятельность по интеллектуальному развитию личности ребенка в полной мере в воспитательно — образовательной работе, вот главная и основная проблема, стоящая перед воспитателем.

На мой взгляд, для достижения максимальных результатов организации опытно-поисковой деятельности детей необходимы три составляющие: высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя, организация и совершенствование развивающей среды и грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов в ДОУ с уместным использованием развивающих методик и учетом индивидуального подхода к ребенку.

В ФГОС ДО в целевых ориентирах, говорится о том, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, .

Ребенок рождается исследователем. Он постепенно осваивает и раскрывает Мир, пробуя его на вкус, на ощупь, приобретая навыки и докапываясь до сути предметов. Это происходит, когда 2 летний малыш разбирает (ломает) машинку, чтобы посмотреть «Что там внутри?» «Почему она ездит» и когда он же размазывает кашу по столу, изучая свойства предметов и веществ– (липкость, вязкость, упругость).Именно потому, экспериментальная работа для ребенка не в диковинку и очень нравится детям. Самый простой опыт, с нашей точки зрения, для ребенка окажется настолько занимательным — что поглотит все его внимание и принесет больше пользы в развитии, чем часы разговоров. Задачей взрослого, воспитателя, родителя, в этом направлении, является по большому счету, вооружение ребенка методами исследования, задание направления и подсказка приемов.

Большую роль при этом, играет правильная организация операционных действий и организация наблюдения результатов эксперимента. Помогая ребенку, но при этом, не делая за него, прийти к выводам о природе вещей, о том, почему произошло то или иное явление, мы расширяем его мир, круг его интересов и вдохновляем на дальнейшее познание.

Экспериментальная деятельность развивает у старших дошкольников мотивацию к познанию мира через исследование, развивает такие качества умственной работы, как анализ, синтез. Учит правильной постановке вопросов и умению делать выводы из наблюдения результатов опыта, тем самым повышая его подготовленность к активному обучению в школе и мотивируя ребенка на активное обретение знаний.

Приведем несколько примеров занимательных опытов для старших дошкольников, чтобы продемонстрировать логику развития совместной интеллектуальной деятельности детей и воспитателя:

Эксперимент 1 «Удивительный песок»

Цель: со свойствами и песка, его развивать смекалку.

Материал: 3 банки (первая — с песком, вторая — с песком, третья — с водой), лопатка, 3 оргстекла.

Ход эксперимента: вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?

Что такое песок? Из он состоит? Обследовать песок пальцами; его на рассмотреть.

Вывод: — это очень — мелкие камешки цвета, разной разного размера.

Почему тонет?

В баночку с опустить горсть песка, не его. Что происходит? (песок На поверхности можно увидеть пыль. Если лопаткой воду, произойдёт? (песочная растворившись, окрашивает воду).

Вывод: — тяжёлый — он на дно пыль — лёгкая — на поверхности, размешивании окрасила мокрый песок цвет.

Эксперимент 2. «Запираем воздух в шарик»

Цель а: Изучениесвойств воздуха.

Средства воздушные шарики.

Материалы: в тазике.

Ход эксперимента:

Ребята, вы любите играть шариками? Дети играют надутыми воздушными шариками. А почему они круглые, когда надутые и маленькие как тряпочки, когда их сдуешь — (демонстрирует сдувание шарика). А что выходит из шарика, когда его сдуваем? Правильно воздух

Он выходит, потому, что его там заперли. А хотите, словит, и запереть воздух? Возьмите свои шарики и надуйте — так мы ловим воздух и запираем в воздушном шаре. А что будет, если шарик сильно надуть, правильно, он может лопнуть. Почему? Да, воздуха будет много и он весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Это только два небольших примера, которые демонстрируют развитие пытливости ума, интеллектуальных способностей дошкольников, средствами занимательных опытов, на самом деле их можно использовать достаточно большое количество и для этого необходимо использовать любую возможность в режимных моментах, особенно на прогулках, где есть масса возможностей для таких экспериментов. Таким образом, актуальность и необходимость применения занимательных опытов для интеллектуального развития старших дошкольников актуальна и досягаема.

Основные термины (генерируются автоматически): старших дошкольников, занимательных опытов, Ход эксперимента, способностей старших дошкольников, старших дошкольников мотивацию, интеллектуальных способностей, старших дошкольников актуальна, наблюдения результатов, сада ребенка должны, вооружение ребенка методами, интеллектуальных способностей дошкольников, развитию личности ребенка, деятельности детей, примеров занимательных опытов, средствами занимательных опытов, наблюдения результатов эксперимента, применения занимательных опытов, практической подготовки воспитателя, мокрый песок цвет, надутыми воздушными шариками.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос