Обучать, играя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 27.06.2017

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. А. Обучать, играя / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12696/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена применению игровых педагогических технологий на занятиях в колледже и институте. Рассмотрены функции игровой деятельности. Освещены технологии, разработанные и применяемые преподавателем: «математический танец», «в лабиринте знаний», «все наоборот», «мы — команда», «дуэлянты», «худая лодка». А также приведено применение вышеперечисленных педагогических игровых технологий на занятиях в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Ключевые слова: урок, студент, требования к преподавателям, обучение, образование, педагогические технологии, игровая деятельность, деловая игра, дидактическая игра

The article is devoted to using pedagogical games on the lessons at colleges and institutes. the functions of gaming activities are examined in the article. it tells about pedagogical technologies which are created and applied by a teacher. they are: «Maths dancing», «in the maze of knowledge», «everything is vice versa», «we are a team» «duelists» and «a leaky boat». besides, there are some examples of applying these gaming pedagogical technologies on the lessons at the average professional educational institution.

Key words: a lesson, a student, the requirements for teachers, education, teaching, pedagogical technologies, gaming activities, a business game, a didactic game

В настоящее время требования к педагогическим работникам достаточно высоки. Современный преподаватель должен не только обладать огромным «багажом знаний» и широко применять в своей деятельности интерактивные инструменты, но и сделать свой урок интересным и увлекательным для студента. И даже ответ у доски перестанет восприниматься учащимися, как расплата за плохое поведение на уроке. К тому же, согласно данным исследования [6] основной причиной отсутствия на занятиях является лень. Поэтому для мотивации студента, занятие должно превратиться в увлекательнейший процесс.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции студента. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

‒ развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

‒ коммуникативную: освоение диалектики общения;

‒ самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

‒ игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

‒ диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

‒ функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

‒ межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

‒ социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [5].

В ходе своей профессиональной деятельности преподаватель может часто использовать следующие игровые технологии, которые условно можно разделить на несколько блоков:

  1. При вызове к доске студенты зачастую испытывают страх получить неудовлетворительную оценку, быть осмеянным одногруппниками за неправильный ответ или ошибку при ответе. В данном случае используется «математический танец». Например, если в группе двадцать семь человек, преподаватель просит двоих из них назвать по одному числу. Скажем «3» и «19». А затем выполнить с этой парой чисел любое математическое действие: сложение, умножение, вычитание или деление. Может разложить двузначное число на два однозначных и повторить вышеуказанные действия с ними.

Таким образом, выход к доске того или иного обучающего становиться «случайным». Однако при применении данной технологии необходимо учитывать психологические особенности каждого студента.

2. Условное название данной технологии «Мы — команда». Группа подразделяется на две. Это может быть деление по рядам (например, первый ряд и первый вариант второго ряда — одна команда, второй вариант второго ряда и третий ряд — другая команда). Задания, так же можно разделить на несколько уровней. Первый, наиболее простой — участники противоположных команд задают вопросы друг другу по пройденному материалу данной дисциплины, междисциплинарного курса, модуля. Задания второго уровня — воплощение решения задачи (сокращенный вариант деловой игры), предложенной преподавателем. Задание третьего уровня — задание для капитанов команд, которое требует отличного знания изученного материала (это может бить, как ситуационная задача, ребус или просто сложный вопрос, требующий знаний выше среднего уровня).

Данную технологию можно применять как на практических занятиях, так и на семинарах. Она способствует сплочению коллектива, достижению общих целей, повышает интерес к изучаемой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю. Для большего «приближения» к требованиям, предъявляемым молодому специалисту целесообразно приглашать на подобные занятия и представителей потенциальных работодателей. Для студентов это будет хорошим подспорьем при устройстве на производственную и преддипломную практику, а в последующем, и на работу.

3. Все преподаватели знакомы с ситуацией, когда студенты, особенно сидящие на последних партах, изучают сообщения в «Контакте», глядя в мобильный телефон; беседуют с соседом по паре, обсуждая «проблемы морового масштаба местного значения». Зачастую педагог, замолкает в середине своей фразы и просит «беседующего» продолжить ее. Существует еще множество технологий, заставляющих студентов вспомнить, что они находятся на занятии, похожие и в тоже время абсолютно противоположные: «Худая лодка» и «Дуэлянты».

Основное различие заключается в том, что для «пассажиров лодки» вопросы задает преподаватель — одинаковое количество каждому, то у «дуэлянтов» перекрестный опрос — вопросы задаются в одинаковом количестве друг другу (не более пяти).

Кроме того, так же одной из проблем является опоздание студентов на занятия. Но существует еще несколько способов восстановить дисциплину.

a) Технология носит название «Все наоборот». Наиболее уместно ее применять к студентам более старших курсов. Сущность технологии состоит в том, что «нарушителю тишины» предлагается не продолжить, а наиболее полно «раскрыть» один из уже изученных вопросов. Но самым сложным испытанием для отвечающего является то, что его «неподготовленным к уроку учеником» становиться учитель! И основная задача «молодого преподавателя» пояснить своему «подопечному» материал наиболее основательно.

b) Технология «В лабиринте знаний» позволяет выяснить уровень познаний студента по определенной теме или разделу. Сущность технологии состоит в поиске информации и исключении лишнего. Например: «Ответьте, верно ли, что в 1916 году Фредерик — Уинслоу Тейлор в своей работе «Принципы научного управления», утверждал, что в любой организации выполняются шесть видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, обеспечение безопасности, эккаутинг, управление». Подобные вопросы являются наиболее сложными для студентов.

Преподаватель должен помнить, что очень важный момент в игре — преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности обучающегося. Студенты должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого можно считать, игровая технология является ценным средством воспитания умственной активности студентов колледжа. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Литература:

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 2013.
  2. Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика: Учеб. пособие. М.: Знание, 2014. 280 с.
  3. Обзор деловых игр [Электронный ресурс]. URL: http: //md-HR. Ru.
  4. Филатов О. К. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Изд-во МГУТУ, 2012. Том 2.
  5. http://studopedia.ru/4_166077_igrovie-metodi-obucheniya-v-professionalnoy-podgotovke.html
  6. Голубева Е.А. Магистерская диссертация «Маркетинг образовательных услуг» 2013 г./ под рук. д.э.н., профессор Морозовой Г.А.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, игровая деятельность, преподаватель, студент, вариант второго ряда, деловая игра, игра, команда, междисциплинарный курс, человеческая практика.

Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни.

Игровой метод имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными методами преподавания в высшей школе

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра... Интерактивное обучение как средство развития...

Деловая игра как метод формирования математической...

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Использование деловых игр в предпринимательской деятельности.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

деловая игра, игра, принятое решение, группа, студент, решение, процесс игры, участник, подготовка специалистов, Анализирование...

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

—словесный (рассказ- объяснение преподавателя)

В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Использование на практических занятиях междисциплинарного курса таких методов как ролевые игры, анализ и решение конкретных производственных зада, решение типичных управленческих ситуаций, соревнований между студентами существенно влияют на развитие...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения. Главная задача преподавателя, разработавшего учебную деловую игру, состоит в мотивации студентов к познавательной деятельности и развитии интереса к...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной деятельности, где

Варианты игр представлены в таблице 1.

На втором этапе, появляется возможность использовать продуктивную (деловую) игру для формирования личностных...

Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

«Деловая игра» – имитация профессиональной деятельности в обстановке максимально приближенной к условиям реальной жизни.

Игровой метод имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными методами преподавания в высшей школе

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе. игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра... Интерактивное обучение как средство развития...

Деловая игра как метод формирования математической...

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Использование деловых игр в предпринимательской деятельности.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

деловая игра, игра, принятое решение, группа, студент, решение, процесс игры, участник, подготовка специалистов, Анализирование...

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

—словесный (рассказ- объяснение преподавателя)

В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений.

Игры и игровая деятельности на уроках английского языка в целях...

Междисциплинарный курс как средство формирования...

Использование на практических занятиях междисциплинарного курса таких методов как ролевые игры, анализ и решение конкретных производственных зада, решение типичных управленческих ситуаций, соревнований между студентами существенно влияют на развитие...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения. Главная задача преподавателя, разработавшего учебную деловую игру, состоит в мотивации студентов к познавательной деятельности и развитии интереса к...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной деятельности, где

Варианты игр представлены в таблице 1.

На втором этапе, появляется возможность использовать продуктивную (деловую) игру для формирования личностных...