Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 2413 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Н. В. Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики / Н. В. Федотова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12485/ (дата обращения: 16.12.2024).



В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные сосмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным результатом, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. При изучении всех школьных учебных предметов учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией и пополняют их.

В практике работы сложились пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения:

– Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий…

– Активное использование письменных заданий: ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов, как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

– Чтение разнообразных видов текстов.

Рассмотрим практику работы над текстом, где используются современные педагогические технологии.

Метод «Ведение диалога стекстом». Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике — науке о толковании текстов. Применение данного метода на уроках немецкого языка позволяет формировать умения учащихся делать заключение о намерениях автора или главной мысли текста.

Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.

Метод «диалога с текстом» наиболее значим на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение. Используя данный метод, учитель опирается на умения учащихся, сформированные при ознакомительном, изучающем, просмотровом, поисковом, выборочном чтении.

Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Рассмотрим на примере текста «Мои 17 слов» учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс. Рабочая тетрадь», стр.57, несколько этапов диалога с текстом.

До чтения

Этапы по ходу чтения

После чтения

Поисковое чтение

Самостоятельное чтение

Работа с заголовком

на определение главной мысли текста.

Выделите непонятное, поставьте вопросы к непонятному.

Поиск в тексте скрытых авторских вопросов.

Какие вопросы ты бы задал автору?

Предположи своё продолжение сказки.

Проверить свои предположения по тексту

Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1–2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин.

Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?

Рассмотрим работу с текстом «Мои 17 слов» из учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс, рабочая тетрадь» стр.57.

Были использованы задания: выразить свои представления устно или письменно, словами или красками, задавались ключевые вопросы, использовалось словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Воображение выражается чаще словами на наших уроках. Мы используем: ключевые вопросы, описания, словесное рисование.

Например: Опишите внешность героев, какие картины ты представил, прочитав текст, как разговаривали герои, проиллюстрируй сцену из сказки или рассказа, подготовь сценарий….

Проанализировать рисунки к сказке профессионального художника стр. 57 рабочая тетрадь. Сравнить эти рисунки с тем, что удалось нарисовать устно.

Технология продуктивного чтения. Резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.

Всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап: до чтения

Второй этап: во время чтения

Третий этап: после чтения

Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») выясняется сюжетная линия текста.

Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Например, использовалось произведение Г.Гейне «Лорелея»

дополнительно к тексту «Рейн» стр.50 учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс»

Читают и переводят текст и параллельно комментируют содержание.

Что хотел сказать автор?

  1. Описание пейзажа (Скала, холодный воздух, закат солнца)
  2. Описание Лорелеи (красивая, молодая, блестят золотые украшения, золотые волосы, расчесывает золотым гребнем, поет прекрасную захватывающую мелодию)
  3. Описание шкиперов (смотрят не вдаль на воду, а на скалу вверх)
  4. Последствия (исчезновение в волнах шкипера и корабля)
  5. Причина гибели (Лорелея)

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

Учащимся задаются вопросы:

  1. Лорелея — положительный персонаж или отрицательный?

Ответ:Отрицательный

  1. Зачем Лорелея поет?

Ответ: Чтобы погубить корабль

  1. Какой жанр произведения?

Ответ: Легенда

  1. Откуда возникла эта легенда?

Ответ: Крутой поворот Рейна, высокие скалы, подводные камни, гибель множества кораблей в этом месте.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в школе. Целью обучения иностранному языку является развитие языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса при обучении иностранному языку. В связи с этим, необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельностью.Только овладев различными видами и типами чтения, учащиеся научатся ориентироваться в море существующей ныне информации, научатся отделять главное от второстепенного, выделять главную мысль текста и то, что хотел сказать автор.

О роли учителя

Учитель должен научить учащихся стратегиям смыслового чтения так, чтобы они смогли в дальнейшем самостоятельно использовать эти стратегии, вне зависимости на какую тему будет текст, и на каком языке.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М — во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
  2. Общеобразовательная программа 2016–2017 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга, http://school98.spb.ru/
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2 — е изд. — М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  4. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011.
  5. Martin Mostýn, «Methoden der Textanalyse», Olomouc, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, немецкий язык, иностранный язык, рабочая тетрадь, смысловое чтение, чтение, коллективное обсуждение, опытный читатель, практик работы, самостоятельная учебная деятельность.