Автор: Хохлова Валерия Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Хохлова В. А. Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12584/ (дата обращения: 15.12.2017).



В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: начальная школа, этническое самосознание, толерантность, педагог, младшие школьники

The article considers the problem of ethnic identity, the diagnostic data on the ethnic identity of future primary school teachers.

Keywords: primary school, ethnic identity, tolerance, teacher, junior schoolchildren.

В настоящее время в большинстве государств проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. Это одновременно сильная и слабая сторона, поскольку каждый народ культурно обогащает и способствует развитию многонационального государства, с другой стороны различные представления о жизни и культурных ценностях могут разобщать общество [2, с. 144]. Чтобы избежать отрицательного эффекта следует целенаправленно формировать и развивать у подрастающего поколения определённые качества личности: гражданственность, патриотизм, толерантность. Данные личностные качества во многом связаны с этнокультурной идентификацией.

Говоря об идентификации себя с той или иной национальностью, мы имеем дело с этническим самосознанием. В настоящее время растёт этническая нетерпимость, что проявляется в увеличении количества межнациональных конфликтов, как между государствами, так и внутри них. Воспитание личности, в том числе её этнокультурных установок, начинается с семьи, но целенаправленно формирует и оказывает большое влияние на становление личности ребёнка — педагог. Основы этнотолерантных/интолерантных установок закладываются в младшем школьном возрасте, именно поэтому важно, чтобы те, кто окружает ребёнка, близкие и педагоги, уважительно относились к культуре собственного народа и представителям разных национальностей, демонстрируя ценностное отношение к нормам, характерным для этносоциума и многонационального государства в общем [1].

Поэтому нами было проведено исследование, направленное на диагностику этнического самосознания у будущих педагогов. Таким образом, мы решили выяснить, какой тип идентичности превалирует у будущих учителей и как это влияет на их отношение к детям разных национальностей. Исследование проводилось с помощью методикидиагностики типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).

Опросник содержит шесть шкал, соответствующих типам этнической идентичности. Этнонигилизм выражается в отходе от собственной этнической группы и поиске устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, которое выражается в неопределённости этнической принадлежности, поскольку этничность неактуальна. Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание положительного отношения к собственному народу с положительным отношением к другим народам. Этноэгоизм проявляется в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но также может предполагать напряжённость и раздражение в общении с представителями других этносов или признание за своим народом права решать проблемы за счёт граждан других национальностей. Этноизоляционизм выражается в убеждённости в превосходстве своего народа, признании необходимости «очищения» национальной культуры, негативном отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия. Этнофанатизм проявляется в признании приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдании любых жертв в борьбе за благополучие своего народа, отказ другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями.

Исследование проходило на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского, участие приняли 52 студента. Респондентам были выданы бланки с таблицей, где приводились высказывания по вопросам национальных отношений, национальной культуры и предлагалось определить своё согласие или несогласие с данными высказываниями, выбрав из предложенных вариантов ответа один: «согласен», «скорее согласен», «в чём-то согласен, в чём-то нет», «скорее не согласен», «не согласен». Затем нами было подсчитано количество баллов по каждому из типов этнической идентичности, сравнение результатов которых по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов. В ходе исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].

Рис. 1. Данные методики «Диагностика типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова)» (в %)

Согласно полученным результатам у 1 студента, что составляет 5 %, тип этнической идентичности — этноэгоизм, это может проявляться в безобидной форме или предполагать напряжённость и раздражение в общении с представителями других этнических групп, признании за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт.

У 51 респондентов, то есть 95 %, выявлен тип этнической идентичности — норма (позитивная этническая идентичность), это значит, что в их сознании сочетается позитивное отношение к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Этот показатель является нормой и свойственен подавляющему большинству. Именно позитивная этническая идентичность является условием мирного сосуществования в полиэтническом мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов педагогического направления имеют позитивную этническую идентичность, то есть, уважительно относятся как к представителям своего, так и других народов. Следовательно, можно предположить, что будущие учителя, принявшие участие в нашем исследовании, будут положительно относиться и детям, являющимися представителями разных национальностей.

Литература:

  1. Тихомирова О. Б., Наумова Т. В., Маргарита С. О. [и др.] Об особенностях реализации проекта этнопедагогической направленности в контексте профессионального развития будущего педагога дошкольной образовательной организации // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5(40). — Новосибирск: СибАК, 2014.
  2. Хохлова В. А. Взаимодействие детского сада и семьи в мультикультурном образовании дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 16–17 февраля 2017 г.: / отв. ред. Е. А. Жесткова; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. — С. 144–147.
Основные термины (генерируются автоматически): этнической идентичности, типов этнической идентичности, позитивная этническая идентичность, разных национальностей, тип этнической идентичности, этнического самосознания, этнического самосознания будущих, проблема этнической идентичности, типам этнической идентичности, размывание этнической идентичности, ethnic identity, Арзамасский филиал ННГУ, методикидиагностики типов этнической, «Диагностика типов этнической, неопределённости этнической принадлежности, собственной этнической группы, будущих педагогов, собственному народу, многонационального государства, будущих учителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос