Внеклассное мероприятие как фактор реализации метапредметных результатов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 28.05.2017

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Т. С. Внеклассное мероприятие как фактор реализации метапредметных результатов / Т. С. Жукова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12519/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одним из путей повышения интереса к изучению курса математики является хорошо организованная внеклассная работа, особое место в которой принадлежит проведению предметной недели, способствующей развитию личностных качеств учащихся (сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать), сближению преподавателя и учащегося.

Материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера, не связанного рамками программы и не ограниченного временем занятия. При отборе материала необходимо учитывать факт, что все учащиеся с разной математической подготовкой, в основном слабой, и поэтому задания должны быть доступными, занимательными, чтобы учащиеся получили возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и живой. Но для этого необходимо умело спланировать предметную неделю и мотивировать учащихся на участие.

Предлагаем данное мероприятие проводить в 2 этапа:

  1. Заочный этап: вначале недели учащимся выдаются творческие задания, которые они могут выполнить дома самостоятельно, в течении недели их сдать.
  2. Очный этап: на каждый день разрабатываются тематические задания на 10-15 минут, выполнить которые учащимся предлагается в течении дня на любой удобной им перемене в кабинете математики.

Перемена — личное время учащихся между занятиями, но им можно распорядиться с пользой, продуктивно, чтобы получить новые знания и получить дополнительные оценки по дисциплине. При этом затраченное время педагогами и учащимися является целесообразным, а самовыражение и активность учащихся наиболее полными.

Такая форма проведения позволяет реализовать некоторые метапредметные результаты образовательного стандарта:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом нравственных ценностей;

6) оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Достижение этих результатов обеспечивает выполнение и усвоение стандарта образования.

Примерный тематический план внеклассного мероприятия «Неделя математики».

Первый день «Математические термины в ребусах».

Ребус — это головоломка с использованием букв и цифр, а также определенных предметов или фигур. Каждому учащемуся предлагается разгадать ребусы, которые содержат математические термины, числа, фамилия ученых математиков.

Цели проведения:

– научить определенным базовым правилам для разгадывания ребусов,

– формировать умение видеть и решать поставленные задачи,

– повышать словарный запас (подборка синонимов),

– развивать внимание, память, логику мышления, смекалку, любознательность.

– обеспечивать эмоциональное восприятие информации.

Второй день «Единицы измерения разных стран и времен».

При изучении технических дисциплин учащиеся сталкиваются с различными единицами измерения и их долями. Перевод одних единиц измерения в другие многим дается с трудом, при этом иногда происходит непонимание, что можно измерять данными единицами измерения.

Виды заданий:

1) Провести классификацию единиц изменения разных стран и времен.

2) Установить соответствие между величинами и их значениями.

3) Вставить пропущенные слова, обозначающие единицы измерения, в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

Цели проведения:

– устранить пробелы в знаниях единиц измерения,

– научить, как опираясь на ранее накопленный опыт, знания и логику мышления, провести классификацию единиц измерения,

– мотивировать учащихся для дальнейшего поиска информации,

– развивать логическое мышление, смекалку, любознательность,

– формировать мировоззрение, расширять кругозор,

– повышать общий уровень культурного развития,

Третий день «Удивительно, но — факт…».

При изучении математических терминов, законов, теорем учащиеся не интересуются фактами их открытий, какой вклад внес тот или иной ученый, сколько лет он трудился над данной проблемой, задачей, многие не могут назвать ни одной фамилии ученого — математика. Знакомство с интересными историческими фактами о великих математиках, повышает интерес к их личности, побуждает интерес к самостоятельному изучению их биографии.

Афоризмы, цитаты великих людей помогают лучше понять суть красоты науки «Математика», уловить смысл ее изучения, мотивировать.

Виды заданий:

1) Сопоставить исторические факты с фамилиями ученых, с которыми эти истории происходили.

2) Вставить пропущенные слова в цитаты, афоризмы про великую науку «математика».

Цели проведения:

– знакомство с историческими фактами, ролью ученых в обществе,

– побуждение интереса к математике,

– развивать логическое мышление, смекалку, любознательность,

– формировать мировоззрение, расширять кругозор,

– повышать общий уровень культурного развития.

Четвертый день «Числовые головоломки».

При отборе содержания заданий необходимо сделать упор на отработку вычислительных навыков, что является базой для усвоения многих дисциплин, но для поддержания интереса учащихся — это должно быть представлено в игровой, занимательной форме, с проявлением смекалки.

Виды заданий:

1) Решить арифметический лабиринт.

2) Решить задачи с подвохом

Цели проведения:

– отработать вычислительные действия,

– развивать умения видеть нестандартный подход в решении проблемы,

– развивать смекалку при решении нестандартных задач.

Пятый день «Подведение итогов».

После проведения недели обязательно подводятся итоги. Подведение итогов можно разделить на две части:

  1. Результаты каждого дня подводятся отдельно, заносятся в рейтинговую таблицу, с которой учащиеся могут ознакомиться ежедневно.

ФИО

Группа

1 день

( 0 — 6 баллов)

2 день

(0 -22 балов)

3 день

(0 до 6 балов)

4 день

(0-7 баллов)

Заочные конкурсы

ИТОГО

Итоги недели математики в целом подводятся жюри в последний день и объявляются, выпускается стендовый отчёт.

  1. Преподаватели математики совместно должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Заочные конкурсы

Активизировать творческую деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём дополнительно самостоятельного домашнего задания. Учащиеся могут проявить свой творческий потенциал, показать умение пользоваться литературой, интернет-источниками, ИКТ.

Цели проведения:

– побуждение к самостоятельной творческой деятельности,

– проверить умение самостоятельно находить и использовать источники информации,

– проверить умение владения ИКТ,

– расширить кругозор, сформировать мировоззрение,

– повысить интерес к математике.

Виды заданий

1) Учащимся предлагается сделать презентации на одну из заданных тем:

– «Жизнь и деятельность учёных-математиков»,

– «История важнейших математических открытий»,

– «История развития математики на Руси»;

– «Развитие математики в истории разных стран»;

– «Вычислительная техника от счёта до компьютеров»;

– «В мире современной математики».

2) Конкурс стихов, запоминалок, песен, юморесок про математику. Оформить в форме стенгазеты.

Литература:

  1. Перельман Я. И. «Живая математика. Математические рассказы и головоломки», — М., Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2007г.
  2. http://flaminguru.ru/posl189.htm Пословицы о мерах длины
  3. http://le-savchen.ucoz.ru/board/8 Интерактивные ребусы (сайт учителя математики Савченко Е.М)
  4. http://riddle-middle.ru/zagadki/s_podvohom/ Задачи с подвохом на логику, смекалку, сообразительность
  5. http://www.convert-me.com/ru/ Интерактивный перевод единиц измерения
  6. http://минобрнауки.рф/документы/2365 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)
Основные термины (генерируются автоматически): вид заданий, день, Учащийся, единица измерения, задача, предметная неделя, умение, культурное развитие, логическое мышление, общий уровень.

Похожие статьи

Предметная неделя как средство развития индивидуальности...

10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив.

На уровне обучающегося. Ученики продемонстрируют сформированность

· умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная индукция, число, умение.

логическое мышление, задача, решение задач, развитие, действие, урок математики, решение задачи, процесс обучения, математический...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная индукция, число, умение. Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в

Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры учащихся является развитие логического мышления.

Развитие логического мышления посредством решения...

задача, учащийся, логическое мышление, число, решение, решение задач, общий вид, неполная индукция, двузначное число, умение.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию учащихся, предлагаемые учителем задания должны несколько опережать их уровень развития. Как понимание, так и логическое мышление представляют собой аналитико-синтетическую деятельность, однако...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

В ходе формирования умения решать задачи у учеников развиваются интерес к предмету, мышление, речь, интеллект, инициатива и

уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно

Следовательно, по результатам проведения всех методик проводится оценка общего уровня сформированности логического...

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Все это реализуется в неявном виде, через задания физического содержания.

К сожалению, часто развитие логического мышления учащихся идет «вообще» — без знания системы необходимых приемов, их

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики.

Похожие статьи

Предметная неделя как средство развития индивидуальности...

10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив.

На уровне обучающегося. Ученики продемонстрируют сформированность

· умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания...

О роли нестандартных задач в развитии логического мышления...

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная индукция, число, умение.

логическое мышление, задача, решение задач, развитие, действие, урок математики, решение задачи, процесс обучения, математический...

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная индукция, число, умение. Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

Вопросы развития логического мышления на уроках математики...

С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в

Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры учащихся является развитие логического мышления.

Развитие логического мышления посредством решения...

задача, учащийся, логическое мышление, число, решение, решение задач, общий вид, неполная индукция, двузначное число, умение.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию учащихся, предлагаемые учителем задания должны несколько опережать их уровень развития. Как понимание, так и логическое мышление представляют собой аналитико-синтетическую деятельность, однако...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

В ходе формирования умения решать задачи у учеников развиваются интерес к предмету, мышление, речь, интеллект, инициатива и

уровень развития, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, младший школьный возраст, развитие мышления...

Условия развития логического мышления детей старшего...

Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно

Следовательно, по результатам проведения всех методик проводится оценка общего уровня сформированности логического...

Метапредметная сущность логических знаний и умений...

Все это реализуется в неявном виде, через задания физического содержания.

К сожалению, часто развитие логического мышления учащихся идет «вообще» — без знания системы необходимых приемов, их

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики.