Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

4. Дошкольная педагогика
11
Поделиться
Библиографическое описание
Вильман, А. Э. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность / А. Э. Вильман, Н. А. Омарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/11386.


Актуальность проблемы:

Прошло 70 лет с тех страшных дней, когда враг напал на нашу Родину. Что знают о Великой Отечественной войне и победе подростки, школьники, дошкольники — наши дети? Не только о войне вообще, из кинофильмов или уроков истории, а главное, о войне, опалившей жизни собственной семьи.

Как воспитать современных детей патриотами и защитниками Отечества, уважая опыт прошлых поколений?

Воспитание патриотизма с детства, желание быть защитником, знание и почитание памяти предков очень актуальны сегодня. Последние годы пропаганды собственного благополучия любой ценой уже принесли нам первые результаты. Служба в армии воспринимается в семьях как бедствие, которое надо любой ценой отвести от сына. Не стоит обманывать самих себя, что кто- то другой защитит семью, а при необходимости и Родину. С детства надо воспитывать мальчиков защитниками, рассказывать о ратном подвиге прадедов, чтить память погибших на войне.

Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

В словаре В. И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 24].

В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [2, с. 109].

Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено на воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялось высшей ценностью.

В педагогической теории В. А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины — это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [3, с. 14].

Таким образом, педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, место патриотизма в сознании человека, особенности его формирования.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей [4, с. 4].

В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г. говорится о том, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (5, с. 21).

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника (6, с. 37).

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт патриотического воспитания молодежи. Однако, в связи с различными изменениями в жизни общества, этот опыт может быть использован лишь частично. Необходимы новые подходы к организации патриотического воспитания.

В 2014–2015 учебном году педагогами нашей ДОО был разработан и реализован общесадовский проект «Память души», посвященный 70-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Участниками проекта стали воспитанники детского сада, их семьи, педагоги ДОУ.

Название проекта: Память души.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историческими событиями нашей Родины.

Задачи проекта:

– формировать представления об историческом периоде ВОв страны, областного центра, города, используя различные виды деятельности

– расширять кругозор о мужестве и героизме людей в ходе Великой Отечественной войны

– развивать восприятие произведений литературы патриотической тематики, живописи, музыки

– учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас

– развивать чувство коллективизма

– привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны

– повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности

– обогащать систему патриотического воспитания новыми педагогическими технологиями, формами и методами

– воспитывать у детей любовь и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта у детей формируются следующие ценностные ориентиры:

патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа;

семья, хранящая и прививающая детям духовно-нравственную культуру;

– общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Итоги реализации проекта:

– сформирован устойчивый интерес у детей и родителей к историческим военным событиям родного города и России;

пополнена развивающая среда в группах для ознакомления детей с героическим прошлым Отечества; организована экспозиция военно-исторической тематики

выпущена Книга Памяти героев ВОв

разработаны конспекты НОД с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию; созданы презентации «Герои войны», «Военная техника», «Заполярье в голы войны»

оформлена подборка стихотворений поэтов о ВОВ;

выполнен подбор иллюстраций о ВОВ, пословиц, поговорок;

– установлено социальное партнерство с краеведческим музеем города Мончегорска, музеем «Дети войны», городским центром культуры, библиотеками города, Воскресной школой, домом для престарелых людей

Приоритетная задача проекта — объединение с семьями воспитанников. На практике, в рамках реализации данного проекта сложился особый формат совместной деятельности с семьей.

Важный ресурс, обогащающий методический арсенал по нравственно- патриотическому воспитанию — ресурс семейной памяти, как основной элемент сохранения и передачи социокультурного опыта. Семейная память запечатлена в семейных преданиях и традициях, старых фотографиях и семейных реликвиях. Тема победы, войны тесно связана с темой памяти о тех, кого рядом с нами уже нет, но мы их любим, уважаем, помним. В традициях нашего народа испокон веков было чествования павших защитников Отечества. Ранее, имена воинов записывали в толстых монастырских книгах на пожизненное поминание, на местах боёв строили храмы и часовни, где молились за умерших, ставили свечи. Да и смерть «за други своя» считалась в народе всегда почетной. В советские времена воинам ставили памятники, на которых записывали их имена, зажигали вечный огонь. Главное — следующие поколения чтили погибших, помнили о них, знали и уважали героическое прошлое. Считаем очень важным изучение не только истории Великой Отечественной войны и победы вообще, хотя это тоже очень важно, но и прежде всего — рассказа в семье о прадедушке, прабабушке, об их судьбе. Ведь любовь к родному Отечеству начинается с любви к маме, папе, родным людям, друзьям, родному языку, родному краю.

В содружестве с воспитанниками Воскресной школы, МБОУ ОШ № 14 и нашей ДОО была создана Книга Памяти. Эта работа 20 семей. В дальнейшем мы будем пополнять книгу новыми героями.

Подобные проекты очень важны и нужны. Мы обязаны передать своим детям и внукам память о той войне, о неимоверных испытаниях и героической победе нашего народа. Только тогда память поколений не прервётся, и только так мы сможем вырастить наших детей патриотами своей Родины — России.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания. Православно ориентированная педагогика считает, что только с того момента, когда человек осознает себя связанным со своим народом, его личность открывается в нем во всей своей полноте. Любовь к Родине известный педагог и богослов священник Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни. Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть частью его духовного воспитания.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Программа
  2. Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»
  3. (утв. приказом Министра культуры и массовых коммуникаций РФ
  4. от 11 апреля 2006 г. N 175) — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6098920/#ixzz4NY5RrmOT
  5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  6. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 — х т. Т. 3 Даль В. И.– М.: 1990.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 — х т. Т. 2. — М.: 1998.
  8. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М.: 1980.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный