Современный этап развития высшего образования предполагает качественное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея развития творческой личности студента. В данной статье рассматриваются вопросы подготовки к исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования в процессе самостоятельной работы.
Ключевые слова: подготовка, исследовательская деятельность, самостоятельная работа, процесс, педагог профессионального образования, умения
The current stage of development of higher education implies a qualitative change of approaches to the definition of its content, as well as the forms of teaching and learning and research activity of students. This is due to the formation of a new paradigm of higher education, which is based on the idea of the creative personality of the student. This article deals with the preparation for the research activity of the future teachers of vocational education in the process of self-study.
Keywords: training, research, independent work, the process, the teacher of vocational training, skills.
Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе развития общества привели к прогрессивным инновациям в профессионально-педагогическом образовании. В условиях информатизации, глобализации, технологизации образования, интеграции науки, образования и производства повышаются требования к педагогупрофессионального обучения. Наиболее востребованными становятся не просто высококвалифицированные специалисты, а специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, обобщать, находить лучшие варианты решений, то есть проводить исследования в конкретных областях знаний.
Высшее образование на базе среднего специального, профессионального образования является самостоятельным видом непрерывного образования, осуществляется в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании» и О Национальной программе подготовки кадров» и имеет двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Одина из основных задач высшего образования:
‒ развитие науки, техники и технологий, повышение эффективности научных исследований, активизация творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
‒ подготовка научно-педагогических кадров вышей квалификации.
Президент И. А. Каримов на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» подчеркнул, о том, что важное места в реформировании образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, занимают высшие учебные заведения.
В условиях информатизации образования, интеграции науки, образования и производства повышаются требования к педагогу профессионального образования. Особую роль в процессе подготовки педагога профессионального образования имеет научно-исследовательская деятельность, обеспечивающая подготовку высокопрофессиональной творческойличности, способной к эффективной исследовательской и профессиональнойдеятельности. Рассмотрение сущности исследовательской деятельности педагога профессионального образования позволило научно обосновать процесс подготовки к исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования в вузе. Основными ведущими идеями подготовки к иследовательскойдеятельности являются следующие:идея организации единства образовательной и исследовательскойдеятельности;идея научного обеспечения исследовательской деятельности; идея непрерывности развитияисследовательской деятельности студентов через различные формы организации образовательной деятельности.
Перечисленные ведущие идеи выполняют системообразующие функции процесса подготовки к исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования и отдельных его подсистем, целей, содержания, этапов.
Для будущих педагоговпрофессионального обучения все большее значение приобретают такие качества личности, какготовностьк постоянному самообразованию, креативность, способность осуществлять поисковуюдеятельность, получать новые знания, видеть перспективы и планировать стратегии развития производства, образования и науки. Особую роль в процессе подготовки педагога профессионального обучения имеет научно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку высокопрофессиональной творческой личности, способной к эффективной научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам профессионального образования и подготовка к исследовательской деятельности будущих педагогов, опыт работы в вузе, а также проведенные нами экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в научной разработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных способов подготовка к исследовательской деятельности студентов технических институтов в процессе самостоятельной работы, позволяющих сделать данный процесс более эффективным и целенаправленным. Анализ категорий «самостоятельная работа» и «исследовательская деятельность», использование деятельностного, системного, технологического подходов в процессе исследования позволили нам выявить один из возможных путей эффективной подготовки студентов института к исследовательской деятельности. Таковым является разработка и применение в реальном учебном процессе института основных положений методики эффективной подготовки к исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы.
Исследовательская деятельность студентов — это способность студента выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ наук. Исследовательские умения мы рассматриваем как общеучебные умения, т. к. они обладают свойством широкого переноса и могут эффективно использоваться при изучении всего спектра учебных дисциплин в вузе и в будущей профессиональной деятельности.
Основой подготовки к исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального образования является такой специфический вид деятельности как исследовательская деятельность. На основе анализа различных подходов к определению состава исследовательских умений, приведенных в научной литературе, а также учитывая специфику деятельности специалиста, использующего научное исследование в педагогических условиях, мы выделили следующие исследовательские умения, которые могут быть сформированы в процессе самостоятельной работы студентов института, и их слагаемые: умение определять и формулировать цель исследования; умение диагностировать и анализировать теоретическое состояние проблемы исследования; умение планировать экспериментальную часть исследования; умение проводить измерения; умение обработать результаты педагогического эксперимента; умение обобщить и оценить результаты проведенного эксперимента.
В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования машиностроительных направлений предусматривается изучение студентами таких общетехнических дисциплин как «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Детали машин». Целью обучения этим дисциплинам является подготовка технически грамотного специалиста, способного при разработке новых конструкций, машин и механизмов, деталей машин, при решении множественных технологических проблем, при конструировании, изготовлении, при разработке технологического процесса производства, при анализе поведения изделия в разнообразных условиях эксплуатации, принимать правильные решения, основанные на сформированном инженерном мышлении.
Задача подготовки к исследовательской деятельности студентов института в процессе самостоятельной работы и при обучении циклу общетехнических дисциплин исследована недостаточно.
Разрешение противоречия между высоким уровнем требований к объему и уровню профессиональных умений, определяемых Государственным образовательным стандартом и квалификационными характеристиками, с одной стороны, и низким уровнем овладения исследовательскими умениями, достигаемым в процессе обучения циклу общетехнических дисциплин студентами технических специальностей — с другой; ведущей ролью расчетно-графических работ и курсовых проектов к решению технико-технологических задач и недостаточной разработанностью методик организации исследовательской деятельности студентов при их выполнении определяет актуальность и тему нашего исследования:
Нами разработаны основные положения методики подготовки к исследовательской деятельности студентов института в процессе самостоятельной работы, реализация которых обеспечивает переход студентов на более высокий уровень подготовленности к исследовательской деятельности студентов. Эксперимент, организованный в группах студентов на факультете профессионального образования, доказал, что реализация этих основных положений методики подготовки к исследовательской деятельности студентов института в процессе их самостоятельной работы способствует достижению высоких результатов. Это проявляется в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы значительно вырос уровень подготовленности к исследовательской деятельности студентов экспериментальной группы, в которой реализовывались все три педагогических условия, в то время как в контрольной группе, работавшей по традиционной методике, результаты значительно ниже.
Самостоятельная работа — это, с одной стороны, специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью обучаемых в учебном процессе; с другой стороны, самостоятельная работа является видом познавательной деятельности студентов технического института, т. е. самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания.
На основании обзора различных направлений и подходов в решении проблем определения понятия «самостоятельная работа» и классификаций видов самостоятельной работы, мы сформулировали основные признаки, которые характеризуют понятие «самостоятельная работа студентов института»:
‒ самостоятельная работа студентов направляется и контролируется преподавателем;
‒ самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателя; контроль со стороны преподавателя постепенно должен перерасти в самоконтроль со стороны студента для того, чтобы дипломированный специалист имел потребность в самообразовании;
‒ основа самостоятельной работы студентов — их самостоятельная познавательная деятельность, основанная на внутренних побуждениях, осознании смысла и цели работы;
‒ «пусковым механизмом» для выполнения самостоятельной работы является познавательная задача, сформулированная преподавателем; 5) при выполнении самостоятельной работы студент опирается на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки;
‒ результат самостоятельной работы материализуется и зависит от индивидуально-психологических особенностей студента, от владения студентом учебными умениями и навыками, от способа осуществления самостоятельной работы;
‒ результатом самостоятельной работы является не только усвоение студентом программного материала, но и формирование у него новых умений и навыков;
‒ самостоятельная работа осуществляется в специально отведенное для нее время.
В своем исследовании мы рассматриваем самостоятельную работу студентов института как фактор подготовки к исследовательской деятельности будущих педагогов, рассматривая понятие «фактор» как условие, движущую силу, причину процесса.
В процессе исследования выявлен, теоретически обоснован и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий эффективного формирования исследовательских умений студентов института в процессе самостоятельной работы: а) теоретическая и методическая подготовленность преподавателей к формированию у студентов исследовательских умений; б) наличие личностно-мотивационной готовности студентов к осуществлению исследовательской деятельности; в) создание предметно-пространственной среды университета, стимулирующей формирование исследовательских умений студентов.
Существенным моментом в работе явилось выявление критериально-диагностического инструментария определения уровня подготовленности к исследовательской деятельности студентов института. Основываясь на анализе педагогических исследований и на собственном опыте, мы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровни подготовленности к исследовательской деятельности студентов института возможно с помощью следующей совокупности критериев и их показателей: знания по теории исследовательской деятельности (их полнота, прочность и качество); интерес к исследовательской деятельности глубина личной установки студента на использование исследовательских умений, ее зависимость от ситуации, в которой осуществляется исследовательская деятельность (проявление инициативности в исследовательской деятельности); правильность выполнения исследовательских действий (количество правильно выполненных задач в домашнем задании, этапов отчета по лабораторной работе, этапов исследовательского задания); качество выполнения действий (осознанность, системность, полнота). Нами выделены и охарактеризованы три уровня сформированности исследовательских умений студентов института: низкий, средний и высокий. В результате проведенного исследования удалось не только решить поставленные задачи, но и увидеть перспективы дальнейшего исследования проблемы. Это, во-первых, разработка пакета диагностических программ, системных диагностик подготовленности к исследовательской деятельности студентов вузов; во-вторых, разработка педагогических технологий подготовки к исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы.
Особое внимание в экспериментальной системе отводилось приобретению, применению и закреплению опыта исследовательской деятельности студентов в период педагогической практики. В содержание всех её видов включались исследовательские задачи и задания, направленные на решение практических исследовательских проблем педагогов и учащихся конкретного образовательного учреждения. Особое внимание уделялось освоению студентами операций анализа, синтеза, сравнения, а также правильности применения методов эмпирического исследования.
Литература:
- Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбнкистана. “Узбекистон”, 1997 г.
- Материалы междунардной конференции «Подготовка образованного и интелллектуально развитого покололения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». «Узбекистан», 2012 г.
- Жураев Р. Х., Иноятов У. И., Б. Х. Дониёров, Б. Р. Бобожонов. Национальная модель образования и программа по подготовке кадров: «модель Ислама Каримова» — достижение и результат независимости Узбекистана. Ташкент-2013, Baktra Press
- Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство/Учеб.пособие для магистров всех специальностей. — Тошкент: ТГПУ, 2003.-193с.
- Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: монография / B. C. Лазарев, Н. Н. Ставринова. — Сургут: РИО СурГПУ, 20с
- Толипов У. К. Педагогические развития общетрудовых и профессиональных умений и навыков в системе высшего образования: Автореф. дис…. доктора. пед. наук –Ташкент: 2004.-51с.

