Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы) / Е. Ю. Степанова, И. Г. Воротягина, Е. Н. Антипова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12728/ (дата обращения: 20.04.2024).



Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

На наш взгляд, личность в первую очередь должна развиваться полноценно и именно с детского сада ребенка должны приучить мыслить самостоятельно, развивать творческий потенциал и научить его общаться со своими сверстниками и со старшим поколением. За счет полноценного развития в детских садах, а не заучивания знаний к школе, ребенку будет интересно посещать занятия, и ходить в дошкольное учреждение за порцией новых впечатлений. ФГОС ДО, основное внимание уделяет тому, что у ребенка не должны отнимать детство, а наоборот, направлять его потенциал на развитие индивидуальных качеств.

Кроме того, необходимость организации личностно — ориентированного, развивающего воспитательного процесса, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, а дети, как известно, развиваются не синхронно и то, что для одного ребенка на данном этапе — есть достижением, для другого, уже пройденный этап. Как организовать свою деятельность по интеллектуальному развитию личности ребенка в полной мере в воспитательно — образовательной работе, вот главная и основная проблема, стоящая перед воспитателем.

На мой взгляд, для достижения максимальных результатов организации опытно-поисковой деятельности детей необходимы три составляющие: высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя, организация и совершенствование развивающей среды и грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов в ДОУ с уместным использованием развивающих методик и учетом индивидуального подхода к ребенку.

В ФГОС ДО в целевых ориентирах, говорится о том, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, .

Ребенок рождается исследователем. Он постепенно осваивает и раскрывает Мир, пробуя его на вкус, на ощупь, приобретая навыки и докапываясь до сути предметов. Это происходит, когда 2 летний малыш разбирает (ломает) машинку, чтобы посмотреть «Что там внутри?» «Почему она ездит» и когда он же размазывает кашу по столу, изучая свойства предметов и веществ– (липкость, вязкость, упругость).Именно потому, экспериментальная работа для ребенка не в диковинку и очень нравится детям. Самый простой опыт, с нашей точки зрения, для ребенка окажется настолько занимательным — что поглотит все его внимание и принесет больше пользы в развитии, чем часы разговоров. Задачей взрослого, воспитателя, родителя, в этом направлении, является по большому счету, вооружение ребенка методами исследования, задание направления и подсказка приемов.

Большую роль при этом, играет правильная организация операционных действий и организация наблюдения результатов эксперимента. Помогая ребенку, но при этом, не делая за него, прийти к выводам о природе вещей, о том, почему произошло то или иное явление, мы расширяем его мир, круг его интересов и вдохновляем на дальнейшее познание.

Экспериментальная деятельность развивает у старших дошкольников мотивацию к познанию мира через исследование, развивает такие качества умственной работы, как анализ, синтез. Учит правильной постановке вопросов и умению делать выводы из наблюдения результатов опыта, тем самым повышая его подготовленность к активному обучению в школе и мотивируя ребенка на активное обретение знаний.

Приведем несколько примеров занимательных опытов для старших дошкольников, чтобы продемонстрировать логику развития совместной интеллектуальной деятельности детей и воспитателя:

Эксперимент 1 «Удивительный песок»

Цель: со свойствами и песка, его развивать смекалку.

Материал: 3 банки (первая — с песком, вторая — с песком, третья — с водой), лопатка, 3 оргстекла.

Ход эксперимента: вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?

Что такое песок? Из он состоит? Обследовать песок пальцами; его на рассмотреть.

Вывод: — это очень — мелкие камешки цвета, разной разного размера.

Почему тонет?

В баночку с опустить горсть песка, не его. Что происходит? (песок На поверхности можно увидеть пыль. Если лопаткой воду, произойдёт? (песочная растворившись, окрашивает воду).

Вывод: — тяжёлый — он на дно пыль — лёгкая — на поверхности, размешивании окрасила мокрый песок цвет.

Эксперимент 2. «Запираем воздух в шарик»

Цель а: Изучениесвойств воздуха.

Средства воздушные шарики.

Материалы: в тазике.

Ход эксперимента:

Ребята, вы любите играть шариками? Дети играют надутыми воздушными шариками. А почему они круглые, когда надутые и маленькие как тряпочки, когда их сдуешь — (демонстрирует сдувание шарика). А что выходит из шарика, когда его сдуваем? Правильно воздух

Он выходит, потому, что его там заперли. А хотите, словит, и запереть воздух? Возьмите свои шарики и надуйте — так мы ловим воздух и запираем в воздушном шаре. А что будет, если шарик сильно надуть, правильно, он может лопнуть. Почему? Да, воздуха будет много и он весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Это только два небольших примера, которые демонстрируют развитие пытливости ума, интеллектуальных способностей дошкольников, средствами занимательных опытов, на самом деле их можно использовать достаточно большое количество и для этого необходимо использовать любую возможность в режимных моментах, особенно на прогулках, где есть масса возможностей для таких экспериментов. Таким образом, актуальность и необходимость применения занимательных опытов для интеллектуального развития старших дошкольников актуальна и досягаема.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воздух, индивидуальный подход, песок, ход эксперимента, шарик.

Похожие статьи

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их

Поиск путей решения проблемы. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования.

Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности...

Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать

‒ Познакомить со свойствами некоторых объектов не живой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней)

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает.

О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок».

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок

В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который

В ходе проведения экспериментирования ребенок получает возможность успешно удовлетворить...

Экспериментируем в детском саду и дома с малышом

В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность: Почему?

Толкнуть на эксперимент может удивление, любопытство. Ребёнок познаёт объект в ходе

Летом мы сделаем её из песка. Песочные пирожки не тают».

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Эксперименты — это не только увлекательное занятие для детей, но и

Задачи: Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

Одно из них — организация и проведение экспериментов с объектами природы, в частности, с природными камнями, песком, глиной.

Основные термины (генерируются автоматически): детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что

Дети овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства

В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

Похожие статьи

Раннее экспериментирование детей | Статья в журнале...

Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их

Поиск путей решения проблемы. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования.

Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности...

Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать

‒ Познакомить со свойствами некоторых объектов не живой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней)

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает.

О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок».

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты: вода, солнце, воздух, песок

В работе с детьми применяется индивидуальный подход, который

В ходе проведения экспериментирования ребенок получает возможность успешно удовлетворить...

Экспериментируем в детском саду и дома с малышом

В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность: Почему?

Толкнуть на эксперимент может удивление, любопытство. Ребёнок познаёт объект в ходе

Летом мы сделаем её из песка. Песочные пирожки не тают».

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Эксперименты — это не только увлекательное занятие для детей, но и

Задачи: Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

Одно из них — организация и проведение экспериментов с объектами природы, в частности, с природными камнями, песком, глиной.

Основные термины (генерируются автоматически): детское экспериментирование, камень, ребенок, узор, ход игры, поисковая деятельность...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что

Дети овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства

В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.