Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования
Автор: Хохлова Валерия Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 03.06.2017
Статья просмотрена: 146 раз
Библиографическое описание:
Хохлова, В. А. Изучение этнического самосознания будущих педагогов начального образования / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12584/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассмотрена проблема этнической идентичности, приведены результаты диагностики этнического самосознания будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: начальная школа, этническое самосознание, толерантность, педагог, младшие школьники
The article considers the problem of ethnic identity, the diagnostic data on the ethnic identity of future primary school teachers.
Keywords: primary school, ethnic identity, tolerance, teacher, junior schoolchildren.
В настоящее время в большинстве государств проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. Это одновременно сильная и слабая сторона, поскольку каждый народ культурно обогащает и способствует развитию многонационального государства, с другой стороны различные представления о жизни и культурных ценностях могут разобщать общество [2, с. 144]. Чтобы избежать отрицательного эффекта следует целенаправленно формировать и развивать у подрастающего поколения определённые качества личности: гражданственность, патриотизм, толерантность. Данные личностные качества во многом связаны с этнокультурной идентификацией.
Говоря об идентификации себя с той или иной национальностью, мы имеем дело с этническим самосознанием. В настоящее время растёт этническая нетерпимость, что проявляется в увеличении количества межнациональных конфликтов, как между государствами, так и внутри них. Воспитание личности, в том числе её этнокультурных установок, начинается с семьи, но целенаправленно формирует и оказывает большое влияние на становление личности ребёнка — педагог. Основы этнотолерантных/интолерантных установок закладываются в младшем школьном возрасте, именно поэтому важно, чтобы те, кто окружает ребёнка, близкие и педагоги, уважительно относились к культуре собственного народа и представителям разных национальностей, демонстрируя ценностное отношение к нормам, характерным для этносоциума и многонационального государства в общем [1].
Поэтому нами было проведено исследование, направленное на диагностику этнического самосознания у будущих педагогов. Таким образом, мы решили выяснить, какой тип идентичности превалирует у будущих учителей и как это влияет на их отношение к детям разных национальностей. Исследование проводилось с помощью методикидиагностики типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова).
Опросник содержит шесть шкал, соответствующих типам этнической идентичности. Этнонигилизм выражается в отходе от собственной этнической группы и поиске устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, которое выражается в неопределённости этнической принадлежности, поскольку этничность неактуальна. Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание положительного отношения к собственному народу с положительным отношением к другим народам. Этноэгоизм проявляется в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но также может предполагать напряжённость и раздражение в общении с представителями других этносов или признание за своим народом права решать проблемы за счёт граждан других национальностей. Этноизоляционизм выражается в убеждённости в превосходстве своего народа, признании необходимости «очищения» национальной культуры, негативном отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия. Этнофанатизм проявляется в признании приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдании любых жертв в борьбе за благополучие своего народа, отказ другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями.
Исследование проходило на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского, участие приняли 52 студента. Респондентам были выданы бланки с таблицей, где приводились высказывания по вопросам национальных отношений, национальной культуры и предлагалось определить своё согласие или несогласие с данными высказываниями, выбрав из предложенных вариантов ответа один: «согласен», «скорее согласен», «в чём-то согласен, в чём-то нет», «скорее не согласен», «не согласен». Затем нами было подсчитано количество баллов по каждому из типов этнической идентичности, сравнение результатов которых по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов. В ходе исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].
Рис. 1. Данные методики «Диагностика типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова)» (в %)
Согласно полученным результатам у 1 студента, что составляет 5 %, тип этнической идентичности — этноэгоизм, это может проявляться в безобидной форме или предполагать напряжённость и раздражение в общении с представителями других этнических групп, признании за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт.
У 51 респондентов, то есть 95 %, выявлен тип этнической идентичности — норма (позитивная этническая идентичность), это значит, что в их сознании сочетается позитивное отношение к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Этот показатель является нормой и свойственен подавляющему большинству. Именно позитивная этническая идентичность является условием мирного сосуществования в полиэтническом мире.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов педагогического направления имеют позитивную этническую идентичность, то есть, уважительно относятся как к представителям своего, так и других народов. Следовательно, можно предположить, что будущие учителя, принявшие участие в нашем исследовании, будут положительно относиться и детям, являющимися представителями разных национальностей.
Литература:
- Тихомирова О. Б., Наумова Т. В., Маргарита С. О. [и др.] Об особенностях реализации проекта этнопедагогической направленности в контексте профессионального развития будущего педагога дошкольной образовательной организации // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5(40). — Новосибирск: СибАК, 2014.
- Хохлова В. А. Взаимодействие детского сада и семьи в мультикультурном образовании дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 16–17 февраля 2017 г.: / отв. ред. Е. А. Жесткова; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. — С. 144–147.
Похожие статьи
Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования
В статье рассматривается понятие национального самосознания, формулируется актуальность разработки и апробации программы по формированию национального самосознания старших дошкольников в современном образовании.
К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников
В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде
В статье авторы освещают насущную проблему нехватки квалифицированных школьных психологов в государственных образовательных учреждениях, а также предлагают пути решения данного вопроса.
Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа
В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.
Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы
В статье предпринята попытка осветить современное состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях начальной школы, обосновать ее актуальность. Приведены результаты анкетирования учителей начальных классов по проблеме воспита...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Влияние СМИ на речь современного школьника
Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников
В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.
Похожие статьи
Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования
В статье рассматривается понятие национального самосознания, формулируется актуальность разработки и апробации программы по формированию национального самосознания старших дошкольников в современном образовании.
К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников
В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Проблемы участия школьного психолога в профилактике сексуального насилия в школьной среде
В статье авторы освещают насущную проблему нехватки квалифицированных школьных психологов в государственных образовательных учреждениях, а также предлагают пути решения данного вопроса.
Основные показатели знаний правовой культуры студентов в средних специальных учебных заведениях на примере Мамадышского политехнического колледжа
В статье раскрывается понятие правовой культуры, проводится исследование среди студентов.
Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы
В статье предпринята попытка осветить современное состояние проблемы воспитания толерантности младших школьников в условиях начальной школы, обосновать ее актуальность. Приведены результаты анкетирования учителей начальных классов по проблеме воспита...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В статье рассмотрено понятие, роль и значение формирования функциональной грамотности у детей школьного возраста. Кроме того, рассмотрены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Влияние СМИ на речь современного школьника
Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...
К проблеме формирования личности в юношеском возрасте
В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников
В данной статье рассмотрена проблема профессионального самоопределения обучающихся старших классов. Рассмотрены уровни профессионального самоопределения. Выявлены и представлены пути решения этой проблемы.