Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин как условие для оптимального проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 23.06.2017

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Жестерев, С. И. Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин как условие для оптимального проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов / С. И. Жестерев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 61-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12655/ (дата обращения: 16.11.2024).



В связи с государственным заказом на индивидуализацию подготовки выпускника вуза, социально и профессионально мобильного возникает потребность разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты. Идеология индивидуального образовательного маршрута основывается на личностнозначимых результатах обучения студентов. На построение образовательных программ через модули направляют п. 9, 22 и 23 ст. 2, п.3 ст. 12 и подп.1.6 и 1.7 ст.8 34 закона “Об образовании в Российской Федерации” [1]. Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин делает студента активным участником образовательного процесса и способствует погружению студентов в специфику рабочих учебных программ дисциплин. Таким образом, проблема составления модульных разветвленных рабочих программ становится актуальной.

Рассмотрим составление модульной разветвленной рабочей программы на примере дисциплины “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.

Подготовительный этап связан с определением конечных целей обучения, указанных в ФГОС ВО. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины “Геология нефти и газа” для направления подготовки “Нефтегазовое дело” представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формируемые компетенции врезультате освоения дисциплины “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.

Содержание формируемых компетенций

Индекс компетен­ции

Общекультурные (ОК)

Способность к самоорганизации и самообразованию

ОК-7

Общепрофессиональные (ОПК)

Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОПК-2

Способность составлять и оформлять научной-техническую и служебную документацию

ОПК-5

Профессиональные (ПК)

Способность применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику

ПК-1

Мотивационный этап связан с определением целей прохождения индивидуального образовательного маршрута. Основными целями прохождения индивидуального образовательного маршрута могут быть:

  1. Личностное становление студента, то есть бакалавр хочет стать образованным человеком.
  2. Профессионально-личностное становление студента, то есть бакалавр хочет стать профессионалом своего дела.
  3. Профессиональное становление студента, то есть бакалавр хочет стать исследователем.

Содержательный этап связан с составлением обязательных модулей и модулей по выбору студентов. Предлагается совместно преподавателям и студентам разрабатывать модули. Для разработки ключевых модулей используют матричную сеть дисциплины и междисциплинарные связи учебных дисциплин. Модули по выбору студентов учитывают карьерные планы, интересы и склонности студентов. На наш взгляд, количество модулей по выбору студентов должно быть около 30 % от всех модулей. Обязательные модули делятся на три группы:

1. Базовые модули содержат необходимый минимум знаний по дисциплине, и они предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать образованным человеком. Базовые модули прививают интерес к получаемой специальности.

2. Углублённые модули содержат дополнительные сведения с уклоном на будущее место работы, и они предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать профессионалами своего дела. Углубленные модули показывают связь осваиваемой дисциплины с получаемой профессией.

3. Модули, направленные на научный поиск предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать учеными.

В таблице 2 указаны обязательные модули и модули по выбору студентов по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “ Геология нефти и газа.

Таблица 2

Обязательные модули имодули по выбору студентов по дисциплине “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “ Геология нефти игаза

модуля

Наименование модуля

Основное содержание модуля

Количество часов

Обязательные модули дисциплины

1

Проблемы происхождения нефти и газа.

Органическая и неорганическая теории происхождения нефти и газа.

2

2

Природные горючие ископаемые.

2.1

Общие представления о природных горючих ископаемых.

Понятие о горючих природных ископаемых. Химический состав и физические свойства нефти и газа. Классификация нефтей.

2.2

Природные горючие ископаемые Республики Коми.

Понятие о горючих природных ископаемых Республики Коми. Особенности химического состава и физических свойств нефти и газа Республики Коми. Классификация нефтей.

2.3

Проблемы и перспективы использования природных горючих ископаемых.

Проблемы и перспективы использования природных горючих ископаемых.

3

Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы-покрышки.

4

3.1

Общие представления об осадочных горных породах. Породы-коллекторы и породы-покрышки.

Пустотное пространство, типы. Фильтрационно-ёмкостные свойства. Понятие коллектор, флюидоупор.

3.2

Осадочные горные породы Республики Коми. Породы-коллекторы и породы-покрышки Республики Коми.

Особенности строения пород-коллекторов и пород-покрышек Республики Коми.

3.3

Структура пустотного пространства пород- коллекторов и ее связь с составом нефтей.

Структура пустотного пространства пород- коллекторов и ее связь с составом нефтей.

4

Миграция углеводородов.

Нефтематеринские свиты, миграция, дифференциация, аккумуляция углеводородов.

5

Природные резервуары, ловушки, залежи.

5.1

Общее понятие о природных резервуарах, ловушках, залежах.

Понятие о природных резервуарах, ловушках, залежах.

5.2

Природные резервуары, ловушки, залежи Республики Коми.

Основные типы и особенности строения природных резервуаров, ловушек и залежей Республики Коми.

5.3

Современные представления о формировании залежей нефти и газа.

Современные представления о формировании залежей нефти и газа.

6

Закономерности в формировании и размещении залежей нефти и газа в земной коре.

Нефтегазогеологическое районирование территорий. Типы нефтегазоносных провинций.

7

Поиски и разведка нефти и газа.

Основные этапы геологоразведочных работ при поиске и разведки нефти и газа.

Модули по выбору студентов

8

Анализ геологических условий бурения скважин

Горно-геологические условия бурения скважин

2

Обоснование перспектив нефтегазосностности структур.

Геологические условия, геохимические, гидрогеологические условия нефтегазоностности.

Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов.

Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов.

9

Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна.

Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна.

2

Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр.

Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр.

Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов.

Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов.

Итого:

72

Примечание Модули 1, Модуль 4, Модуль 6 и Модуль 7 являются общими для всех групп студентов. Модули 2.1, 3.1 и 5.1 предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать образованными людьми. Модули 2.2, 3.2 и 5.2 предназначены для студентов, у которых цель прохождения индивидуального образовательного маршрута стать профессионалами своего дела. Модули 2.3, 3.3 и 5.3 предназначены для студентов, у которых цель стать прохождения индивидуального образовательного маршрута стать учеными.

Деятельностный этап связан с составлением графика изучения модулей дисциплины преподавателем и студентом. Студенты с одинаковым графиком изучают дисциплину одновременно. В таблице 3 указаны основные модули практических занятий по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.

Таблица 3

Основные модули практических занятий по дисциплине “Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.

Номер модуля

Наименование модуля

Практические компетентностно-ориентиро­ванные задания модуля

Количество часов

2

Природные горючие ископаемые.

Построить тригонограмму из готовой таблицы.

4

Построить тригонограмму, основываясь на данных описания месторождения

Построить тригонограмму, самостоятельно определив физико-химические свойства пробы нефти.

3

Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы- покрышки.

Макроскопическое описание осадочных горных пород. Породы-коллекторы и породы флюидоупоры.

4

5

Природные резервуары, ловушки, залежи.

Построение залежей нефти и газа в простых ловушках.

4

По описанию залежи построить геологический разрез.

По описанию залежи построить и залежь и геологический разрез

7

Поиски и разведка нефти и газа

Построить геологический разрез, основываясь на данных таблицы.

6

Основываясь на данных описания месторождения, составить таблицу и построить геологический разрез.

Основываясь на данных соседних месторождений, построить геологический разрез.

Итого

18

Следует отметить, что прохождение индивидуального образовательного маршрута не статично, поскольку даже на уровне одной дисциплины студент не может знать одинаково хорошо все модули. Следствием этого могут быть восходящее и нисходящее движение по индивидуальным образовательным маршрутам. Восходящее движение по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется за счет выбора студентом более сложных модулей для изучения и практических компетентностно-ориентированных заданий для выполнения. Нисходящее движение по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется студентом за счет выбор для изучения более легких модулей и практических компетентностно-ориентированных заданий для выполнения. При нисходящем движении по индивидуальному образовательному маршруту педагоги оказывают активную поддержку и корректирующие действия, которые могут привести к изменению выбора направленности индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, прохождение индивидуальных образовательных маршрутов на уровне дисциплин может отличаться.

Рефлексивный этап связан с оцениваем прохождения индивидуального образовательного маршрута. для этого студентов ознакомляют с фондом оценочных средств, с показателями оценивания формирования компетенций. В таблице 4 представлен паспорт фонда оценочных средств по дисциплине “Геология нефти и газа” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”.

Таблица 4

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине “ Геология нефти игаза” для студентов направления подготовки “Нефтегазовое дело”

Контролируемые дидактические единицы (разделы, темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Форма контроля

Наименование оценочного средства

Обязательные модули дисциплины

1. Проблемы происхождения нефти и газа.

ОК-7, ОПК-2

Собеседование, эссе.

Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе.

2. Природные горючие ископаемые.

ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1

Собеседование, Защита практических заданий.

Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины

3. Осадочные горные породы. Породы-коллекторы и породы-покрышки.

ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1

Собеседование, Защита практических заданий.

Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины

4. Миграция углеводородов.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование.

Вопросы по модулю дисциплины

5. Природные резервуары, ловушки, залежи

ОК-7, ОПК-2, ОПК-5

Собеседование, Защита практических заданий.

Комплект разноуровневых задач и заданий

6. Закономерности в формировании и размещении залежей нефти и газа в земной коре.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование.

Вопросы по модулю дисциплины

7. Поиски и разведка нефти и газа.

ОК-7, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1

Собеседование, Защита практических заданий.

Комплект разноуровневых задач и заданий, Вопросы по модулю дисциплины

Модули по выбору студентов

8.

Анализ геологических условий бурения скважин

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе.

Темы докладов и сообщений,

Обоснование перспектив нефтегазосностности структур.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе.

Темы докладов и сообщений, темы эссе.

Влияние фациональной неоднородности терригенных коллекторов на разработку залежей углеводородов.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе.

Темы докладов и сообщений, темы эссе.

9.

Нефтегазоностность Тимано-Печорского осадочного бассейна.

ОК-7, ОПК-2,ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе.

Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе.

Проблемы освоения остаточного углеводородного потенциала недр.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе

Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины

Общее и особенное в формировании газовых и нефтяных месторождений-гигантов.

ОК-7, ОПК-2, ПК-1

Собеседование, Доклады и сообщения, эссе.

Темы докладов и сообщений, Вопросы по модулю дисциплины, темы эссе.

Можно выделить пороговый, повышенный и продвинутый уровень сформированности компетенций в соответствии с целями прохождения студентом индивидуального образовательного маршрута. Пороговый уровень сформированности компетенции соответствует индивидуальному образовательному маршруту студента, у которого цель стать образованным человеком. Пороговый уровень формируется за счет выполнения репродуктивных заданий. Повышенный уровень соответствует индивидуальному образовательному маршруту студентов, у которых цель стать профессиональном своего дела. Повышенный уровень формируется за счет выполнения репродуктивных и творческих практических заданий. Продвинутый уровень соответствует индивидуальному образовательному маршруту студентов, у которых цель стать учеными. Продвинутый уровень формируется за счет выполнения заданий творческого характера. Показатели сформированности компетенций определяются через знания, умения и навыки. Для каждого уровня сформированности компетенций выделяют 5 критериев оценивания. Критерии оценивания связаны со сложностью решаемых задач и степенью самостоятельной работы студентов при их решении.

Таким образом, составление разветвленной модульной программы обеспечивает:

  1. Право выбора индивидуального образовательного маршрута.
  2. Совместную разработку модулей преподавателей и студентов с учетом образовательных потребностей, интересов и карьерных планов студентов.
  3. Разработку разноуровневых компетентностно-ориентированных заданий.
  4. Ознакомление студентом с фондом оценочных средств.
  5. Ознакомление студентов с требованиями к результатам освоения дисциплины.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата)".
  3. Околелов О. П. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ О. П. Околелов. Ростов-на-Дону, 2016.-222с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, Геология нефти, модуль, модуль дисциплины, студент направления подготовки, выбор студентов, студент, газ, геологический разрез, дисциплина.

Похожие статьи

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Похожие статьи

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка