В современном мире биология оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества, в связи с этим усилено внимание и к уровню биологической подготовки подрастающего поколения. Школьное биологическое образование на первый план выдвигает задачу биологической грамотности (которая включает в себя генетическую грамотность), изучение содержания предмета в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности, развитие личности обучающихся, возможность применения биологических знаний на практике [1, с. 255].
Важным разделом генетики является селекция, в которой рассматриваются методы и способы гибридизации (внутривидовая и отдаленная), с целью получения потомства, отличающегося от родительских форм лучшей выносливостью, устойчивостью, урожайностью и т. д. Учеными-генетиками создаются гибриды растений, животных, микроорганизмов, с признаками полезными для человека [2, с. 33–37].Иными словами, селекция поставляет продукты питания, антибиотики, гормоны, БАВ всему человечеству, темпы роста которого резко увеличиваются. В перспективе в мире рост продуктов питания и другой сельскохозяйственной продукции будет определяться, прежде всего, уровнем разработки и применения новых технологий, в том числе, основанных на эволюционных принципах (на основе универсальных закономерностей развития) [3]. Говоря о научных приоритетах в биологии и селекции, Н. И. Вавилов (1987) утверждал, что только разработка теории селекции приведет исследователя к действительному управлению организмом, т. е. к конечной цели современной биологии» [4].
В школьной программе обучения биологии мало времени отводится на изучение селекции и ее методов, как глобальной науки, она всегда рассматривается как подраздел генетики, и учителями редко обговаривается тот факт, что генетика является важной теоретической основой селекции. Без понимания основных законов генетики невозможно создание новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Обучающиеся часто не имеют четко сформированного представления о методах селекции. Таким образом, проблема несформированности у обучающихся системы знаний о методах селекции является актуальной. Фактически, в школьной практике проектирование заменяется написанием рефератов на какую-либо тему, то есть псевдопроектированием. При этом задача развития мышления заменяется задачей всего лишь расширения знаний [5].
Сегодня методу проектов принадлежит место ведущее место в исследовательской деятельности обучающихся. Метод проектов- педагогическая технология, направленная не на объединение фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Проектная деятельность как метод личностно-ориентированного обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений [6, с. 103–111]. В ходе работы создается положительная мотивация к обучению, развивается познавательный интерес и творческие способности обучающихся [7, с. 31–34].
Целью нашей работы было: организовать проектную деятельность на уроке биологии по теме «Селекция», тем самым сформировать представления о методах селекции. Исходя из вышесказанного, нами были поставлены следующие задачи:
- Научить обучающихся характеризовать методы селекции.
- Продолжить развитие у старшеклассников умения характеризовать сущность методов селекции, объяснять причины результатов, полученных учеными при гибридизации организмов.
- Организовать проектную деятельность обучающихся по данной тематике.
Для решения следующих задач на уроке мы предлагаем использовать проектную деятельность, которая может включать:
- Ролевую игру (учитель организует деятельность обучающихся таким образом, что каждой группе дается своя роль)
- Информационные проекты (словарь генетических терминов, брошюра или плакат «Селекция животных», «Селекция растений», «Селекция микроорганизмов».)
- Исследования (выращивание на школьном участке: корнесобственных и привитых деревьев, сравнивание растений выращенных посевом семян и привитых или полученных с помощью вегетативного размножения).
- Решение проблем (повышение морозостойкости сортов растений, устойчивость к грибным и вирусным инфекциям и т.д).
При выборе темы проекта и постановки практической проблемы обучающиеся осваивают: понятие проблемы и способы ее постановки. В данной тематике «Селекция» могут быть предложены следующие варианты тем:«Нехватка пищевых ресурсов и возможности их восполнения с помощью селекции», «Гибридизация как способ получения новых генотипов», «Достоинства и недостатки внутривидовой гибридизации», «Проблемы получения гетерозисных гибридов», «Полиплоидия как способ преодоления стерильности межвидовых гибридов», «Высокопродуктивные породы животных», «Штаммы продуцирующие антибиотики, витамины», «Микроорганизмы продуцирующие человеческие гормоны» и т. д. Исходя из предложенных выше тем учащимися формулируется проблема. На стадии проектирования решения проблемы в ходе решения учебных задач обучающиеся осваивают такие понятия как «способ решения проблемы» и методы ее разработки. То есть обучающимся предоставляется возможность проанализировать весь материал и прийти к решению проблемы самостоятельно. На стадии планирования реализации проекта обучающиеся осваивают постановку цели и планирование дальнейших действий.
Начинать работу над проектом лучше внеурочно или урочно — внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую –внеурочно. Допустим, постановка темы, цели, задач осуществляется на уроке, а работа над оформлением проекта –дома, презентация полученных результатов — на уроке.
В качестве примера комбинированного урока, проводимого в рамках проектного обучения, можно рассмотреть урок биологии в 10 классе по теме: «Селекция». Можно предложить учителям провести проектно-ориентированный урок в виде эксперимента.
Тема урока: «Селекция»
Цель учителя: Создать условия для разработки коллективного проекта (творческий продукт) на основе деятельностного подхода и использования знаний обучающихся по данной теме.
Тип урока: Проектный (практико-ориентированный)
Методы: частично-поисковые, исследовательские, метод конструктивного общения.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Классный коллектив делится на 3 группы по 7–8 человек. Такие группы создаются произвольно, для того, чтобы в каждой из них были обучающиеся с разными способностями.
Учитель использует прием работы проблемной группы. После того, как работы закончены, обучающиеся каждой группы высказывают свои суждения.
После этого осуществляется презентация выводов. Исследовательские проекты сдаются на проверку. Выставляются оценки обучающимся. Проводится анализ ошибок. В процессе проведения этого занятия школьники приобщаются к проектной деятельности.
Средства обучения:
– Учебник биологии
– Компьютер, мультимедийный проектор
– Конспекты по теме «Селекция» для каждой группы
– Плакат «Методы селекции»
– Дополнительная литература по теме
При проведении уроков данного типа учитель всегда выступает только в роли консультанта, а обучающиеся — в роли исполнителей.
Ход урока «Селекция»
- Актуализация знаний обучающихся. Для каждой группы оформляется блок проблемных вопросов по теме.
Проблема урока: выстроить разнообразие методов селекции растений, животных, микроорганизмов. Для решения проблемы обучающиеся выясняют: какие методы существуют в селекции? Как они применяются? Какое значение имеют для человека и самих живых организмов? Какое значение они имеют для биосферы в целом?
Обучающиеся формулируют основные понятия темы: что такое селекция, какие методы использует, и к чему они применимы.
- Работа над проектом. Организация работы в группах, консультация обучающихся по возникающим вопросам.
- Защита проектов. Каждая группа защищает свой проект, знакомит с выводами. Обучающиеся других групп задают вопросы по ходу защиты, оценивается качество работы.
- Рефлексия. Включает обсуждение результатов, выставление оценки.
- Подведение итогов или проверка исследовательских проектов.
Выводы: Обойтись без проектирования в современной жизни просто невозможно, особенно в школьной практике. Проектная деятельность на уроках биологии организует образовательное пространство, в котором созданы условия для реализации интересов обучающихся, развития творческого потенциала, способствует повышению мотивации к обучению, осознанному профессиональному выбору и успешности обучающихся. Такой раздел генетики как селекция дает широкое поле для размышления, позволяет находить решения проблемных ситуаций, у обучающихся развиваются аналитические способности, расширяется кругозор.
Литература:
- Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии.-М.: Планета, 2010.-255с.
- Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и образовании// Развитие исследовательской деятельности обучающихся: Методический сборник. -М.: Народное образование, 2001. -С. 33–37.
- Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения// Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№ 1.
- Русских Г. А. Технология проектного обучения. //Биология в школе. М.:№ 3, 2003.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.// Научно-методический журнал. М.: № 3, 2002.
- Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьника и педагога// Народное образование.-2005.-№ 7.-С. 103–111.
- Сатбалдина С. Т. Формирование исследовательского мышления у обучающихся//Биология в школе.-2007.-№ 4.-С.31–34.

