Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности и развитие ее главного компонента- исследовательских умений, которые развивают у школьников творческие способности, логическое мышление, повышают мотивацию к учебной деятельности в целом. Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для лучшего достижения целей обучения имеет давнюю, почти стадвадцатилетнюю историю, начало которой связано с именами методиста-биолога А. Я. Герда, историка М. М. Стасюлевича, химика Р. Э. Армстронга и естествоиспытателя Т. Гексли, которые сформулировали общую идею исследовательской деятельности учащихся [1, с.56–58].
В словаре С. И. Ожегова слово «исследование» имеет два значения: 1) исследование-изучение чего-нибудь; 2) исследование- научный труд. По мнению некоторых авторов процесс исследования протекает следующим образом: наблюдение и изучение фактов и явлений, постановка проблемы, выдвижение гипотез, построение плана исследования и его осуществление, выяснение связей изучаемого явления с другим, формулирование решения, объяснения; проверка решения; практические выводы о применении полученных знаний. В психологии «исследование», является общим термином, обозначающим любую попытку изучения проблемы путем сбора и (или) анализа данных [2].
Существует также высказывание С. Л. Рубинштейна, который отмечает, что учение вообще «есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Таким образом, задача педагога сводится к постановке формы и условий исследовательской деятельности, с помощью чего у ученика формируется мотивация находить подход к проблеме не только с жизненной, но и с исследовательской позиции [3, с.720].
Наиболее эффективным видом деятельности школьников, по мнению многих авторов, является именно исследовательская деятельность, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Смысл исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это значит, что его главной целью является развитие личности, максимальное раскрытие творческого потенциала [4, с. 138–143].
Очевидно, что исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии имеет свои специфические особенности. Биология — наука базирующаяся на практическом закреплении теоретических знаний. Опыты, практические и лабораторные занятия требуют исследовательских умений школьников — наблюдать, производить измерения, делать выводы, сопоставлять, подтверждать научные явления и гипотезы опытным путем и т. п. Сформированность исследовательских умений будет способствовать лучшему усвоению знаний, и как следствие — повышению качества образования. Правомерно считать, что в рамках школы происходит организация именно учебно-исследовательской деятельности. Данная деятельность учащихся должна основываться на базовом образовании средней школы и быть направлена на образование, воспитание и развитие учащихся. Исследовательская деятельность учащихся позволяет выйти на эвристический, а затем и на креативный уровень интеллектуальной активности. Это достигается тем, что у ученика возникает потребность в познавательной деятельности и осознание ее. При изучении биологии необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания. Главная задача учителя сводится к видению способностей каждого учащегося, за счет которых у обучающихся появляется потребность в их реализации, и возможность их применения на практике [5].
В соответствии с ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря формировать умения учиться. Об этом же говорится в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», где указывается, что «Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать». Возможности для этого дает освоение универсальных учебных действий (УУД) [6].
Биология представляет собой уникальную область знаний, которая может рассматриваться и как содержание и как технология формирования «умения учиться». Это можно объяснить тем, что в содержании биологии уже заложен сам аппарат, который позволяет достигнуть педагогу образовательных, развивающих, воспитательных результатов [7, с.3–11].
Для всех предметов УУД-это моделирование, которое включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, перенос, кодирование, декодирование. Понятие УУД соотносится с более традиционными для методики обучения биологии понятиями «общеучебные умения», обобщенные умения», «метапредметные умения». Содержание понятия «умение» подразумевает становление личностным приобретением определенного способа деятельности человека. «Обобщенные умения» развиваются на базе «общеучебных умений» в процессе освоения различных школьных дисциплин, в том числе биологии. Категория «общеучебные умения» многозначна и включает в себя следующие умения:
- умения планирования учебной деятельности
- умения организации своей учебной деятельности
- умения восприятия информации
- умения мыслительной деятельности
- умения оценки и осмысливания результатов своей деятельности.
Основные группы универсальных учебных действий, предложенные А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской:
- Личностные
- Познавательные
- Коммуникативные
- Регулятивные [8].
Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что все эти категории отражают схожие явления с разных позиций. Поэтому необходимо использовать тот опыт, который был накоплен в педагогике и методике преподавания биологии по вопросу развития умений.
Познавательные УУД, формулируемые на уроках биологии, следующие:
– Овладение универсальными естественно-научными способами деятельности: описание, наблюдение, измерение, эксперимент, самое главное- учебное исследование.
– Формулирование гипотез, анализ и синтез объекта и его свойств, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
То есть, перечисленные УУД прямым образом подходят к исследовательской деятельности учащихся, или иными словами исследовательская деятельность является частью перечисленных познавательных УУД.
Регулятивные УУД на уроках биологии:
– Умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их
– Контроль и самоконтроль усвоенного учебного материала
– Работа с ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности по усвоению биологических понятий.
В исследовательскую деятельность входят все вышеперечисленные умения, это означает, что она является также составной частью регулятивных УУД. На уроках биологии также формируются и коммуникативные УУД-использование коммуникаций в устной и письменной речи. Личностные УУД формируются при выполнении биологических заданий, в которых обучающийся отражает личное видение проблемы или раскрывает свое отношение к изучаемому материалу. Все перечисленные УУД так или иначе включают в свой состав составные части исследовательской деятельности, то есть именно на них она и базируется. Просто невозможно представить УУД на уроках биологии без исследовательской деятельности, которая является важной ее составляющей. По мнению А. Н. Леонтьева «исследовательская деятельность –это деятельность, предметом которой является выработка нового знания» [9,10].
Литература:
- Канева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность//Эксперимент и инновации в школе. 2011.№ 2.С. 56–58.
- Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя// Эксперимент и инновации в школе. 2008.№ 1С.70–80.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -Спб.:Питер Ком, 1999.-720с.
- Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения// Школьные технологии, 1999, № 1–2. -С. 138–143.
- Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2011.-№ 2.
- В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электр.ресурс].URL: http:// www.unesco.org/new/en/unesco/.
- Яркова Т. А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен// Образование и наука. 2009. № 3(60)С.3–11.
- Королева М. А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии// Развитие педагогической науки в современной России. Результаты исследований аспирантских школ: Материалы Интернет-конференции. -Спб., 2013.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ А. Г. Асмолов [и др.]. -М., 2011.
- Жукова Н. Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии// Справочник заместителя директора школы. -2011.-№ 6.

