Библиографическое описание:

Докина Е. Г., Гартвиг Ю. Г., Якурина М. В., Трунова Н. Н. Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 27-30.



Основой создания, укрепления и развития группы дошкольников является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: игра, познание, общественно полезная работа, бытовой труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т. д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования группы.

На всех стадиях развития группы возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Групповые традиции сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.

В традициях различных групп, тем не менее, много общего: общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую группу. Наряду с общими внутри каждой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.

Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными — это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Существует множество различных методов сплочения детской группы, но наиболее эффективны те из них, которые связаны с введением групповых норм, с созданием благоприятного эмоционального микроклимата в группе, так как это будет способствовать тому, чтобы дети хотели посещать группу ДОУ, с организацией опыта совместной деятельности детей. Все эти возможности реализуются в современным детском саду, но особого внимания, на наш взгляд, заслуживают методы создания групповых традиций, то есть традиций, свойственных только определенной группе ДОУ.

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок — личность, а все вместе — дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников — необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

Традиции — проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

  1. Безусловное принятие каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.
  2. Беспристрастность в оценке поступков воспитанников.
  3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  4. Диалогичность в общении с детьми.
  5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с воспитанниками.
  7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.

С инновационным развитием общества и экономики стали актуальны инновационные методы обучения и воспитания всесторонне развитой личности — методы, кардинально отличные от традиционных, отвечающие современным требованиям.

Одним из направлений работы в группе является развитие личности, т. е. развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умение сотрудничать и взаимодействовать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. Деятельность детей друг с другом и взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. Мы считаем, что это является важным и главным в работе воспитателя детского сада.

Социальный, языковой, физический и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях.

Многие дети не умеют выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, понимать и принимать другую точку зрения, достойно выйти из конфликта. Поэтому в своей работе стала использовать добрые традиции группы.

«Утреннее приветствие»- дети встают в круг, берутся за руки и вместе проговаривают определенные приветствия, которые сопровождаются иногда движениями, называют себя и вспоминают отсутствующих детей. Во время «приветствия» закладываются основы доброжелательного отношения детей друг к другу, устанавливается контакт между ними. Они видят себя и других.

Утренние приветствия направлены на установления атмосферы доверия, общности в группе. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Создания положительного настроения. Воспитания общепринятых норм приветствия. Большинство таких игр-ритуалов проводятся в кругу. Чтобы собрать детей в круг можно использовать несколько приемов: «Один. Два, три- кружочек собери!»

«Кружок комплиментов»- это умение в сверстнике найти «что-нибудь, заслуживающие похвалы». Говоря сверстнику комплименты, они радуют и себя и его: комплимент — одобрение внешности, ума, поступка, работы. Это внушает ребенку веру в себя, укрепляет в нем понимание, нужен и значим в этом коллективе.

«Сказка перед сном»- это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

«День рождения»- дети считают одним из важных дней в своей жизни, их переполняет чувство ожидания подарков, поздравлений, добрых слов и пожеланий. В этот день первую половину дня мы посвящаем чествованию именинника. Ребенку готовится трон, плащ, корона, украшается кабинка именинника. Дети приходят из дома с сувенирами, сделанными своими руками или вместе с родителями. Через бескорыстное желание что-нибудь подарить сверстнику, формируется личностное отношение к другому ребенку, внутренняя сущность, которая делает возможными межличностные отношения более глубокими. Также организуется сладкий стол, игры, песни, сюрпризные моменты.

Мы также реализуем проект «Формирование доброжелательных отношений в группе», взяв за основу систему игр, разработанную доктором педагогических наук Е. О. Смирновой. Использование этих игр способствует спокойному и комфортному микроклимату в группе. Возникающие конфликтные ситуации дети разрешают самостоятельно, учитывая интересы друг друга. Использование игр, направленных на общение, способствует тому, что у детей легко протекает процесс адаптации к условиям детского сада.

По результатам проведения методики «Совместный рисунок» психолог детского сада отмечает особенности совместной деятельности группы:

– отсутствие негативных оценок других детей; кода обсуждались рисунки, дети либо интересовались тем, что нарисовано у другого, либо предлагали какой-либо вариант дорисовывания сюжета;

– дети карандашами обменивались легко, по первой просьбе, дети не отгораживали свои рисунки друг от друга, рисовали очень близко, каждый нашел место своему рисунку, не нарушая условных границ рисунков других детей, в целом можно сказать о том, что взаимодействие было эффективным, совместный рисунок получился содержательным, красивым, (без агрессивных и невротических линий) и понравился всем.

Таким образом, можем с уверенностью сказать, что традиции группы и игры Е. О. Смирновой позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают избавиться от накопившегося напряжения, дают возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателями, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу положительных эмоций.

Литература:

  1. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 400 c.
  2. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! / О. П. Вологодская. — М.: Центрполиграф, 2012. — 191 c.
  3. Грей, Д. Дети — с небес: Уроки воспитания. Как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей. — М.: София, 2013. — 384 c.
  4. Кокорина, М. С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография / М. С. Кокорина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. — 115 c.
  5. Черноусова, Ф. П. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования потребности человека в человеке / Ф. П. Черноусова. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 120 c.
Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, детского сада, традиции группы, совместной деятельности, опыта совместной деятельности, развитием общества традиции, повседневные традиции скромнее, добрые традиции группы, воспитания детей, Добрые традиции, воспитании детей, малые традиции, Групповые традиции, национальные традиции, Малые традиции, Народные традиции, традиции отношений, групповых традиций, уникальные традиции, Большие традиции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос