Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 08.06.2017

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Пардаева З. Д. Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12555/ (дата обращения: 21.06.2018).



В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в образовательной системе Республики Узбекистан; раскрыты пути внедрения зарубежных образовательных технологий в программу повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, рассмотрено проектирование и планирование итогового квалификационного проекта (micro-teaching) слушателя курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература).

Ключевые слова: квалификация, кадры, вопросы, преподаватели, повышение, образовательная система, русский язык и литература

Повышение профессиональной компетенции преподавателей является актуальной проблемой современной образовательной системы, так как компетенция представляет собой сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют совершать различные действия, обусловленные конкретными мотивами и целями, поставленными, в том числе, и самим преподавателем.

Педагогическая компетенция преподавателя русского языка и литературы формируется в процессе деятельности, усовершенствуя профессиональных навыков, он использует в образовательном процессе технологические подходы. Процесс повышения квалификации при данной деятельности — «это приобретение современных знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей в самостоятельной совершенной педагогической, учебно-познавательной, социальной и культурно-досуговой сферах деятельности».

Организация системы повышения квалификации педагогических кадров требует пристального внимания в условиях кардинальных преобразований, в свете Постановления первого Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012 года и Указа первого Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 12.06.2015 года. Стратегия обновления содержания образования ставит изучение русского языка и литературы в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение русским языком необходимо каждому специалисту для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения социализации в современной поликультурной среде. Требования к современному преподавателю русского языка и литературы предполагают мобильность, поддерживаемую совершенным знанием не только преподаваемого языка, но и последних достижений и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также современных методов организации учебного процесса.

Одной из важнейших задач реформирования системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы является коренное обновление квалификационных требований с учетом передового международного опыта. Данные изменения направлены на интеграцию науки, образования и практики, что является ключевым фактором обеспечения качества подготовки квалифицированных специалистов.

В этом отношении заслуживает особого внимания проводимое реформирование в нашей республике. Исходя из опыта проходившей обучение в Республиканском научно-практическом Центре развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков, хочется рассказать о структуре работы по организацию повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы.

Республиканский научно-практический Центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков организует обучение для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации в региональных и отраслевых центрах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан.

В период повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература) были проведены занятия по модулям: «Вопросы образования в произведениях Президента Республики Узбекистан», «Передовые зарубежные опыты применения инновационных технологий при обучении иностранным языкам», «Технология принятия решения и системный анализ управления процессом высшего образования», «инновационные образовательные технологии и педагогическая компетенция», «Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам», «Электронная педагогика и проектирование личной профессиональной информационной площади педагога», «Интенсивные методы изучения практического иностранного языка», «Системный и стилистический анализы обучения иностранным языкам», «методические аспекты русской палеографии», «русский язык в инолингвокультурной среде»,«современный литературный процесс» (русская литература), «современный литературный процесс» (зарубежная литература).

Каждый слушатель курса был обеспечен учебным планом, в котором были распределены учебные часы по модулям. По завершению модуля слушатели сдали ассессменты.

Повышение квалификации педагогических кадров и изучение вопросов профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы осуществилось в Центре исходя из сущности и структуры педагогической деятельности, а также связанной с ними продуктивностью — одним из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Усовершенствование этих важных феноменов для преподавателей русского языка и литературы в процессе обучения осуществилось в целях развития личного педагогического мастерства, формирования знаний, умений и навыков в соответствии педагогической компетентностью. В процессе обучения, сдачи ассессментов каждый слушатель показал, что творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство (К. Чуковский), как творчество композитора и художника, учёного и поэта.

Общеизвестно, что, по сути, педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Может, эти понятия вообще синонимичны? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание, так и субъективное. Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как доминанта, не оставляющая места репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается репродуктивность, так как в педагогической деятельности она имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность как способность и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах проявилась как по Кейс технологии, технологии ситуаций и в деятельности каждого слушателя.

Цель повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы — подготовка мастера педагогического труда, высококомпетентного в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалиста, умеющего репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.

При составлении учебного плана для курсов повышения квалификации акцентировалось внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность [1, с. 9].

Так, как уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество, которое проявилось в самостоятельных работах слушателей, соответствовало объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Творческая активность слушателей нашего потока показала, насколько эффективно применение инновационных технологий при преподавании русского языка и литературы. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности обучающихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам обучающийся, развитие его личности, способностей и компетентности. Поскольку каждый обучающийся объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно креативной, уже по самому строгому критерию.

Следует отметить личностно ориентированный подход организации повышения квалификации педагогических кадров. Это проявилось и при обучении модулям, и в разработке современного практико-ориентированного итогового квалификационного проекта для системы переподготовки и повышения педагогических кадров. Итоговый квалификационный проект призван осуществить решение следующих задач:

− внедрение полученных теоретических знаний в практический процесс организации занятий по русскому языку и литературе;

− повышение уровня учебной и научно-методической работы в образовательных учреждениях;

− формирование образовательной среды, основанной на интенсификации образовательного процесса в преподавании русского языка и литературы с использованием активных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникативных технологий.

Методические рекомендации по разработке итогового квалификационного проекта для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан включают в себя конкретные шаги для построения, написания и подготовки итогового квалификационного проекта и критерии его оценки, которые помогли в процессе выполнения итогового квалификационного проекта.

Слушатели, при выполнении итогового квалификационного проекта синтезировали такие методологические подходы, как системный, деятельностный, личностно ориентированный, креативный, технологический и информационный.

Разрабатывая теоретическую и практическую часть проекта, слушатели структурировали функциональные компоненты педагогической модели: гностический; проектировочный; конструктивный; организаторский, коммуникативный, креативный, технологический, информационный.

В итоговом квалификационном проекте обосновав актуальность выбранной научной темы, уточнив цель исследования и его практическую значимость, проводив анализ результатов исследования и перспективу дальнейшего развития выбранной темы, слушатели показали пути практического применения теоретических положений работы, произвели соответствующие выводы и дали объективную оценку полученным результатам.

Выполнение итогового квалификационного проекта показало уровень овладения теоретическими и практическими знаниями, усвоенными за период обучения, а также степень профессиональной компетентности преподавателей русского языка и литературы проходивших курс повышения квалификации.

Литература:

  1. Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. — Ташкент, «Фан ва технология», 2016. 325 с.
  2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. — Москва, 1995. 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, итоговый квалификационный проект, повышение квалификации, педагогическая деятельность, литература, кадр, профессиональная компетенция преподавателей, Узбекистан, слушатель курсов переподготовки, Узбекский государственный университет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос