Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Артикуляционные сказки в коррекции нарушений речи

7. Дефектология
1
Поделиться
Библиографическое описание
Яковлева, И. В. Артикуляционные сказки в коррекции нарушений речи / И. В. Яковлева, А. В. Комаревцева, О. М. Новикова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/11285.


Коррекция нарушений речи способствует развитию лексически богатой и фонетически четкой связной диалогической речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задавать вопросы. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст.

«Артикуляционнаясказка» — этоистория, которую родители, воспитатели, логопеды рассказывают детям, а в дальнейшем ребенок сам пересказывает, сопровождая ее упражнениями. Дошкольники очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой легенды — то как в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. И уже ласково улыбается солнышко и грозно рычит африканский тигр.

Основной целью артикуляционных сказок является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме этого, артикуляционные сказки должны быть направлены на укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для данного вида сказок, необходимо учитывать характер дефекта.

Артикуляционные сказки способствуют постепенной нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию артикуляционных движений, формированию способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодолению монотонии.

Существует ряд требований к проведению артикуляционных сказок:

1. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо логопеда должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2–3 раза.

2. Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

3. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.

4. Необходимо давать инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Артикуляционные сказки включают в себя помимо стихотворных текстов, сопровождающихся движениями органов артикуляции, общие движения частей тела: легкое похлопывание ладонью по щекам, легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие движения кожного покрова лица, поглаживающие движения по губам, легкое пощипывание сомкнутых губ, механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлении: круговые поглаживающие движения в углах рта. Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды.

Артикуляционная сказка

«Невоспитанная пчелка»

Жила на полянке одна невоспитанная пчелка. Она никому не говорила «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на нее все звери на поляне — не хотят с ней дружить. Грустно стало пчелке. Пошла она к маме и спросила: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?». Мама отвечает ей, что нужно быть со всеми вежливой. Пчелка решила исправиться, почистила зубки (упражнение «Почистим зубки»),причесалась (упражнение «Расчёска»).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошла к нему и громко говорит: «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил пчелку конфеткой. Обрадовалась пчелка и полетела дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтобы сильной быть (упражнение «Язык-силач»).

И с ней поздоровалась пчелка. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось пчелке быть вежливой. Полетела она дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

Пчелка подлетела и громко закричала ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какая пчелка стала вежливой.

А пчелка все летала по полянке, со всеми здоровалась и так устала, что ударилась о дерево, упала и покатилась с горки (упражнение «Горка»).

Едва в воду не попала. Хорошо, заборчик её удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнула, огляделась по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают ее поиграть с ними.

Но пчелке некогда играть — еще не всем доброго утра пожелала. Летит по полянке и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей пчелка. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер!». И пчелка начала радостно насвистывать, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И полетела домой, чтобы мама не волновалась, что ее так долго нет.

Очень важно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями и логопедами. Подобное закрепление материала может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.

В артикуляционные сказки необходимо включать целый комплекс упражнений: для нижней челюсти, для выработки движений губ, для развития подвижности языка, для щёк. Данные упражнения должны быть направлены не только на выработку правильного уклада органов артикуляции, но и на развитие речевого дыхания и голоса.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб, 2009.
  2. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. — С. 66–73.
  3. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, № 4. — С.16–22.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный