Автор: Кутыгин Юрий Александрович

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 16.06.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Кутыгин Ю. А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12625/ (дата обращения: 11.12.2017).



В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций системы МВД России в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональные знания, умения и навыки, огневая подготовка, педагогические условия

The article is devoted to the problems of the cadets’ professional competence formation in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the course of studying the shooting discipline.

Key words: professional competence, professional preparation, professional knowledge, skills and abilities, shooting, pedagogical conditions

На современном этапе развития общества и государства возникла объективная необходимость переоценки значительного количества существующих до сегодняшнего времени представлений о задачах, формах и методах профессионального образования в целом, в том числе системы подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к выполнению задач, связанных с применением огнестрельного оружия. [1]

Профессиональная компетентность будущих сотрудников полиции является предметом постоянного интереса исследователей. Существенное значение имеют работы, в которых рассматриваются проблемы профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России (В. Лефтеров, С. Полторак, С. Сливка, И. Томков, Г. Яворская и др.), а также формирования у будущих специалистов профессионально необходимых качеств (В. Балашов, И. Грязнов).

Однако на сегодня нет устойчивой связи профессиональной подготовки курсантов с созданием необходимых педагогических условий, которые способствовали бы формированию специальных знаний, умений и навыков будущих полицейских с технологией организации процесса профессионального саморазвития обучающихся образовательных организаций системы МВД России в процессе специальной огневой подготовки. [2]

Проведенный нами анализ практики повседневной деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что в настоящее время есть предпосылки, указывающие на необходимость совершенствовать уровень профессиональной компетентности сотрудников полиции в рамках подготовки к применению огнестрельного оружия. В связи с этим, необходимой является такая организация учебного процесса в специализированных вузах, которая обеспечит высокий уровень познавательной активности и интеллектуальное развитие обучающихся, развитие профессиональных качеств личности, ее духовного и творческого потенциала, эффективное формирование профессиональной компетенции будущего сотрудника полиции в процессе обучения огневой подготовке.

Одним из средств достижения положительных результатов в решении проблемы развития профессиональной компетентности в процессе изучения огневой подготовки может стать максимальное использование в учебно-воспитательном процессе возможностей специальных дисциплин, таких как тактико-специальная подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка.

Качества умелого стрелка не могут быть врожденными или передаваться по наследству. Речь идет о профессиональных способностях личности, которые приобретаются в результате тяжелого труда, обучения и тренировок. Процесс обучения включает тактическую, физическую и психологическую подготовку стрелка — все эти составляющие взаимосвязаны и не могут нарабатываться и развиваться по отдельности.

В результате тактической подготовки развиваются умения быстро и правильно приспосабливаться к разным условиям служебной деятельности, умело и грамотно учитывать действия противника и его намерения, выгодно использовать защитные и маскирующие свойства местных предметов и объектов для достижения успеха в противоборстве с использованием оружия.

Физическая подготовка дает возможность стать более сильным, гибким, ловким, выносливым и более трудоспособным.

Психологическая подготовка обеспечивает готовность адекватно действовать в стрессовых ситуациях.

В рамках выделения педагогических условий для формирования профессиональной компетенции нами были определены ряд подходов, реализация которых, по нашему мнению, может значительно повысить результат процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Сущность первого, компетентностного подхода в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» заключается в приоритетной ориентации на такие векторы образования, как теоретическое обучение, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальных качеств личности как основных составляющих профессиональной компетентности сотрудника полиции.

Одним из направлений данного подхода является соответствие содержания и организации обучения потребностям профессиональной деятельности, которое достигается изучением практических основ стрельбы, теоретических основ и т. д. Речь идет о контекстном обучении, которое проектирует учебный процесс в образовательных организациях системы МВД России как максимально приближенный к будущей профессиональной деятельности курсантов. Системный, последовательный и комплексный подходы — основа обучающих программ и структурных схем обучения. Последовательность обучения состоит в том, что процесс организован от формирования элементарных, простых умений к более сложным и многогранным навыкам.

Стойкость и надежность приобретенных знаний, умений и практических навыков неразрывно связаны с принципом систематичности в обучении. Только постоянное повторение и практическая отработка стрелковых упражнений могут дать эффект надежного освоения теоретического материала и приобретения стойких практических навыков в стрельбе из боевого оружия

Комплексный подход в процессе формирования профессиональной компетентности заключается в том, что каждое занятие по огневой подготовке проводится с учетом нескольких аспектов. Например, действия по преследованию вооруженных преступников прорабатываются с учетом физической подготовки, тактико-специальной подготовки, личной безопасности, непосредственно огневой подготовки, психологической подготовки [2, с. 11].

Разнообразие упражнений и действий на практических занятиях нацелено на овладение обучающимися основными составляющими подготовки меткого стрелка. Это и правильное положение во время стрельбы, и соответствующая постановка дыхания, и выполнение правильного спуска курка и т. д. В связи с новыми требованиями повышения эффективности и результативности профессионального образования во время проведения занятий педагоги предлагают использовать проблемно-ситуативные методы, которые направлены на формирование профессиональной готовности сотрудников полиции к работе в экстремальных условиях.

Доступность обучения предполагает, чтобы содержание и объем материала соответствовал общеобразовательному уровню развития курсантов.

Широко используются во время проведения занятий по дисциплине «Огневая подготовка» интерактивные методы. Во время таких занятий курсанты осуществляют работу в малых группах, применяются для рассмотрения вопросов учебные игры (имитации, ролевые игры), выполнение стрелковых упражнений с использованием интерактивного тира, учебных патронов. Так же проводятся тренировки по стрельбе в «холостую», работа на тренажёрах «СКАТТ», «Рубин», инновационных тренажёрах «Хват-пистолет», «Хват-автомат», «Отдача», отработка действий с оружием и нормативов, определённых наставлением по огневой подготовке. Таким образом, нам можно выделить следующие педагогические условия, позволяющие значительно активизировать процесс формирования профессиональной компетентности:

1) системное осуществление на всех этапах обучения профессиональной подготовки максимально приближенной к условиям будущей службы, которая также предусматривает предварительное планирование учебного процесса и контроль процесса формирования профессиональной компетентности и готовности к работе в условиях практической деятельности;

2) координирование работы всех участников учебно-воспитательного процесса, который предусматривает комплексность изучения и отработки всех составляющих дисциплины «Огневая подготовка», в том числе физической, тактико-специальной и психологической подготовки курсантов;

3) широкое использование в процессе преподавания учебной дисциплины «Огневая подготовка» интерактивных методов и форм обучения, которые предусматривают моделирование различных ситуаций служебной деятельности, совместный поиск эффективных решений служебных задач преподавателем и обучающимся [3].

Создание педагогических условий для обеспечения единства процессов обучения и воспитания с целью формирования профессиональной компетентности курсантов — это сложная, многоплановая проблема, требующая от преподавателей и обучающихся значительного интеллектуального и психологического напряжения, трудолюбия и критической самооценки.

Необходимо постоянно совершенствовать организацию профессиональной подготовки сотрудников полиции, разрабатывать новые методики, способы для улучшения качества подготовки обучающихся. Новые методики должны учитывать все современные направления в науке и обязательно рассматривать практический опыт как серьезный резерв улучшения качества профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Баранов В. М. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы. Право и жизнь. 1992. № 3.
  2. Мальцева O. A. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в учебных центрах МВД России: автореф. дис. канд. пед. наук. Орел, 2008.
  3. Кутыгин Ю. А. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся при реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Огневая подготовка»: В мире научных открытий. Красноярск, 2015. № 9.1 (69). (Социально-гуманитарные науки). с. 105–117.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, формирования профессиональной компетентности, профессиональной подготовки, дисциплины «Огневая подготовка», МВД России, процесса формирования профессиональной, профессиональной компетентности курсантов, подготовки курсантов, системы МВД России, профессиональной подготовки курсантов, курсантов образовательных организаций, подготовки курсантов образовательных, огневой подготовки, профессиональной подготовки сотрудников, организаций системы МВД, компетентности курсантов образовательных, профессиональной компетенции, профессиональной компетентности сотрудников, образовательных организаций системы, процессе изучения дисциплины.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос