Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы)
Авторы: Степанова Екатерина Юрьевна, Воротягина Ирина Геннадьевна, Антипова Елена Николаевна, Дрегля Галина Константиновна, Зевакина Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2017
Статья просмотрена: 855 раз
Библиографическое описание:
Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы) / Е. Ю. Степанова, И. Г. Воротягина, Е. Н. Антипова [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12728/ (дата обращения: 16.11.2024).
Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать — и я пойму.
На наш взгляд, личность в первую очередь должна развиваться полноценно и именно с детского сада ребенка должны приучить мыслить самостоятельно, развивать творческий потенциал и научить его общаться со своими сверстниками и со старшим поколением. За счет полноценного развития в детских садах, а не заучивания знаний к школе, ребенку будет интересно посещать занятия, и ходить в дошкольное учреждение за порцией новых впечатлений. ФГОС ДО, основное внимание уделяет тому, что у ребенка не должны отнимать детство, а наоборот, направлять его потенциал на развитие индивидуальных качеств.
Кроме того, необходимость организации личностно — ориентированного, развивающего воспитательного процесса, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, а дети, как известно, развиваются не синхронно и то, что для одного ребенка на данном этапе — есть достижением, для другого, уже пройденный этап. Как организовать свою деятельность по интеллектуальному развитию личности ребенка в полной мере в воспитательно — образовательной работе, вот главная и основная проблема, стоящая перед воспитателем.
На мой взгляд, для достижения максимальных результатов организации опытно-поисковой деятельности детей необходимы три составляющие: высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя, организация и совершенствование развивающей среды и грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов в ДОУ с уместным использованием развивающих методик и учетом индивидуального подхода к ребенку.
В ФГОС ДО в целевых ориентирах, говорится о том, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, .
Ребенок рождается исследователем. Он постепенно осваивает и раскрывает Мир, пробуя его на вкус, на ощупь, приобретая навыки и докапываясь до сути предметов. Это происходит, когда 2 летний малыш разбирает (ломает) машинку, чтобы посмотреть «Что там внутри?» «Почему она ездит» и когда он же размазывает кашу по столу, изучая свойства предметов и веществ– (липкость, вязкость, упругость).Именно потому, экспериментальная работа для ребенка не в диковинку и очень нравится детям. Самый простой опыт, с нашей точки зрения, для ребенка окажется настолько занимательным — что поглотит все его внимание и принесет больше пользы в развитии, чем часы разговоров. Задачей взрослого, воспитателя, родителя, в этом направлении, является по большому счету, вооружение ребенка методами исследования, задание направления и подсказка приемов.
Большую роль при этом, играет правильная организация операционных действий и организация наблюдения результатов эксперимента. Помогая ребенку, но при этом, не делая за него, прийти к выводам о природе вещей, о том, почему произошло то или иное явление, мы расширяем его мир, круг его интересов и вдохновляем на дальнейшее познание.
Экспериментальная деятельность развивает у старших дошкольников мотивацию к познанию мира через исследование, развивает такие качества умственной работы, как анализ, синтез. Учит правильной постановке вопросов и умению делать выводы из наблюдения результатов опыта, тем самым повышая его подготовленность к активному обучению в школе и мотивируя ребенка на активное обретение знаний.
Приведем несколько примеров занимательных опытов для старших дошкольников, чтобы продемонстрировать логику развития совместной интеллектуальной деятельности детей и воспитателя:
Эксперимент 1 «Удивительный песок»
Цель: со свойствами и песка, его развивать смекалку.
Материал: 3 банки (первая — с песком, вторая — с песком, третья — с водой), лопатка, 3 оргстекла.
Ход эксперимента: вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?
Что такое песок? Из он состоит? Обследовать песок пальцами; его на рассмотреть.
Вывод: — это очень — мелкие камешки цвета, разной разного размера.
Почему тонет?
В баночку с опустить горсть песка, не его. Что происходит? (песок На поверхности можно увидеть пыль. Если лопаткой воду, произойдёт? (песочная растворившись, окрашивает воду).
Вывод: — тяжёлый — он на дно пыль — лёгкая — на поверхности, размешивании окрасила мокрый песок цвет.
Эксперимент 2. «Запираем воздух в шарик»
Цель а: Изучениесвойств воздуха.
Средства воздушные шарики.
Материалы: в тазике.
Ход эксперимента:
Ребята, вы любите играть шариками? Дети играют надутыми воздушными шариками. А почему они круглые, когда надутые и маленькие как тряпочки, когда их сдуешь — (демонстрирует сдувание шарика). А что выходит из шарика, когда его сдуваем? Правильно воздух
Он выходит, потому, что его там заперли. А хотите, словит, и запереть воздух? Возьмите свои шарики и надуйте — так мы ловим воздух и запираем в воздушном шаре. А что будет, если шарик сильно надуть, правильно, он может лопнуть. Почему? Да, воздуха будет много и он весь не поместится. Так что главное — не перестараться.
Это только два небольших примера, которые демонстрируют развитие пытливости ума, интеллектуальных способностей дошкольников, средствами занимательных опытов, на самом деле их можно использовать достаточно большое количество и для этого необходимо использовать любую возможность в режимных моментах, особенно на прогулках, где есть масса возможностей для таких экспериментов. Таким образом, актуальность и необходимость применения занимательных опытов для интеллектуального развития старших дошкольников актуальна и досягаема.