Актуальность проблемы:
Прошло 70 лет с тех страшных дней, когда враг напал на нашу Родину. Что знают о Великой Отечественной войне и победе подростки, школьники, дошкольники — наши дети? Не только о войне вообще, из кинофильмов или уроков истории, а главное, о войне, опалившей жизни собственной семьи.
Как воспитать современных детей патриотами и защитниками Отечества, уважая опыт прошлых поколений?
Воспитание патриотизма с детства, желание быть защитником, знание и почитание памяти предков очень актуальны сегодня. Последние годы пропаганды собственного благополучия любой ценой уже принесли нам первые результаты. Служба в армии воспринимается в семьях как бедствие, которое надо любой ценой отвести от сына. Не стоит обманывать самих себя, что кто- то другой защитит семью, а при необходимости и Родину. С детства надо воспитывать мальчиков защитниками, рассказывать о ратном подвиге прадедов, чтить память погибших на войне.
Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В словаре В. И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 24].
В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [2, с. 109].
Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено на воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялось высшей ценностью.
В педагогической теории В. А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины — это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [3, с. 14].
Таким образом, педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования.
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [4, с. 4].
В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г. говорится о том, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (5, с. 21).
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника (6, с. 37).
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, этот опыт может быть использован лишь частично. Необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания.
В 2014–2015 учебном году педагогами нашей ДОО был разработан и реализован общесадовский проект «Память души», посвященный 70-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Участниками проекта стали воспитанники детского сада, их семьи, педагоги ДОУ.
Название проекта: Память души.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историческими событиями нашей Родины.
Задачи проекта:
– формировать представления об историческом периоде ВОв страны, областного центра, города, используя различные виды деятельности
– расширять кругозор о мужестве и героизме людей в ходе Великой Отечественной войны
– развивать восприятие произведений литературы патриотической тематики, живописи, музыки
– учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас
– развивать чувство коллективизма
– привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны
– повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности
– обогащать систему патриотического воспитания новыми педагогическими технологиями, формами и методами
– воспитывать у детей любовь и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта у детей формируются следующие ценностные ориентиры:
– патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;
– семья, хранящая и прививающая детям духовно-нравственную культуру;
– общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
Итоги реализации проекта:
– сформирован устойчивый интерес у детей и родителей к историческим военным событиям родного города и России;
– пополнена развивающая среда в группах для ознакомления детей с героическим прошлым Отечества; организована экспозиция военно-исторической тематики
– выпущена Книга Памяти героев ВОв
– разработаны конспекты НОД с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию; созданы презентации «Герои войны», «Военная техника», «Заполярье в голы войны»
– оформлена подборка стихотворений поэтов о ВОВ;
– выполнен подбор иллюстраций о ВОВ, пословиц, поговорок;
– установлено социальное партнерство с краеведческим музеем города Мончегорска, музеем «Дети войны», городским центром культуры, библиотеками города, Воскресной школой, домом для престарелых людей
Приоритетная задача проекта — объединение с семьями воспитанников. На практике, в рамках реализации данного проекта сложился особый формат совместной деятельности с семьей.
Важный ресурс, обогащающий методический арсенал по нравственно- патриотическому воспитанию — ресурс семейной памяти, как основной элемент сохранения и передачи социокультурного опыта. Семейная память запечатлена в семейных преданиях и традициях, старых фотографиях и семейных реликвиях. Тема победы, войны тесно связана с темой памяти о тех, кого рядом с нами уже нет, но мы их любим, уважаем, помним. В традициях нашего народа испокон веков было чествования павших защитников Отечества. Ранее, имена воинов записывали в толстых монастырских книгах на пожизненное поминание, на местах боёв строили храмы и часовни, где молились за умерших, ставили свечи. Да и смерть «за други своя» считалась в народе всегда почетной. В советские времена воинам ставили памятники, на которых записывали их имена, зажигали вечный огонь. Главное — следующие поколения чтили погибших, помнили о них, знали и уважали героическое прошлое. Считаем очень важным изучение не только истории Великой Отечественной войны и победы вообще, хотя это тоже очень важно, но и прежде всего — рассказа в семье о прадедушке, прабабушке, об их судьбе. Ведь любовь к родному Отечеству начинается с любви к маме, папе, родным людям, друзьям, родному языку, родному краю.
В содружестве с воспитанниками Воскресной школы, МБОУ ОШ № 14 и нашей ДОО была создана Книга Памяти. Эта работа 20 семей. В дальнейшем мы будем пополнять книгу новыми героями.
Подобные проекты очень важны и нужны. Мы обязаны передать своим детям и внукам память о той войне, о неимоверных испытаниях и героической победе нашего народа. Только тогда память поколений не прервётся, и только так мы сможем вырастить наших детей патриотами своей Родины — России.
Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания. Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, его личность открывается в нем во всей своей полноте. Любовь к Родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни. Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Программа
- Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»
- (утв. приказом Министра культуры и массовых коммуникаций РФ
- от 11 апреля 2006 г. N 175) — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6098920/#ixzz4NY5RrmOT
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 — х т. Т. 3 Даль В. И.– М.: 1990.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 — х т. Т. 2. — М.: 1998.
- Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М.: 1980.

