Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики
Автор: Федотова Нина Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 22.05.2017
Статья просмотрена: 2401 раз
Библиографическое описание:
Федотова, Н. В. Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация успешной методики / Н. В. Федотова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12485/ (дата обращения: 15.11.2024).
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные сосмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным результатом, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. При изучении всех школьных учебных предметов учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией и пополняют их.
В практике работы сложились пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения:
– Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий…
– Активное использование письменных заданий: ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов, как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.
– Чтение разнообразных видов текстов.
Рассмотрим практику работы над текстом, где используются современные педагогические технологии.
Метод «Ведение диалога стекстом». Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике — науке о толковании текстов. Применение данного метода на уроках немецкого языка позволяет формировать умения учащихся делать заключение о намерениях автора или главной мысли текста.
Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.
Метод «диалога с текстом» наиболее значим на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение. Используя данный метод, учитель опирается на умения учащихся, сформированные при ознакомительном, изучающем, просмотровом, поисковом, выборочном чтении.
Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.
Рассмотрим на примере текста «Мои 17 слов» учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс. Рабочая тетрадь», стр.57, несколько этапов диалога с текстом.
До чтения |
Этапы по ходу чтения |
После чтения |
|
Поисковое чтение |
Самостоятельное чтение |
||
Работа с заголовком на определение главной мысли текста. |
Выделите непонятное, поставьте вопросы к непонятному. |
Поиск в тексте скрытых авторских вопросов. Какие вопросы ты бы задал автору? Предположи своё продолжение сказки. |
Проверить свои предположения по тексту |
Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1–2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Рассмотрим работу с текстом «Мои 17 слов» из учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс, рабочая тетрадь» стр.57.
Были использованы задания: выразить свои представления устно или письменно, словами или красками, задавались ключевые вопросы, использовалось словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
Воображение выражается чаще словами на наших уроках. Мы используем: ключевые вопросы, описания, словесное рисование.
Например: Опишите внешность героев, какие картины ты представил, прочитав текст, как разговаривали герои, проиллюстрируй сцену из сказки или рассказа, подготовь сценарий….
Проанализировать рисунки к сказке профессионального художника стр. 57 рабочая тетрадь. Сравнить эти рисунки с тем, что удалось нарисовать устно.
Технология продуктивного чтения. Резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.
Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап: до чтения |
Второй этап: во время чтения |
Третий этап: после чтения |
|
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. |
После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») выясняется сюжетная линия текста. |
Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. |
|
Например, использовалось произведение Г.Гейне «Лорелея» дополнительно к тексту «Рейн» стр.50 учебника «Горизонты. Немецкий язык. 8 класс» |
|||
Читают и переводят текст и параллельно комментируют содержание. Что хотел сказать автор?
|
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Учащимся задаются вопросы:
Ответ:Отрицательный
Ответ: Чтобы погубить корабль
Ответ: Легенда
Ответ: Крутой поворот Рейна, высокие скалы, подводные камни, гибель множества кораблей в этом месте. |
||
Федеральный государственный образовательный стандарт требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в школе. Целью обучения иностранному языку является развитие языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса при обучении иностранному языку. В связи с этим, необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельностью.Только овладев различными видами и типами чтения, учащиеся научатся ориентироваться в море существующей ныне информации, научатся отделять главное от второстепенного, выделять главную мысль текста и то, что хотел сказать автор.
О роли учителя
Учитель должен научить учащихся стратегиям смыслового чтения так, чтобы они смогли в дальнейшем самостоятельно использовать эти стратегии, вне зависимости на какую тему будет текст, и на каком языке.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М — во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
- Общеобразовательная программа 2016–2017 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга, http://school98.spb.ru/
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2 — е изд. — М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011.
- Martin Mostýn, «Methoden der Textanalyse», Olomouc, 2013.