Автор: Гайсина Флюра Султановна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Гайсина Ф. С. Использование активных методов обучения как важнейшее направление совершенствования преподавания иностранного языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 118-119.



Раскрываются сущность и значение активных методов обучения. Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения.

Ключевые слова: пассивные методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения

В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается огромная роль активных методов обучения в формировании как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Ориентация учебного процесса на формирование компетенций предопределяет необходимость существенного изменения содержания и технологий обучения, совершенствование средств и процедур оценки результатов обучения студентов.

При пассивном методе обучения преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты -пассивными слушателями. Формой общения при пассивном методе является монолог. Этот метод позволяет максимизировать объем подаваемой студентам информации и нацелен на освоение и воспроизведение определенной суммы знаний через «заучивание» дидактических единиц в виде основных понятий, правил, в виде формирования определенного словарного запаса и т. д. Этот метод имеет важное значение. Он способствует информационному и познавательному обучению студентов. ФГОС ВПО по сельскохозяйственным направлениям подготовки бакалавров нацеливают на то, что студент должен знать иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников.

При активном методе обучения студенты не пассивные слушатели, а активные участники. Преподаватель и студенты находятся на равном положении. Этот метод больше основан на демократическом стиле взаимодействия и строится в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [1].

Интерактивные методы обучения являются более развитой формой активных методов. Интерактивные методы характеризуются широким взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. При этом методе активность студентов проявляется во взаимодействии по «треугольнику»: студент — студент — преподаватель — студент. Велика при активных и интерактивных методах направляющая роль преподавателя.

На передний план при этих методах выдвигается не столько усвоение знаний иностранного языка, сколько формирование умений, навыков, способностей применять знания в общественной и профессиональной деятельности [2].

Очень важно при этих методах обучения овладеть навыками анализа, осмысление тенденций, противоречий, зависимостей, взаимосвязей как в лексике и грамматике изучаемого языка, так и в будущей профессиональной деятельности студента.

Такая направленность совершенствования методики обучения иностранному языку предполагает широкое использование таких активных и интерактивных форм и методов обучения, как ролевые, деловые игры, различные формы парной и групповой работы (например, метод малых групп и др.), учебные «мозговые штурмы», психологические и иные тренинги, дискуссии.

Разбор конкретных ситуаций, описываемых на изучаемом языке, на разрешение выявленных противоречий и проблем путем поиска и обоснования вариантов их решения на основе использования знаний иностранного языка, социальных, политических и профессиональных явлений и процессов — все это является основой практически всех конкретных активных форм и методов обучения. Метод получил названиекейс-метода (сase study).

В качестве примера приведем возможный вариант написания кейса и его разбора по теме «Экология и современный мир». Написание кейса, разработка кейс-ситуации может быть связано с созданием и разворачиванием такой проблемной ситуации, разрешение которой, в конечном счете, будет сводиться к поиску ответа на следующие вопросы: Почему в современных условиях все более выдвигается на передний план необходимость решения экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды? Какие факторы способствовали обострению экологических проблем в сельском хозяйстве, в сельской местности? Почему экономика должна изучаться в тесной взаимосвязи с экологией? Общество столкнулось лицом к лицу с решением проблем чистоты воды, воздуха, с глобальным потеплением и многими другими проблемами. Как разрешить эти проблемы? Можно организовать поиск ответов на эти вопросы в состязательном режиме, используя метод малых групп. Можно предложить каждой малой групп разработать свой наилучший вариант решения указанных проблем, свои варианты ответов на эти вопросы.

Таким образом каждая из сформированных малых групп самостоятельно методом мозгового штурма разрабатывает находит и обосновывает пути решения проблемы, обосновывает свою позицию, свой путь доказательства предлагаемого решения. Из студентов может быть создана экспертная группа, которая будет оценивать работу каждой малой группы и предложенный ею вариант решения содержащихся в кейсе проблем.

Такая форма интерактивного занятия с использованием кейс-метода будет способствовать формированию умения решать проблемы с учетом конкретных фактических условий, а также формировать и углублять знания иностранного языка и профессиональную компетентность. Она развивает такие квалификационные компетенции, как способность к проведению анализа и диагностике проблем, умение четко формулировать и высказывать на иностранном языке свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать на основе профессиональных знаний и знаний иностранного языка фактическую информацию [2].

Разработка и разбор кейсов, сценариев деловых, ролевых игр, занятий, проводимых методом малых групп, может быть организовано разными способами и применяться в различных целях. Разработанные кейсы и другие материалы могут быть использованы и в качестве домашнего задания с обсуждением его результатов на занятии или анализом письменно выполненного задания.

Для проведения занятия путем использования активных методов обучения можно применять аудирование как один из важных видов речевой деятельности. Студенты перед прослушиванием текстов-аудиозаписей знакомятся с выражениями, опорными словами по данной тематике. Студенты также получают задание: ответить после прослушивания текста на подготовленные по нему вопросы; пересказать наиболее важные положения из текста, составить по тексту вопросы и задать их своим товарищам. Очень удобно занятие в такой форме проводить в компьютерном классе с наушниками. Ответы на вопросы, вопросы могут быть сформулированы и записаны в компьютере и пересланы для проверки преподавателю.

Кейс-метод, моделирование, проблемный метод, метод «мозгового штурма», метод малых групп, деловые, ролевые игры — важнейшие методы проведения занятий в активной и интерактивной форме. Внедрение этих методов в учебный процесс позволит направить учебный процесс не только на получение и освоение определенной суммы знаний по иностранному языку, но и на овладение студентами умениями и навыками применения знаний в будущей их профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. — Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. — 97 с.
  2. Капсаргина С. А. Формирование профессиональной компетенции у студентов неязыкового вуза. [Электронный ресурс]: http://www.kgau.ru/img/konferenc/2011/g12.doc
Основные термины (генерируются автоматически): активных методов обучения, иностранного языка, знаний иностранного языка, методы обучения, метод малых групп, преподавания иностранного языка, методе обучения, определенной суммы знаний, пассивном методе обучения, методе обучения студенты, значение активных методов, пассивные методы обучения, активные методы обучения, Использование активных методов, использованием активных методов, Интерактивные методы обучения, интерактивные методы обучения, роль активных методов, профессиональной деятельности, результатов обучения студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос