В связи с государственным заказом на индивидуализацию подготовки выпускника вуза, социально и профессионально мобильного возникает потребность разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты. Идеология индивидуального образовательного маршрута основывается на личностнозначимых результатах обучения студентов. На построение образовательных программ через модули направляют п. 9, 22 и 23 ст. 2, п.3 ст. 12 и подп.1.6 и 1.7 ст.8 34 закона “Об образовании в Российской Федерации” [1]. Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин делает студента активным участником образовательного процесса и способствует погружению студентов в специфику рабочих учебных программ дисциплин. Таким образом, проблема составления модульных разветвленных рабочих программ становится актуальной.
Рассмотрим составление модульной разветвленной рабочей программы на примере дисциплины “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.
Подготовительный этап связан с определением конечных целей обучения, указанных в ФГОС ВО. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины “Геология нефти и газа” для направления подготовки “Нефтегазовое дело” представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формируемые компетенции врезультате освоения дисциплины “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.
Содержание формируемых компетенций |
Индекс компетенции |
Общекультурные (ОК) | |
Способность к самоорганизации и самообразованию |
ОК-7 |
Общепрофессиональные (ОПК) | |
Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ОПК-2 |
Способность составлять и оформлять научной-техническую и служебную документацию |
ОПК-5 |
Профессиональные (ПК) | |
Способность применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику |
ПК-1 |
Мотивационный этап связан с определением целей прохождения индивидуального образовательного маршрута. Основными целями прохождения индивидуального образовательного маршрута могут быть:
- Личностное становление студента, то есть бакалавр хочет стать образованным человеком.
- Профессионально-личностное становление студента, то есть бакалавр хочет стать профессионалом своего дела.
- Профессиональное становление студента, то есть бакалавр хочет стать исследователем.
Содержательный этап связан с составлением обязательных модулей и модулей по выбору студентов. Предлагается совместно преподавателям и студентам разрабатывать модули. Для разработки ключевых модулей используют матричную сеть дисциплины и междисциплинарные связи учебных дисциплин. Модули по выбору студентов учитывают карьерные планы, интересы и склонности студентов. На наш взгляд, количество модулей по выбору студентов должно быть около 30 % от всех модулей. Обязательные модули делятся на три группы:
1. Базовые модули содержат необходимый минимум знаний по дисциплине, и они предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать образованным человеком. Базовые модули прививают интерес к получаемой специальности.
2. Углублённые модули содержат дополнительные сведения с уклоном на будущее место работы, и они предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать профессионалами своего дела. Углубленные модули показывают связь осваиваемой дисциплины с получаемой профессией.
3. Модули, направленные на научный поиск предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать учеными.
В таблице 2 указаны обязательные модули и модули по выбору студентов по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “ Геология нефти и газа.
Таблица 2
Обязательные модули имодули по выбору студентов по дисциплине “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “ Геология нефти игаза
№модуля |
Наименование модуля |
Основное содержание модуля |
Количество часов |
Обязательные модули дисциплины | |||
1 |
Проблемы происхождения нефти и газа. |
Органическая и неорганическая теории происхождения нефти и газа. |
2 |
2 |
Природные горючие ископаемые. | ||
2.1 |
Общие представления о природных горючих ископаемых. |
Понятие о горючих природных ископаемых. Химический состав и физические свойства нефти и газа. Классификация нефтей. | |
2.2 |
Природные горючие ископаемые Республики Коми. |
Понятие о горючих природных ископаемых Республики Коми. Особенности химического состава и физических свойств нефти и газа Республики Коми. Классификация нефтей. | |
2.3 |
Проблемы и перспективы использования природных горючих ископаемых. |
Проблемы и перспективы использования природных горючих ископаемых. | |
3 |
Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы-покрышки. |
4 | |
3.1 |
Общие представления об осадочных горных породах. Породы-коллекторы и породы-покрышки. |
Пустотное пространство, типы. Фильтрационно-ёмкостные свойства. Понятие коллектор, флюидоупор. | |
3.2 |
Осадочные горные породы Республики Коми. Породы-коллекторы и породы-покрышки Республики Коми. |
Особенности строения пород-коллекторов и пород-покрышек Республики Коми. | |
3.3 |
Структура пустотного пространства пород- коллекторов и ее связь с составом нефтей. |
Структура пустотного пространства пород- коллекторов и ее связь с составом нефтей. | |
4 |
Миграция углеводородов. |
Нефтематеринские свиты, миграция, дифференциация, аккумуляция углеводородов. | |
5 |
Природные резервуары, ловушки, залежи. | ||
5.1 |
Общее понятие о природных резервуарах, ловушках, залежах. |
Понятие о природных резервуарах, ловушках, залежах. | |
5.2 |
Природные резервуары, ловушки, залежи Республики Коми. |
Основные типы и особенности строения природных резервуаров, ловушек и залежей Республики Коми. | |
5.3 |
Современные представления о формировании залежей нефти и газа. |
Современные представления о формировании залежей нефти и газа. | |
6 |
Закономерности в формировании и размещении залежей нефти и газа в земной коре. |
Нефтегазогеологическое районирование территорий. Типы нефтегазоносных провинций. | |
7 |
Поиски и разведка нефти и газа. |
Основные этапы геологоразведочных работ при поиске и разведки нефти и газа. | |
Модули по выбору студентов | |||
8 |
Анализ геологических условий бурения скважин |
Горно-геологические условия бурения скважин |
2 |
Обоснование перспектив нефтегазосностности структур. |
Геологические условия, геохимические, гидрогеологические условия нефтегазоностности. | ||
Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов. |
Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов. | ||
9 |
Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна. |
Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна. |
2 |
Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр. |
Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр. | ||
Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов. |
Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов. | ||
Итого: |
72 | ||
Примечание Модули 1, Модуль 4, Модуль 6 и Модуль 7 являются общими для всех групп студентов. Модули 2.1, 3.1 и 5.1 предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать образованными людьми. Модули 2.2, 3.2 и 5.2 предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать профессионалами своего дела. Модули 2.3, 3.3 и 5.3 предназначены для студентов, у которых цель стать прохождения индивидуального образовательного маршрута стать учеными. | |||
Деятельностный этап связан с составлением графика изучения модулей дисциплины преподавателем и студентом. Студенты с одинаковым графиком изучают дисциплину одновременно. В таблице 3 указаны основные модули практических занятий по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.
Таблица 3
Основные модули практических занятий по дисциплине “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.
Номер модуля |
Наименование модуля |
Практические компетентностно-ориентированные задания модуля |
Количество часов |
2 |
Природные горючие ископаемые. |
Построить тригонограмму из готовой таблицы. |
4 |
Построить тригонограмму, основываясь на данных описания месторождения | |||
Построить тригонограмму, самостоятельно определив физико-химические свойства пробы нефти. | |||
3 |
Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы- покрышки. |
Макроскопическое описание осадочных горных пород. Породы-коллекторы и породы флюидоупоры. |
4 |
5 |
Природные резервуары, ловушки, залежи. |
Построение залежей нефти и газа в простых ловушках. |
4 |
По описанию залежи построить геологический разрез. | |||
По описанию залежи построить и залежь и геологический разрез | |||
7 |
Поиски и разведка нефти и газа |
Построить геологический разрез, основываясь на данных таблицы. |
6 |
Основываясь на данных описания месторождения, составить таблицу и построить геологический разрез. | |||
Основываясь на данных соседних месторождений, построить геологический разрез. | |||
Итого |
18 | ||
Следует отметить, что прохождение индивидуального образовательного маршрута не статично, поскольку даже на уровне одной дисциплины студент не может знать одинаково хорошо все модули. Следствием этого могут быть восходящее и нисходящее движение по индивидуальным образовательным маршрутам. Восходящее движение по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется за счет выбора студентом более сложных модулей для изучения и практических компетентностно-ориентированных заданий для выполнения. Нисходящее движение по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется студентом за счет выбор для изучения более легких модулей и практических компетентностно-ориентированных заданий для выполнения. При нисходящем движении по индивидуальному образовательному маршруту педагоги оказывают активную поддержку и корректирующие действия, которые могут привести к изменению выбора направленности индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, прохождение индивидуальных образовательных маршрутов на уровне дисциплин может отличаться.
Рефлексивный этап связан с оцениваем прохождения индивидуального образовательного маршрута. для этого студентов ознакомляют с фондом оценочных средств, с показателями оценивания формирования компетенций. В таблице 4 представлен паспорт фонда оценочных средств по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.
Таблица 4
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине “ Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”
Контролируемые дидактические единицы (разделы, темы) дисциплины |
Код контролируемой компетенции (или ее части) |
Форма контроля |
Наименование оценочного средства | |
Обязательные модули дисциплины | ||||
1. Проблемы происхождения нефти и газа. |
ОК-7, ОПК-2 |
Собеседование, эссе. |
Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе. | |
2. Природные горючие ископаемые. |
ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1 |
Собеседование, Защита практических заданий. |
Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины | |
3. Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы-покрышки. |
ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1 |
Собеседование, Защита практических заданий. |
Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины | |
4. Миграция углеводородов. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование. |
Вопросы по модулю дисциплины | |
5. Природные резервуары, ловушки, залежи |
ОК-7, ОПК-2, ОПК-5 |
Собеседование, Защита практических заданий. |
Комплект разноуровневых задач и заданий | |
6. Закономерности в формировании и размещении залежей нефти и газа в земной коре. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование. |
Вопросы по модулю дисциплины | |
7. Поиски и разведка нефти и газа. |
ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1 |
Собеседование, Защита практических заданий. |
Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины | |
Модули по выбору студентов | ||||
8. |
Анализ геологических условий бурения скважин |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе. |
Темы докладов и сообщений, |
Обоснование перспектив нефтегазосностности структур. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе. |
Темы докладов и сообщений, темы эссе. | |
Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе. |
Темы докладов и сообщений, темы эссе. | |
9. |
Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна. |
ОК-7, ОПК-2,ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе. |
Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе. |
Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе |
Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины | |
Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов. |
ОК-7, ОПК-2, ПК-1 |
Собеседование, Доклады и сообщения, эссе. |
Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе. | |
Можно выделить пороговый, повышенный и продвинутый уровень сформированности компетенций в соответствии с целями прохождения студентом индивидуального образовательного маршрута. Пороговый уровень сформированности компетенции соответствует индивидуальному образовательному маршруту студента, у которого цель стать образованным человеком. Пороговый уровень формируется за счет выполнения репродуктивных заданий. Повышенный уровень соответствует индивидуальному образовательному маршруту студентов, у которых цель стать профессиональном своего дела. Повышенный уровень формируется за счет выполнения репродуктивных и творческих практических заданий. Продвинутый уровень соответствует индивидуальному образовательному маршруту студентов, у которых цель стать учеными. Продвинутый уровень формируется за счет выполнения заданий творческого характера. Показатели сформированности компетенций определяются через знания, умения и навыки. Для каждого уровня сформированности компетенций выделяют 5 критериев оценивания. Критерии оценивания связаны со сложностью решаемых задач и степенью самостоятельной работы студентов при их решении.
Таким образом, составление разветвленной модульной программы обеспечивает:
- Право выбора индивидуального образовательного маршрута.
- Совместную разработку модулей преподавателей и студентов с учетом образовательных потребностей, интересов и карьерных планов студентов.
- Разработку разноуровневых компетентностно-ориентированных заданий.
- Ознакомление студентом с фондом оценочных средств.
- Ознакомление студентов с требованиями к результатам освоения дисциплины.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата)".
- Околелов О. П. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ О. П. Околелов. Ростов-на-Дону, 2016.-222с.