Автор: Пардаева Зулфия Джураевна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 08.06.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Пардаева З. Д. Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 124-126.



В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в образовательной системе Республики Узбекистан; раскрыты пути внедрения зарубежных образовательных технологий в программу повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, рассмотрено проектирование и планирование итогового квалификационного проекта (micro-teaching) слушателя курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература).

Ключевые слова: квалификация, кадры, вопросы, преподаватели, повышение, образовательная система, русский язык и литература

Повышение профессиональной компетенции преподавателей является актуальной проблемой современной образовательной системы, так как компетенция представляет собой сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют совершать различные действия, обусловленные конкретными мотивами и целями, поставленными, в том числе, и самим преподавателем.

Педагогическая компетенция преподавателя русского языка и литературы формируется в процессе деятельности, усовершенствуя профессиональных навыков, он использует в образовательном процессе технологические подходы. Процесс повышения квалификации при данной деятельности — «это приобретение современных знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей в самостоятельной совершенной педагогической, учебно-познавательной, социальной и культурно-досуговой сферах деятельности».

Организация системы повышения квалификации педагогических кадров требует пристального внимания в условиях кардинальных преобразований, в свете Постановления первого Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10.12.2012 года и Указа первого Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 12.06.2015 года. Стратегия обновления содержания образования ставит изучение русского языка и литературы в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение русским языком необходимо каждому специалисту для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения социализации в современной поликультурной среде. Требования к современному преподавателю русского языка и литературы предполагают мобильность, поддерживаемую совершенным знанием не только преподаваемого языка, но и последних достижений и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также современных методов организации учебного процесса.

Одной из важнейших задач реформирования системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы является коренное обновление квалификационных требований с учетом передового международного опыта. Данные изменения направлены на интеграцию науки, образования и практики, что является ключевым фактором обеспечения качества подготовки квалифицированных специалистов.

В этом отношении заслуживает особого внимания проводимое реформирование в нашей республике. Исходя из опыта проходившей обучение в Республиканском научно-практическом Центре развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков, хочется рассказать о структуре работы по организацию повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы.

Республиканский научно-практический Центр развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков организует обучение для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации в региональных и отраслевых центрах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан.

В период повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы по направлению «Филология и обучение языкам» (русский язык и литература) были проведены занятия по модулям: «Вопросы образования в произведениях Президента Республики Узбекистан», «Передовые зарубежные опыты применения инновационных технологий при обучении иностранным языкам», «Технология принятия решения и системный анализ управления процессом высшего образования», «инновационные образовательные технологии и педагогическая компетенция», «Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранным языкам», «Электронная педагогика и проектирование личной профессиональной информационной площади педагога», «Интенсивные методы изучения практического иностранного языка», «Системный и стилистический анализы обучения иностранным языкам», «методические аспекты русской палеографии», «русский язык в инолингвокультурной среде»,«современный литературный процесс» (русская литература), «современный литературный процесс» (зарубежная литература).

Каждый слушатель курса был обеспечен учебным планом, в котором были распределены учебные часы по модулям. По завершению модуля слушатели сдали ассессменты.

Повышение квалификации педагогических кадров и изучение вопросов профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы осуществилось в Центре исходя из сущности и структуры педагогической деятельности, а также связанной с ними продуктивностью — одним из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Усовершенствование этих важных феноменов для преподавателей русского языка и литературы в процессе обучения осуществилось в целях развития личного педагогического мастерства, формирования знаний, умений и навыков в соответствии педагогической компетентностью. В процессе обучения, сдачи ассессментов каждый слушатель показал, что творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство (К. Чуковский), как творчество композитора и художника, учёного и поэта.

Общеизвестно, что, по сути, педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Может, эти понятия вообще синонимичны? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание, так и субъективное. Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как доминанта, не оставляющая места репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается репродуктивность, так как в педагогической деятельности она имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность как способность и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах проявилась как по Кейс технологии, технологии ситуаций и в деятельности каждого слушателя.

Цель повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы — подготовка мастера педагогического труда, высококомпетентного в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалиста, умеющего репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки.

При составлении учебного плана для курсов повышения квалификации акцентировалось внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность [1, с. 9].

Так, как уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творчество, которое проявилось в самостоятельных работах слушателей, соответствовало объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности.

Творческая активность слушателей нашего потока показала, насколько эффективно применение инновационных технологий при преподавании русского языка и литературы. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности обучающихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам обучающийся, развитие его личности, способностей и компетентности. Поскольку каждый обучающийся объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно креативной, уже по самому строгому критерию.

Следует отметить личностно ориентированный подход организации повышения квалификации педагогических кадров. Это проявилось и при обучении модулям, и в разработке современного практико-ориентированного итогового квалификационного проекта для системы переподготовки и повышения педагогических кадров. Итоговый квалификационный проект призван осуществить решение следующих задач:

− внедрение полученных теоретических знаний в практический процесс организации занятий по русскому языку и литературе;

− повышение уровня учебной и научно-методической работы в образовательных учреждениях;

− формирование образовательной среды, основанной на интенсификации образовательного процесса в преподавании русского языка и литературы с использованием активных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникативных технологий.

Методические рекомендации по разработке итогового квалификационного проекта для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших учебных заведений Республики Узбекистан включают в себя конкретные шаги для построения, написания и подготовки итогового квалификационного проекта и критерии его оценки, которые помогли в процессе выполнения итогового квалификационного проекта.

Слушатели, при выполнении итогового квалификационного проекта синтезировали такие методологические подходы, как системный, деятельностный, личностно ориентированный, креативный, технологический и информационный.

Разрабатывая теоретическую и практическую часть проекта, слушатели структурировали функциональные компоненты педагогической модели: гностический; проектировочный; конструктивный; организаторский, коммуникативный, креативный, технологический, информационный.

В итоговом квалификационном проекте обосновав актуальность выбранной научной темы, уточнив цель исследования и его практическую значимость, проводив анализ результатов исследования и перспективу дальнейшего развития выбранной темы, слушатели показали пути практического применения теоретических положений работы, произвели соответствующие выводы и дали объективную оценку полученным результатам.

Выполнение итогового квалификационного проекта показало уровень овладения теоретическими и практическими знаниями, усвоенными за период обучения, а также степень профессиональной компетентности преподавателей русского языка и литературы проходивших курс повышения квалификации.

Литература:

  1. Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. — Ташкент, «Фан ва технология», 2016. 325 с.
  2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. — Москва, 1995. 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): повышения квалификации, русского языка, квалификации педагогических кадров, преподавателей русского языка, повышения квалификации педагогических, итогового квалификационного проекта, квалификации преподавателей русского, повышения квалификации преподавателей, педагогической деятельности, профессиональной компетенции преподавателей, компетенции преподавателей русского, педагогических кадров высших, Повышение квалификации педагогических, преподавании русского языка, Республики Узбекистан, обучения иностранным, курсов переподготовки, повышению квалификации педагогических, системы переподготовки, программу повышения квалификации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос