Автор: Хохлова Валерия Александровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Хохлова В. А. К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 96-99.



В статье рассмотрены результаты диагностики регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, диагностика, федеральный государственный образовательный стандарт

In the article the results of diagnostics of regulatory universal educational actions in children of primary school age are considered.

Keywords: junior schoolchildren,regulatory universal educational actions, primary school, diagnostics, Federal state educational standard

В новом ФГОС НОО универсальные учебные действия обозначены как «обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [1]. В педагогической теории выделяют несколько видов УУД: личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные и коммуникативные [1].

Более детально рассмотрим группу регулятивных УУД. Они помогают учащимся организовывать их учебную деятельность. Н. Г. Салмина выделяет в начальной школе такие регулятивные учебные действия: умение планировать, контролировать, оценивать; способность принимать, сохранять и следовать целям и задачам учебной деятельности; умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии с выработанным планом, преодолевать импульсивность и непроизвольность, контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно реагировать и воспринимать оценки и отметки, различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в любых видах деятельности [2]. Также происходит формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, основ оптимистического восприятия мира, готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов их разрешения.

А. Г. Асмолов относит к ним: целеполагание (умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца), планирование (планировать своё действие в соответствии с заданным образцом), прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), коррекцию (вносить необходимые коррективы в исполнение), контроль (осуществлять контроль по результатам и процессу), оценку (оценивать правильность выполнения действия) и саморегуляцию (мобилизовать свои силы и энергию, преодолевать препятствия) [2].

С целью совершенствования работы по формированию и развитию регулятивных учебных действий детей младшего школьного возраста нами был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе мы выявляли уровень их развития (а именно: действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции) у 25 учащихся в возрасте от 9 до 10 лет (3 класс).

Для этого нами была использована совокупность методик: «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, «Исследование уровня мобилизации воли»,«Образец и правило». Данные методики традиционно используются в педагогической практике учителями начальной школы для выявления уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Таким образом, применяя совокупность методик, мы можем объективно оценить уровень развития регулятивных УУД у учащихся.

Методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой направлена наоценивание регулятивного действия контроля. Она предполагает прочтение школьником текста, его проверку и исправление в нём ошибок, в том числе и смысловых (карандашом или ручкой). Для того, чтобы найти и исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 16 ошибок.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 1].

Рис. 1. Данные методики «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (в %)

Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий. Средний уровень показали 16 учеников, что составляет 64 %, это говорит о том, что такие учащиеся недостаточно внимательны при выполнении заданий, контроль деятельности происходит не так активно, как у их одноклассников с более высокими показателями. Низкий уровень действий контроля имеют 7 учащихся, то есть 28 %, у таких учеников слабо развито внимание и умение контролировать выполнение заданий, они часто отвлекаются, что мешает им качественно заниматься.

При наблюдении за учащимися в ходе выполнения задания, было замечено, что не все проверяют текст несколько раз, возможно именно поэтому так мало высоких показателей, но при этом большинство читают его вслух. Большинство допущенных ошибок являются смысловыми (пропуск слов в предложении), также часто встречается подмена или пропуск букв в словах, реже — слитное написание слов с предлогами.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такое регулятивное универсальное учебное действие, как контроль, у большинства учащихся класса развито на среднем уровне.

Также нами применялась методика «Исследование уровня мобилизации воли». Она направлена наоценивание регулятивного действия саморегуляции.

Ученику даётся инструкция: «Вот альбом. В нём есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочерёдно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя». Правильность выполнения задания фиксируется по направлению взгляда испытуемого.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 2].

Рис. 2. Данные методики «Исследование уровня мобилизации воли» (в %)

Высокий уровень саморегуляции показали 5 учеников, то есть у 20 %, это говорит о том, что учащиеся легко могут мобилизовать свои силы и приложить волевые усилия, не отвлекаться от выполняемой работы. Средний уровень имеют 15 младших школьников, что составляет 60 %, данной категории учащихся немного труднее регулировать свои действия, они могут отвлекаться от работы, но делают это редко и быстро возвращаются к её выполнению. Низкий уровень саморегуляции выявлен у 5 учеников, то есть у 20 %, это связано с тем, что учащиеся не стараются, слабо проявляют свои волевые качества и не прилагают усилий для выполнения заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учащихся действия саморегуляции, а именно: мобилизация воли, находятся на среднем уровне, но при этом есть и низкие показатели.

Также нами применялась методика «Образец и правило», направленная на выявление умения руководствоваться системой условий задачи. Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца (действие целеполагания), планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, предвосхищать результат (прогнозирование), осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

В ходе педагогического исследования получены следующие фактические данные [Рис. 3].

Рис. 3. Данные методики «Образец и правило» (в %)

Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований зафиксирован у 6 учащихся, что составляет 24 %, данная группа младших школьников может сознательно контролировать свои действия. Средний уровень имеют 16 учеников, то есть 64 % учащихся ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Низкий уровень регуляции действий выявлен у 3 учащихся, что составляет 12 %, это говорит о том, что младшие школьники постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.

Совокупность данных методик позволяет условно отнести учащихся к одной из трех групп: с высоким, средним и низким уровнем сформированности регулятивных универсальных учебных действий.

Высокий уровень развития наблюдается у учащихся, которые демонстрируют целенаправленное и планомерное управление своей деятельностью и поведением, соподчиняют мотивы, осуществляют целеполагание и сохраняют цель, способны прилагать волевое усилие для её достижения, строят своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществляют планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Младшие школьники, находящиеся на среднем уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий, могут выполнять все описанные выше действия, но порой они сталкиваются с трудностями в их выполнении.

Низкий уровень указывает на то, что учащиеся не умеют ставить цели и следовать им, планирование, контроль и оценка своей деятельность вызывает у них трудности и им сложно мобилизовать силы для их преодоления, их необходимо возвращать к заданиям и корректировать выполнение работы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такие регулятивные УУД как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка у учащихся данного 3 класса развиты в основном на среднем уровне, но есть и низкие показатели, следовательно, необходимо повышение уровня развития данных регулятивных действий. Это может быть достигнуто при применении учителем различных методов, приёмов и способов, способствующих формированию регулятивных УУД: создание проектов, кейс-технология, дебаты, анализ текста, составление кроссвордов, работа со схемами, таблицами и картами, исследовательская деятельность (опыты и эксперименты), конкурсы, клубы по интересам, концерты и выставки.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): регулятивных универсальных учебных, универсальных учебных действий, универсальные учебные действия, Низкий уровень, Высокий уровень, регулятивных УУД, «Исследование уровня мобилизации, младшего школьного возраста, ходе педагогического исследования, следующие фактические данные, детей младшего школьного, действия саморегуляции, Средний уровень, среднем уровне, сформированности регулятивных универсальных, правильность выполнения действия, младшие школьники, уровень действий контроля, наоценивание регулятивного действия, развития регулятивных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос