Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Довженко Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 21.06.2018).



В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативно-правовых актах РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике посредством ее образовательной эффективности.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности в образовании, метод педагогического проектирования, инновационная деятельность в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании

В современных условиях преподавания, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность преподавателей образовательных организаций является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающегося, а также формирования их личностных качеств. Знания, приобретаемые в ходе реализации реализации проекта, становятся не только достоянием личного опыта обучающихся, но и максимально реализуют их психолого-физиологические способности и особенности, активизируя все виды памяти. Помимо того, данный метод педагогического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияет, в том числе, и на формирование компетентности педагогов, вырабатывая у них исследовательские умения, развивая креативность, способность к прогнозированию, поиску инновационных средств и, как следствие, повышая качество воспитательно-образовательного процесса.

Об эффективности данной педагогической технологии и об эффективности использования в образовательном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий можно говорить много и долго: данный факт подтверждает не только огромное количество психолого-педагогических теорий, исследований и разработок, но и их востребованность в современной системе образования. XXI век — век инновационных технологий, и образовательное пространство, как наиболее чуткая сфера жизни общества, должно создавать все необходимые условия, для того, чтобы выпускники образовательных учреждений владели всеми необходимыми навыками для интеграции в современное, динамично изменяющееся и постоянно ускоряющееся в своем развитии, общество.

Разработка и применение метода педагогического проектирования, а также использование инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве стало неотъемлемым элементом современной системы образования. Проектная деятельность сегодня является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, (для учащихся старших классов данная деятельность является — по выбору), что, в свою очередь, нашло отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.

Документы, регламентирующие проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, делятся на три категории: федерального, регионального и локального значения.

Фундаментальными документами, регламентирующими проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

‒ Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

‒ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Первые три нормативных акта из ряда перечисленных являются фундаментальными в регламентации не только образовательной, но и проектной и инновационной деятельности преподавателей в РФ.

Помимо федеральных документов, регламентирующих проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, также существуют и региональные, в частности Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») от 8 апреля 2015 г. № 168-ПП, основными задачами которой являются: внедрение современных стандартов качества образования, <…> обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике; создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании; обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы) и пр.

Наряду с федеральными и региональными нормативными актами, разработка и применение метода педагогического проектирования, инновационная деятельность, а также использование в образовательном пространстве инновационных информационно-коммуникационных технологий регулируются рядом локальных актов образовательных организаций, среди которых могут выступать:

‒ Положение об организации проектной (или инновационной) деятельности;

‒ Положение о психолого-педагогическом консилиуме по сопровождению учащегося в проектной деятельности;

‒ Положение о погружении учащихся в проектную деятельность;

‒ Положение о защите (предзащите) проекта и пр.

Таким образом, документационное обеспечение образовательного учреждения, в данной сфере правового регулирования, может иметь свою специфику. Если же среди прочих локальных нормативных актов образовательной организации отсутствуют какие-либо нормативные акты, регулирующие непосредственно проектную и инновационную деятельность в образовании, то, согласно ст. 47. п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года, «педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

‒ свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания [в частности, проектная деятельность является одним из таких методов обучения];

‒ право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

‒ право на выбор <…> средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

‒ право на участие в разработке <…> методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

‒ право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; <…>

‒ право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации и пр. [т. е. существует возможность педагогическому работнику повлиять на процесс выработки таких локальных нормативных актов, если в них есть потребность]». [4]

Исходя из обозначенного, следует, что нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя в Российской Федерации сегодня разработано на достаточно высоком уровне, что дает достаточно широкий спектр возможностей педагогическим работникам при организации образовательного процесса в рамках изучаемого предмета, не зависимо от уровня образования и специфики образовательной организации.

Так, проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативных актах РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике благодаря ее образовательной эффективности.

Литература:

  1. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 292 с.
  2. Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Общие положения». Москва, ФГУП «Стандартинформ», 2011. — 5 с.
  3. Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://shkola4kinel.ucoz.ru/doklad_gryppi_8.pdf
  4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, инновационная деятельность, современная система образования, педагогическое проектирование, образование, образовательное пространство, образовательная организация, проектная деятельность, метод обучения, сфера образования.

Ключевые слова

нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности в образовании, метод педагогического проектирования, инновационная деятельность в образовании, информационно-коммуникационные технологии в образовании

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос