Библиографическое описание:

Довженко Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 14.12.2017).



В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативно-правовых актах РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике посредством ее образовательной эффективности.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности в образовании, метод педагогического проектирования, инновационная деятельность в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании

В современных условиях преподавания, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность преподавателей образовательных организаций является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающегося, а также формирования их личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации реализации проекта, становятся не только достоянием личного опыта обучающихся, но и максимально реализуют их психолого-физиологические способности и особенности, активизируя все виды памяти. Помимо того, данный метод педагогического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияет, в том числе, и на формирование компетентности педагогов, вырабатывая у них исследовательские умения, развивая креативность, способность к прогнозированию, поиску инновационных средств и, как следствие, повышая качество воспитательно-образовательного процесса.

Об эффективности данной педагогической технологии и об эффективности использования в образовательном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий можно говорить много и долго: данный факт подтверждает не только огромное количество психолого-педагогических теорий, исследований и разработок, но и их востребованность в современной системе образования. XXI век — век инновационных технологий, и образовательное пространство, как наиболее чуткая сфера жизни общества, должно создавать все необходимые условия, для того, чтобы выпускники образовательных учреждений владели всеми необходимыми навыками для интеграции в современное, динамично изменяющееся и постоянно ускоряющееся в своем развитии, общество.

Разработка и применение метода педагогического проектирования, а также использование инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве стало неотъемлемым элементом современной системы образования. Проектная деятельность сегодня является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, (для учащихся старших классов данная деятельность является — по выбору), что, в свою очередь, нашло отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.

Документы, регламентирующие проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, делятся на три категории: федерального, регионального и локального значения.

Фундаментальными документами, регламентирующими проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

‒ Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

‒ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Первые три нормативных акта из ряда перечисленных являются фундаментальными в регламентации не только образовательной, но и проектной и инновационной деятельности преподавателей в РФ.

Помимо федеральных документов, регламентирующих проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, также существуют и региональные, в частности Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») от 8 апреля 2015 г. № 168-ПП, основными задачами которой являются: внедрение современных стандартов качества образования, <…> обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике; создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании; обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы) и пр.

Наряду с федеральными и региональными нормативными актами, разработка и применение метода педагогического проектирования, инновационная деятельность, а также использование в образовательном пространстве инновационных информационно-коммуникационных технологий регулируются рядом локальных актов образовательных организаций, среди которых могут выступать:

‒ Положение об организации проектной (или инновационной) деятельности;

‒ Положение о психолого-педагогическом консилиуме по сопровождению учащегося в проектной деятельности;

‒ Положение о погружении учащихся в проектную деятельность;

‒ Положение о защите (предзащите) проекта и пр.

Таким образом, документационное обеспечение образовательного учреждения, в данной сфере правового регулирования, может иметь свою специфику. Если же среди прочих локальных нормативных актов образовательной организации отсутствуют какие-либо нормативные акты, регулирующие непосредственно проектную и инновационную деятельность в образовании, то, согласно ст. 47. п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года, «педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

‒ свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания [в частности, проектная деятельность является одним из таких методов обучения];

‒ право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

‒ право на выбор <…> средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

‒ право на участие в разработке <…> методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

‒ право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; <…>

‒ право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации и пр. [т. е. существует возможность педагогическому работнику повлиять на процесс выработки таких локальных нормативных актов, если в них есть потребность]». [4]

Исходя из обозначенного, следует, что нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя в Российской Федерации сегодня разработано на достаточно высоком уровне, что дает достаточно широкий спектр возможностей педагогическим работникам при организации образовательного процесса в рамках изучаемого предмета, не зависимо от уровня образования и специфики образовательной организации.

Так, проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативных актах РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике благодаря ее образовательной эффективности.

Литература:

  1. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 292 с.
  2. Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Общие положения». Москва, ФГУП «Стандартинформ», 2011. — 5 с.
  3. Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://shkola4kinel.ucoz.ru/doklad_gryppi_8.pdf
  4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, инновационной деятельности, инновационную деятельность, инновационная деятельность, образования Российской Федерации, современной системе образования, системе образования Российской, Российской Федерации», инновационных информационно-коммуникационных технологий, «Об образовании, педагогического проектирования, образовательных организаций, инновационную деятельность образовательных, деятельность образовательных организаций, инновационной деятельности преподавателя, обеспечение проектной, сфере образования, города Москвы, «Развитие сферы образования, образовательной организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос