Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа
Автор: Кирильчук Татьяна Ионасовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 25.05.2017
Статья просмотрена: 649 раз
Библиографическое описание:
Кирильчук, Т. И. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа / Т. И. Кирильчук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12512/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: коллажирование, дошкольное ㅤобразовательное ㅤучреждение. художественно-эстетическая культура
Постановка проблемы. ㅤИсследование и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и опыта работы с коллажем. Эмпирические методы связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с детьми старшего дошкольного возраста, пробными выборочными исследованиями. Частные эмпирические методы дополняются общими методами этого уровня: опытно-поисковой работой, включающей организацию констатирующего этапа по определению начального уровня художественно-эстетической культуры.
Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен ㅤпроблемы формирования художественно-эстетической культуры нашли отражение в работах Ю. Б. Борева, М. А. Верба, С. А. Герасимова, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева богатый исследовательский материал, обращенный к ㅤпроцесса в образовательных организациях ㅤ
Цель статьи — раскрыть цели и задачи эстетического развития детей дошкольного возраста посредством коллажа.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника
Развитие теории и практики художественно-эстетического развития, цели, содержание и формы художественно-эстетического развития тесно связаны и зависят от доминирующих нравственных, эстетических представлений, от этнических особенностей, культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Значимость эмоционально-образных воздействий и переживаний для формирования человека была замечена, вероятно, ещё в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение. Оно вместе со специфическим магическим объяснением действительности становилось основой и для создания художественных образов предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действиях.
Накопление и обобщение теоретических представлений о природе эстетического в искусстве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине XVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной отрасли науки (название дано немецким философом Баумгартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу искусства и выявить особенности эстетической культуры человека. Немецкий историк искусства И. Г. Винкельман одним из первых показал, что изучение искусства может быть главным средством воспитания хорошего вкуса и нравственного поведения. Г. Э. Лессинг раскрыл познавательно-воспитательные возможности театра, поэзии, скульптуры, их значение для становления личности гражданина («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Значение искусства в становлении национальных культур осмыслил И. Г. Гердер. Рассматривая искусство как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности искусства и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса») [59].
Художественно-эстетическое развитие осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного художественно-эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству [9].
Непрерывный процесс совершенствования дошкольного образования требует проведения фундаментальных исследований, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его художественно-эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием детей старшего дошкольного возраста (И. Е. Емельянова, А. М. Матюшкин, Л. В. Трубайчук и др.). [53]
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны активно перестраивать собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом — Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). [2
Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей [2].
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Художественно-эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Б. Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Одна из особенностей художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.
Таким образом, под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста под средствами коллажа, нами понимается наиболее специфическое для художественной деятельности, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия и представления в передаче композиции, умение оценить художественный материал и передать художественный образ в работе с помощью подручных материалов; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять художественные комбинации; умение импровизировать на знакомую тему, желание сочинять художественные композиции; этическое отношение к сверстникам и взрослым.
Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.
Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа — познавательная, нормативная и инструментальная — определяют и его структурные компоненты. [7, с. 24 -28]. Коллаж — это техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, фрагментов, отличающихся от нее цвету и фактуре (фотографии, глянцевые журналы, бумага разных фактур, ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, растения, металл и многое др.). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж — сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения [7] В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы — все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы; а наличие разнообразного подручного материала, используемого в коллажной технике, обеспечивает развитие творческой деятельности школьников. Коллаж обладает большим развивающим потенциалом. Развивающий компонент предусматривает развитие психических процессов — эстетического сознания, памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Литература:
- Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю. Б. Алиев. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с.
- Антипова, А. М. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: дис. … д-ра пед. наук / А. М. Антипова. — М., 2005. — 405 с.
- Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
- Бакулина Л. Ю. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания дошкольников» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников.
Ключевые слова
коллажирование, дошкольное ㅤобразовательное ㅤучреждение. художественно-эстетическая культураПохожие статьи
Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования
В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики
В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Похожие статьи
Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования
В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.
Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики
В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность выразительности как качества изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методику использования декоративной росписи в развитии выразительности изобразительной деятельности дете...
Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о сущности цветовосприятия младших дошкольников и создании условий для развития чувства цвета в изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста
В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.