Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 2978 раз

Библиографическое описание:

Чудиновских, М. В. Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов / М. В. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 131-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12486/ (дата обращения: 19.04.2024).



Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».

Ключевые слова: юрист, студент, методическое обеспечение, практические занятия

В последние годы на высшем уровне осознана необходимость принятия срочных мер по повышению качества юридического образования [1]. Действующий на данный момент стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» для бакалавров устанавливает, что объем практических занятий должен составлять не 70 % от объема аудиторных занятий по дисциплинам профессионального цикла [2]. С 1 сентября 2017 г. вступит в силу новый образовательный стандарт по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» [3]. Данный стандарт несколько снижает долю практических занятий — до 50 %, вновь увеличивая значение занятий лекционного типа. Однако с сентября 2017 г. обучение по программе бакалавриата юриспруденции будет осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Обучение по заочной программе бакалавриата будет возможно лишь при получении лицами второго или последующего высшего образования. Следовательно, несмотря на некоторое сокращение доли практических занятий, их общее количество при подготовке юристов существенно возрастет за счет перехода преимущественно к очной и очно-заочной форме обучения.

Основная цель практических занятий — формирование профессиональных навыков, необходимых будущему юристу. Практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. В научной среде неоднократно поднимался вопрос о выборе оптимальных методов проведения практических занятий для юристов. Наибольшее распространение имеют такие формы как решение задач, подготовка докладов и выступлений, обсуждение дискуссионных вопросов, заполнение процессуальных документов. В качестве инновационных методов предлагаются деловые игры [4], использование информационных технологий и официальных порталов органов государственного управления для решения практических задач и формирования навыков [5]. Ю.Л. Мареев, напротив, отвергает возможность использования методов кейс-стади, мозгового штурма, деловых игр, дискуссий. Оптимальной формой, по его мнению, является проектная деятельность [6].

Представленный обзор показывает, что методическая основа проведения практических занятий при подготовке юристов нуждается в дальнейшей проработке. Предлагаемая методика проведения и подготовки и проведения практических занятий включает в себя 6 этапов (рисунок 1).

Первый этап— определение ключевых навыков, которые должны быть сформированы в результате изучения дисциплины. Достаточно часто встречается ситуация, когда содержание практических занятий формируется исходя из имеющегося наработанного материала. Такой подход представляется ограниченным, так как в этом случае не учитываются те требования, которые предъявляет к будущему специалисту жизнь. Первая задача — определить перечень ключевых навыков или компетенций. Например, в результате изучения дисциплины налоговое право у студентов должны быть сформированы следующие практические навыки и компетенции

– умение правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

– навык толкования нормативно-правовых актов;

– навык составления и оформления юридических документов (иск, жалоба, возражения и прочее)

– навык давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

– навык применения норм налогового права для решения налоговых споров;

– законотворческие навыки и т. д.

Аналогичный перечень должен быть сформирован по каждой дисциплине.

Рис. 1. Этапы подготовки и проведения практических занятий

Второй этап— установление взаимосвязей между навыками, формирование программы для различных форм обучения. Особенно важен этот этап для проведения практических занятий на очной форме обучения. Так, навык составления процессуальных документов может быть сформирован только на основании изучения части первой НК РФ, а навык решения судебных споров — на основании изучения и первой (общей) и второй части НК РФ. Соблюдение логической зависимости между материалами практических занятий — залог освоение дисциплины студентами. Для вечерней и заочной форм обучения с учетом меньшего количества часов из всего объема материалов, разработанных для очного отделения, должны быть выбраны ключевые, наиболее важные задания.

Третий этап— подбор и разработка учебных заданий для проведения практических занятий. Каждая дисциплина имею свою специфику, однако с учетом общего вектора в подготовке юриста можно рекомендовать следующие виды материалов.

а) учебные задания по систематизации отдельных наиболее значимых понятий, институтов, норм. Например, студенту в рамках изучения дисциплины «Налоговое право» может быть дано задание по составлению в виде таблицы сравнительной характеристики камеральной и выездной налоговой проверки. Значение таких заданий определяется тем, что самостоятельно полученные знания представляют гораздо большую ценность, чем знания, полученные в готовом виде.

б) решение задач. Этот вид заданий является наиболее традиционным и достаточно хорошо представлен в методической литературе. При отборе задач представляется необходимым придерживаться следующих принцпов. Во-первых, задачи должны быть посвящены наиболее актуальным, важным вопросам. Это требование исходит из самого понятия «компетенция». Нецелесообразно ориентировать студента на решение таких задач, которые редко встречаются на практике. Решение специфического казуса должно выполнять вспомогательную, иллюстративную функцию. Более важно научить студента решать наиболее типичные ситуации, характерные для рассматриваемой отрасли права. Во-вторых, на практических занятиях целесообразно использовать не только задачи из сборников, практикумов, но и собственные авторские задания. Самостоятельное составление задания позволяет преподавателю повышать свою квалификацию, расширять кругозор, знать о последних изменениях в отрасли права.

в) анализ материалов дела. Преподаватель подбирает судебное решение, которое может быть достаточно показательным, хорошо иллюстрирующим отраслевые особенности. К тексту решения подготавливается список вопросов. Например, на основании анализа судебного решения студенты должны выделить участников дела, охарактеризовать их процессуальный статус, определить инстанцию, причину спора, перечень доказательств, предъявленных сторонами, прокомментировать нормы материального и процессуального права, на которые имеются ссылки в решении, суть принятого решения, его обоснование, возможности дальнейших действий сторон и.т. д.

г) заполнение документов. Этот вид занятий достаточно традиционен, хорошо воспринимается студентами в случае проведения необходимой организационной работы. Например, в рамках изучения курса «Налоговое право» студентам предлагается заполнить декларацию 3-НДФЛ для получения социального вычета в связи с оплатой обучения либо имущественного вычета в связи с приобретением жилой недвижимости.

д) законотворческая практика. На основании изучения теоретических основ дисциплины студентам может быть дано задание по разработке текста законопроекта. Например, в рамках курса «Налоговое право» было проведено занятие, на котором студентам было предложено задание по разработке законопроекта о налоге на владельцев домашних животных.

Таким образом, перечень учебных заданий является весьма разнообразным. Использование заданий нескольких типов позволяет закрепить необходимые навыки, сделать занятия более интересными.

Четвертый этап— подготовка методических материалов для проведения занятий, решение вопроса о целесообразности применения технических средств обучения (ТСО). Проведение практических занятий требует достаточно большой организационной подготовки, т. к. приобретение навыков невозможно без использования соответствующего инструментария. Невозможно научиться ездить на лошади, не имея самой лошади. В качестве методических материалов для проведения практических занятий могут использоваться:

– бланки документов, деклараций;

– судебные решения;

– раздаточные материалы.

В ряде случаев целесообразно применение ТСО. Например, для заполнения налоговых деклараций может быть использовано специальное программное обеспечение, размещенное на сайте ФНС РФ. В аудиториях, где обеспечен доступ к Интернету, могут использоваться тематические сайты. В частности, при изучении дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» студенты знакомятся с динамикой фондовых индексов, курсом акций, иностранной валюты на сайте www.rbc.ru.

Пятый этап— проведение занятий. В случае, если подготовительный этап выполнен тщательно, проведение занятий не вызывает затруднений ни со стороны преподавателя, ни со стороны студентов. Алгоритм проведения практического занятия можно описать так:

– определение темы, цели занятия, последовательности выполнения заданий;

– выполнение заданий;

– обсуждение, контроль выполнения заданий;

– подведение итогов.

Следует организовывать практическое занятие так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха, были заняты напряженной работой, поисками правильных и точных решений.

Цель занятия можно считать достигнутой, если:

– в работе участвовали все студенты группы;

– выполнены все или большая часть заданий, результаты понятны студентам;

– действия студентов получили оценку.

В результате систематического участия в практических занятиях у студентов формируется привычка к самостоятельной работе, преодолевается страх перед собственным незнанием, создается положительный стимул к изучению дисциплин, растет уровень правосознания.

Шестой этап— оценка преподавателем результативности практических занятий, внесение корректировок в задания. Данный этап представляется особенно важным, так как современное право развивается динамично, принимаются новые законы, вносятся поправки в действующее законодательство. С учетом этого необходимо ежегодно вносить коррективы в материалы практических занятий.

В заключении необходимо дать характеристику проблемам, с которыми сталкиваются преподаватели при проведении практических занятий. Первая проблема — это трудности организационного характера (нехватка пособий, недостаточная обеспеченность методическими материалами. Частично острота этой проблемы может быть снята за счет включения наиболее важных бланков документов в учебно-методические пособия, размещения ряда материалов на сайте.

Вторая проблема — неравномерность темпа выполнения заданий в группе. Как уже было отмечено, в каждой группе есть студенты различного уровня подготовки и способностей. При выполнении заданий темп работы у каждого свой. Недопустимо, чтобы все задания были выполнены, а некоторые студенты сидели без дела. При составлении заданий следует ориентироваться на наиболее сильных студентов, иметь заданий с запасом.

Третья проблема связана трудностями самостоятельного освоения материалов студентами, пропустившими занятия по различным причинам и ликвидации текущей задолженности. При условии, что на практические занятия отводится не менее половины аудиторного времени, вероятность сдать задолженность по нескольким пропущенным занятиям за один раз в предусмотренные расписанием сроки мала. В качестве оптимального варианта может быть рекомендовано создание единого методического комплекса в форме «Рабочей тетради» [7]. При такой форме и преподавателю, и студенту легко проверить наличие и качество выполнения заданий.

Наконец, еще одна острая проблема — это рост нагрузки на преподавателей при переходе на бакалаврский стандарт. Не отрицая роль лекции и семинарских занятий, можно констатировать возрастание значимости именно практических занятий. Проведение практических занятий требует большой подготовительной работы, а также дополнительного времени на контроль результатов, выставление дифференцированных оценок. Обеспечение качественного проведения занятий требует повышения оценки труда преподавателя.

Таким образом, рост количества часов практических занятий связан с необходимостью повышения качества образования. Проведение практических занятий на высоком уровне приводит к росту трудоемкости преподавательского труда как в части разработки заданий, так и в части проверки результатов. Следовательно, со временем должны измениться подходы к оценке труда преподавателей для того, чтобы проведения практических занятий не превратилось в формальность как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2698
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26
  3. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" // http://www.pravo.gov.ru,
  4. Ясельская В.В/ Новые методы обучения как способ повышения качества подготовки будущих юристов в сфере уголовного судопроизводства // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2014. № 4 (14) С.159-164.
  5. Ондар Н.А. Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1 С.226-232.
  6. Мареев Ю. Л. Инновационные методы преподавания предпринимательского права на юридическом факультете ННГУ: опыт и перспективы использования // Вестник ННГУ. 2014. № 3-4 С.134-137.
  7. Чудиновских М.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Рабочая тетрадь по курсу. — Екатеринбург, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, студент, задание, навык, проведение, проведение занятий, решение, этап, заочная форма, практическое занятие.

Похожие статьи

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цели практических занятий

Особенности организации практического обучения в колледже

При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа...

Роль практических занятий в технических вузах

Учебные занятия в вузе организуются в форме семинаров. Студенты свободно выбирают тему научно-исследовательской работы. Производственная практика проводится на базовых предприятиях. для проведения практики студентов между институтом и базовым...

Семинар как форма организации учебного занятия

Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия. Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа.

Формы организации практической работы студентов...

На практических занятиях студент учится работать с нормативными актами, процессуальными документами, решает ситуативные задачи. Студент сможет воспользоваться полученными навыками в дальнейшей профессиональной деятельности.

Самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям

Формы проведения практических занятий различны: от ознакомления биографии до сопоставительных исследований теоретических работ, критических статей и выполнения творческих работ.

Некоторые применения кейс-технологии в преподавании...

Разработанное нами занятие включает в себя следующие этапы: — ознакомление студентов с текстом кейса, решение кейса, организация обсуждения кейса, — оценивание участников дискуссии, подведение итогов работы.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков студентов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Для проведения практических занятий необходимо иметь большой комплекс заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

Похожие статьи

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике...

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цели практических занятий

Особенности организации практического обучения в колледже

При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа...

Роль практических занятий в технических вузах

Учебные занятия в вузе организуются в форме семинаров. Студенты свободно выбирают тему научно-исследовательской работы. Производственная практика проводится на базовых предприятиях. для проведения практики студентов между институтом и базовым...

Семинар как форма организации учебного занятия

Рассматриваются роль преподавателя и роль студентов в проведение занятия. Представлена краткая инструкция при создании семинарского занятия. Ключевые слова: семинарское занятие, закрепление, высшая школа.

Формы организации практической работы студентов...

На практических занятиях студент учится работать с нормативными актами, процессуальными документами, решает ситуативные задачи. Студент сможет воспользоваться полученными навыками в дальнейшей профессиональной деятельности.

Самостоятельная подготовка студентов к практическим занятиям

Формы проведения практических занятий различны: от ознакомления биографии до сопоставительных исследований теоретических работ, критических статей и выполнения творческих работ.

Некоторые применения кейс-технологии в преподавании...

Разработанное нами занятие включает в себя следующие этапы: — ознакомление студентов с текстом кейса, решение кейса, организация обсуждения кейса, — оценивание участников дискуссии, подведение итогов работы.

Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу.

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков студентов.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

Для проведения практических занятий необходимо иметь большой комплекс заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.